20 Нояб 2013

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ 3.9.18, 20.05.05, Красноярск.

йасмад бибхемй ахам апи двипарардха-дхишнйам

адхйаситах сакала-лока-намаскртам йат

тепе тапо баху-саво варурутсаманас

тасмаи намо бхагавате 'дхимакхайа тубхйам

О Всемилостивый Господь, я в почтении склоняюсь перед Тобой, ибо Ты являешься неутомимым временем и наслаждаешься всеми жертвоприношениями. Я повелеваю всеми планетами вселенной и живу в обители, которая существует в течение двух парардх; многие годы я посвятил аскезам, чтобы достичь самоосознания, но, несмотря на все это, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой.

КОММЕНТАРИЙ: Брахма является самой великой личностью во вселенной, ибо он живет дольше всех. Благодаря совершённым некогда аскезам, своему положению и авторитету Брахма пользуется во вселенной самым большим уважением, однако даже ему приходится почтительно склоняться перед Господом. Поэтому все прочие живые существа, находящиеся на куда более низком уровне, чем Брахма, должны следовать его примеру и оказывать почтение Верховной Личности Бога.

ПОЯСНЕНИЯ: Итак, в этом стихе очень ярко описывается верховное положение Верховной Личности Бога. Используется определенная специальная техника, и в первую очередь описывается величие определенной личности. И мы понимаем, что эта личность, о которой идет речь, куда более велика, чем мы. И таким образом мы ценим эту личность. И затем эта личность сравнивается с еще более великими личностями.

То есть, говорится о том, что эта личность, которая находится на более высоком уровне, чем мы, очень мала и незначительна по сравнению с Верховной Личностью. И поэтому мы ценим и думаем о том, что эта личность, которая находится на более высоком уровне, гораздо важнее.

Сначала Господь Брахма объясняет свое необычное положение. И мы – никто по сравнению с Господом Брахмой. Он живет триста двенадцать триллионов наших лет. А мы максимум живем около ста лет. А обычно даже и меньше. Он живет в три триллиона раз больше чем мы. И таким образом, его могущество, его разум, его качества пропорционально куда более велики, чем наши. Он в три триллиона раз более могуществен, чем мы. Его разум в три триллиона раз могущественнее нашего. Его возможности наслаждаться в три триллиона раз интенсивнее наших. И, тем не менее, в «Бхагавад-гите» Кришна говорит:

а-брахма-бхуванал локах пунар авартино рджуна,

'Все планеты от самой высокой, которой в материальном мире является Брахма-лока, до самой низшей планеты в этом мире – это все юдоль страданий". Даже обитель Господа Брахмы – это юдоль страданий.

Он наслаждается в три триллиона раз интенсивнее, чем мы. Но по сравнению с Господом Кришной, Его стандартами, Господь Брахма несчастлив, он страдает. Очень сильные страдания. Тогда какие же условия у нас тут в Красноярске? Если Господь Брахма страдает от боли, мы не можем даже себе представить и выразить, каково наше положение тогда! Но все же мы думаем: "Да нет, все нормально со мной. У меня все в порядке.

Квартира есть, "Лада"есть, работа на фабрике. Хорошо!"Вот это и не хорошо. Это полный крах, полное несчастье. Но посреди этого крушения, этого краха мы думаем: 'Все в порядке!" Как это называется? Это называется майа. Мы в майе. И поскольку мы находимся в майе, то даже, несмотря на то, в каком мы состоянии находимся, это трагедия, несчастье, мы думаем: "Да нет, все в порядке". И смысл такой, чтобы дать нам некую перспективу, или какой-то новый взгляд о положении Кришны, чтобы мы могли получить лучшую оценку того, кем Он является. А иначе мы будем недооценивать Кришну.

Некоторые люди даже думают, что Кришна -это обычный человек, может быть в каком-то смысле Он более могуществен, чем мы. Но такие люди не понимают, насколько Он могущественнее их. Как, например, Господь Брахма в «Брахма-самхите» описывает некоторые характеристики Голоки Вриндаваны. Он говорит о том, что на Голоке Вриндаване "каждый шаг подобен танцу, каждое слово – песня, вся вода, как нектар". И в этом мы можем получить некоторое представление о том, что Голока Вриндавана лучше, чем материальный мир. И Джива Госвами обсуждает этот вопрос в комментарии к этому стиху: "Если их самые обычные разговоры звучат как наши самые лучшие песни..…", мы понимаем, что означает наше самое лучшее пение. Кто в Красноярске самый лучший певец в ИСККОН? Атмарама из Бородино, а из Красноярска кто ? Нитьянанда ? Или Кусумасава, кто ? Кто-то лучше. Бхактин Ира или Гопа Мохини ? На Голоке Вриндавана обычные разговоры звучат как самое лучшее пение у нас здесь.

Вчера вечером, когда здесь шло арати, мы слышали его. Было очень здорово. Хороший киртан. Джива Госвами говорит, что "обычный разговор на Голоке Вриндаване подобен нашим самым лучшим песням". Господь Брахма говорит об этом. И Джива Госвами говорит: "Раз так обстоят дела, тогда каким же образом звучит их лучшее пение?"Наше лучшее пение, наши лучшие песни звучат как обычные разговоры. Тогда, как же звучат их лучшие песни ? Мы не можем это представить, у нас нет такой способности. И так же их прогулка обычная, это как наш лучший танец. Кто лучший танцор в ИСККОН в Красноярске? А. Шридам. Он из Дивногорска вообще-то. Но, так или иначе, кто-то из них лучше и когда они танцуют, это выглядит очень здорово. Но Господь Брахма говорит, что эти танцы, лучшие танцы это просто как обычная ходьба на Голоке Вриндаване. И Джива Госвами говорит, что "если это действительно так, то как же выглядит их лучший танец?" Мы даже не можем представить себе этого. В «Чайтанье-чаритамрите» приводится описание этого.

Однажды у них был большой киртан, и он длился три месяца. Можете себе представить такое? Можете себе представить: у нас тут гуру-пуджа проходит, и затем мы заканчиваем где-то девятнадцатого августа, а потом у нас начинается лекция, и еще три месяца. В ноябре, только, мы примем прасад. И Вакрешвара Пандит был одним из самых главных танцоров среди спутников Господа Чайтаньи. И во время этих удивительных киртанов он танцевал самым поразительным образом, невероятным. Иногда после трех дней таких киртанов, те, кто вели киртан, обычно уставали и останавливались, он продолжал бы танцевать не останавливаясь в несколько сотен раз экстатичнее и энтузиастичнее, чем Шридам. Три дня без остановки.

И когда они останавливали киртан, он жаловался: "Почему киртан остановили?Я требую продолжения, я хочу танцевать, я хочу погрузиться". Джива Госвами говорит, что мы не можем представить каковы их лучшие танцы. И вода их по вкусу напоминает нектар. Это как наш лучший напиток, когда у нас проходит удивительный пир. Клубника со сливками, сахар и малина. Вкусно! Но их вода напоминает эти вкусы. И Джива Госвами говорит: "Как же мы можем по достоинству оценить их лучший нектар ?" У нас нет подобного опыта.

Даже малейшего опыта у нас нет. И Джива Госвами утверждает, что поскольку мы не способны оценить то, что предлагает нам Голока Вриндавана, поэтому так мало людей хотят отправиться туда. Они думают: "Ну, что это за Голока Вриндавана?" Она для них ничего не значит. Они не могут понять этого. Они думают: "Ну, зачем мне туда, я не хочу. Я отправлюсь на Байкал. Вот это здорово. Буду плавать в Байкале и замерзну там". То же самое можно сказать о Верховной Личности Бога: "Каким образом мы можем оценить Его?"Его красоту, Его смирение, Его милость. Мы по настоящему не можем оценить Его качества. Мы думаем:

"Ну, Бог. Кому, какое дело до Него?"Поэтому Господь Брахма пытается помочь нам по достоинству оценить Господа. Потому что, возможно, мы все-таки можем каким-то образом оценить Господа Брахму. Он живет триста двенадцать триллионов лет, а мы живем сто лет. Его наслаждения пропорционально более велики. Это мы можем оценить каким-то образом. И можно подумать: "Посмотрите, ну ничего себе, он живет гораздо дольше, чем я". А затем Господь Брахма говорит: "А Кришна куда более велик, чем я". И тогда мы можем думать: "О, Кришна на самом деле, какая-то особая личность". Ямуначарья описывает это в «Стотра-ратне».

Он говорит, что Господь Брахма обладает многими качествами. По сравнению с нами Его качества, куда более величественны. Он говорит, что если мы умножим все качества Господа Брахмы на миллион, и затем еще на миллион, и затем еще раз на миллион, и если мы будем так продолжать умножать в течение целого дня Брахмы, снова и снова умножая на миллион, мы даже не сможем превзойти границу одного качества Кришны. Таким образом, мы можем получить перспективу, определенное видение и понимание того, кем является Кришна на самом деле. На самом деле мы все были Господами Брахмами.

И Прабхупада описывает это в Девятой Песне Бхагаватам. Когда мы в первый раз попадаем в материальный мир, в первую очередь первое рождение мы получаем в образе Господа Брахмы. Поэтому мы все уже были в этом положении Господа Брахмы. Но к несчастью мы пали и теперь закончили в Красноярске, Бородино, Зеленогорске.…. Это огромный путь вниз с положения Господа Брахмы. И поэтому Господь Брахма пытается воодушевить нас здесь. Вы такие же, как я, но вы пали в этот Красноярск. И, пожалуйста, не удивляйтесь, если вы будете падать дальше. Мы можем бороться в материальной жизни сейчас, но если вы не осторожны, то все куда сильнее может ухудшиться. Сейчас нужно проснуться. Проснитесь! Изменитесь! Улучшите все! Вернитесь к Богу! Выбирайтесь из этой ситуации!

Итак, Господь Брахма пытается помочь нам по достоинству оценить это, ценность и важность возвращения обратно домой к Богу, важность поклонения Господу, важность предания Господу. Уж если Господь Брахма, который более велик, чем мы во много раз, предается Господу, что уж говорить тогда о нас, мы и подавно должны сделать это. И в Третьей Сандарбхе Джива Госвами использует туже самую технику для описания Шримати Радхарани. Он прославляет Уддхаву. Уддхава такой удивительный преданный, такой великий. Где же нам найти еще такого преданного, который бы хоть как-то сравнился бы с Уддхавой? Кришна говорит, что "Уддхава настолько велик, он более велик, чем Я". Господь Кришна говорит, что "Уддхава более дорог Мне, чем сам Брахма и Шива. Он более дорог Мне, чем Лакшми, Богиня Удачи". И Кришна говорит, что "Уддхава Мне дорог больше, чем Я Сам Себе". Это удивительно, не так ли ? Кто более дорог вам, чем вы сами ? Никто. Обычно никто. Не с кем сравнить. Мы очень дороги сами себе. Иногда мы думаем: "Почему люди не ценят меня больше?Я стою того, чтобы меня хвалить и возносить. Я так сильно ценю себя сам". Но на самом деле они сами себя ценят очень сильно. Поэтому они не могут оценить нас.

И таким образом Джива Госвами указывает на то, насколько велик Уддхава. Он более дорог Кришне, чем Кришна Сам Себе. Но Уддхава хочет стать травинкой. Где-то во Вриндаване он хочет стать травинкой или пылинкой. Так, чтобы, может быть, Шримати Радхарани когда-нибудь наступила на него. И если бы она наступила на него в форме такой травинки, он считал бы, что жизнь его совершенна. Итак, насколько же велика Радхарани. И Уддхава говорит, что "если Радхарани не наступит на меня, когда я буду такой травинкой, то, может быть, если она будет проходить рядом где-нибудь мимо, то, может быть, ее стопы поднимут немного пыли с земли, и, может быть, часть этой пыли приземлится на меня. То есть не обязательно ее стопы, но хотя бы пыль с ее стоп. И если это произойдет, тогда я буду считать, что моя жизнь достигла успеха».

Итак, Джива Госвами пытается помочь нам оценить возвышенное положение Шримати Радхарани. В противном случае мы можем думать: "Да я знаю некоторых хороших преданных, например как Кусамасава Прабху, Сурамьянга Прабху, хорошие преданные, очень хорошие. И вот Радхарани получше, чем они. Она лучше. Они вот здесь, а она вот здесь. Но это не очень-то поможет нам в этой оценке. То есть для того, чтобы помочь нам в этих трудностях оценки различных положений, в чем вы не имели опыта, или какого-то близкого или отдаленного опыта. Какой пример приводит Прабхупада?Доктор Лягушка. Знаете?

Доктор Лягушка жил в своем колодце, у него был большой колодец. И один из его друзей отправился и увидел Тихий океан. И он вернулся и встретился с доктором Лягушкой. И он сказал: 'Ты знаешь, я видел Тихий океан. Он такой огромный. Невероятно, ничего подобного я ранее не видел". И доктор Лягушка сказал:

"Что, правда, что ли? Он такой же большой как мой колодец?" Тот ответил: "Да нет, гораздо больше". Доктор Лягушка сказал: "В два раза больше, что ли?"Его друг ответил: "Да нет, гораздо больше". И доктор Лягушка стал вдыхать воздух, раздуваться, раздувать свою грудь: 'Такой большой?"- "Да нет, больше гораздо". "Вот такой большой?"- "Да нет больше!"- "Вот такой большой, что ли?"И затем он просто взорвался. До свиданья, доктор Лягушка. Сначала очень трудно оценить Кришну с материальной платформы. На самом деле это совершенно невозможно. Какие-то намеки мы можем получить, но наше материальное видение все искажает. Мы слышали о том, что Кришна является изначальной, самой древнейшей Личностью. И мы думаем: "Ну, наверно тогда Он выглядит как какой-то человек из дома престарелых, этакий старик. Очень старый человек". Но мы можем также слышать, что Кришна очень могущественный. Он держит все планеты. Мы думаем, что Он похож на какого-то тяжелоатлета, штангиста. Кем же Он является: очень старым или очень сильным и молодым? И люди как бы приходят в недоумение из-за этого.

Но Господь Брахма объясняет, что Он является изначальной и самой древнейшей личностью и в то же время, одновременно с этим обладает вечно юной свежей молодостью. Но в материальном понимании это не имеет никакого смысла. Поэтому Господь Брахма и пытается помочь нам, несмотря на то, что он живет так долго, гораздо больше, чем мы. И даже, несмотря на то, что он главный контролирующий, поддерживает все планеты. У нас будут сложности, даже если мы будем поддерживать одну страну. Несмотря на то, что он многие годы предавался аскезам. Может быть, мы совершили какие-то маленькие аскезы: встаем на мангала-арати, и мы думаем: "Сегодня большая аскеза, я от этого огромное благо получу". Но он предавался куда более огромным аскезам в течении многих лет. Так он пытается помочь нам осознать его положение и он после говорит, что "даже несмотря на все это я полностью предаюсь Кришне". И тогда как же мы должны предаться Кришне? Это абсолютная необходимость. Есть ли у вас комментарии или вопросы? Вопросов нет?

У нас есть одно небольшое объявление. Шри Виджай Прабху попросил нас объявить, что для того, чтобы закончить строительство храма, нам необходимы лакшми. Не очень много. Чуть-чуть. Может быть, вы могли бы помочь. Всего лишь триста пятьдесят тысяч рублей. Практически ничего, для того, чтобы завершить строительство нового храма. Я не знаю, кто из вас тут богат. Мы можем думать: "Деньги.…. Наши деньги это очень здорово. Мы можем получить столько радости и счастья от наших денег". Но эти деньги – одна из тех вещей, которые привязывают нас к этому миру. Конечно, деньги нужны, чтобы поддерживать свое здоровье, для преданного служения, но не слишком много. А иначе, это превращается в большую ношу на голове. Мы пытаемся каким-то образом держаться на поверхности в этом материальном океане, так, чтобы мы не утонули в этом океане. Но если вы пытаетесь плыть, а у вас на голове огромный груз, то вы утонете. Шри Виджай Прабху очень добр, он не хочет, чтобы кто-нибудь из вас утонул под грузом, так сказать, всех этих денег. Он поможет, взяв некоторую часть этих денег у вас, и займет их в служении Кришне. И таким образом он окажет вам очень большую услугу. Поэтому попытайтесь оценить его милость и воспользуйтесь этой возможностью, и попытайтесь дать что-то для этой цели.

О Кришне рассказывают:

Вришабхану-сута

1
вришабхану-сута, чарана севане, хоибо йе палйа-даси
шри радхара сукха, сатата садхане, рохибо...

Должны ли быть секреты?

Шрила Джайадвайта Свами
Лекция по Шримад-Бхагаватам (4.22)
Москва, 14.09.1998
(перевод Вайдьянатхи...

Шри Вриндадевйаштакам

Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура

Вишванатха Чакраварти Тхакур родился в 1638 году, ровно за...

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Имена Господа

Возвращение на духовную планету

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ 1.19.21, 24.05.2003, Красноярск.

сарве вайам тавад ихасмахе 'тха...

Появление на свет Ягьи и Лакшми

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ, 4.1.4, 16.06.96, Красноярск.

йас тайох пурушах сакшад вишнур...