19 Нояб 2013

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ 2.10.19 Июнь 2004

вивакшор мукхато бхумно вахнир ваг вйахртам

тайох джале чаитасйа сучирам ниродхах самаджайата

Когда Всевышний пожелал говорить, из Его рта вышел звук. Затем изо рта появилось божество, управляющее огнем. Однако, пока Он лежал на воде, все эти функции находились в бездействии.

КОММЕНТАРИЙ: Постепенное развитие различных чувств сопровождается одновременным появлением управляющих ими божеств. Отсюда следует, что деятельность органов чувств подчинена воле Всевышнего. Чувства как бы предоставляют обусловленным душам относительную свободу наслаждений, но при этом обусловленные живые существа должны по назначению использовать свои чувства, подчиняясь власти управляющих божеств, которых назначает на этот пост Верховный Господь. Того, кто нарушает установленные правила, законы природы наказывают, обрекая на рождение в более низких формах жизни.

Возьмем, к примеру, язык и управляющее им божество, Варуну. Язык предназначен для то го, чтобы есть пищу, и люди, животные, птицы – одним словом, все – наделены индивидуальным вкусом. Скажем, вкус человека отличается от вкуса свиньи. Когда у живого существа развивается вкус, отвечающий определенному сочетанию гун природы, управляющее божество награждает его телом соответствующего типа.

Если человек развивает в себе неразборчивый вкус свиньи, то управляющее божество позаботится о том, чтобы в следующей жизни он получил тело свиньи. Свинья питается чем попало, даже испражнениями, и человек, развивший в себе подобную неразборчивость, должен приготовиться к тому, что в следующей жизни он опустится на более низкий уровень. Такая форма жизни – это то же проявление милости Бога: в конце концов, обусловленная душа сама хотела обладать телом, в совершенстве приспособленным для того, чтобы наслаждаться соответствующим видом пищи. Ее ли человек в следующей жизни получает тело свиньи, это нужно воспринимать как милость Господа, поскольку Господь предоставил ему возможность осуществить свои желания.

Тип тела, которое живое существо получает после смерти, определяется не волей слепого случая, а высшей властью. Поэтому человек должен быть очень осторожным в своих поступках, понимая, что от них зависит тип тела, которое он получит в следующей жизни. Жить без ответственно, не задумываясь над последствиями своих поступков, опасно – таково заключение всех священных писаний.

ПОЯСНЕНИЯ: Здесь говорится о том, что речь проявилась из вселенской формы и управляется огнем. Поэтому, когда мы воспеваем, мы должны быть такими разогретыми. Сделайте это так же еще раз на программе вечером. Вы должны практиковаться, чтобы быть всегда готовыми. Хорошо?

Так, здесь Шрила Прабхупада вновь обсуждает цепь или систему контроля и различных функций в этой материальной вселенной. Есть очень длинная цепь контроля. Вещи действуют совсем не так, как нам кажется, они действуют на поверхности, внешне. Мы так много говорим, иногда слишком много говорим.

Иногда мы думаем, что в основном это делает мой рот, мои голосовые связки и немножко мозг. Иногда мозг не слишком сильно вовлечен в эту деятельность. И мы думаем, что так все и действует. Рот открывается, закрывается, и появляются слова, таким образом, мы общаемся. Но согласно описанию, данному здесь, за этим стоит намного большее, что-то, о чем мы сейчас говорили.

В этот процесс вовлечено божество, которое управляет речью. И что же это за божество ? Это не кто иной, как Агни, полубог огня. Иногда, когда мы говорим, что кто-то слишком много говорит с кем-то, мы обычно говорим об этом, что тот, кто говорит, -жжет уши тому, с кем он разговаривает. Итак, энергия речи каждого из нас контролируется Агни, и без его милости, без его разрешения вы не сможете правильно говорить, или вообще не сможете говорить. Иногда люди теряют голоса.

Если вы слишком много говорите, то можно потерять голос. Я говорю много, у меня, поэтому наполовину севший голос. Иногда мне нужно отдыхать несколько часов, но он все равно не становится нормальным. Это Агни предупреждает меня: 'Смотри, ты сильно много разговариваешь. Прекрати говорить всю эту чепуху". Но дело даже не просто в Агни, он не является независимым контролирующим, но он контролирует, в то же самое время, находясь под контролем Кришны. И если Кришна решит что-то изменить, то Он может не принимать во внимание Агни. Он может вообще убрать его и поместить на его место другую личность.

У Агни тело состоит из огня. Есть очень интересное описание, когда Говардхан-лила подходила к концу, когда уже Господь Индра совершил абхишеку Кришне. Туда пришли все полубоги и принимали участие в ней различными способами. Господь Брахма обмахивал Кришну веером из павлиньих перьев. Там был также Господь Шива с чамарой и также там присутствовал Агни, который предлагал агарбатти. Но эти благовония, которые называются агарбатти, были не похожи на наши обычные благовония, которые предлагаем мы. Каждое из них было два или три метра длиной. И вот такое вот толстое.

Вы можете представить себе, как они выглядели? Агни предлагал их и в то же самое время присутствовал там в своем огненном теле. У него из головы поднимались языки пламени. Это называется быть горячим. Они предлагали все это Кришне, Кришна сидел там такой отстраненный. После этого они все предложили свои поклоны Кришне и отправились на свои небесные планеты, и оставили все атрибуты. Огромный веер из павлиньих перьев. Где павлины? Улетели обратно во Вриндаван. Их друзья на алтаре остались? Так они оставили все атрибуты. И после этого туда пришли пастушки и взяли эти атрибуты. Огромный веер из павлиньих перьев. И пастушку надо было двумя руками держать его, пытаясь обмахивать Кришну. То же самое с чамарой – двумя руками. И благовония агарбатти. И Кришна сидел и наслаждался всем этим. Пастушки смеялись и шутили друг с другом.

И вдруг, там появился Нанда Махараджа. И он спросил пастушка с веером: 'Ты где достал такой веер ?" И пастушок сказал: "Ну, его забыл человек с четырьмя головами". Они даже не знали кто это. А Господь Шива присутствовал на этой церемонии в своей пятиголовой форме. И Нанда Махараджа спросил пастушка с чамарой: "А где ты такую чамару взял ?" И пастушок ответил: 'А ее забыл человек, у которого было пять голов". Нанда Махараджа удивлялся: "Что тут происходит?" Тогда он спросил пастушка с благовонием: "А где ты взял такое благовоние?" И пастушок сказал: "А его забыл человек, у которого пламя выходило из головы" И тогда Нанда Махараджа подумал: "О, эти мальчики живут в каком-то странном выдуманном мире".

Итак, тело Агни состоит из огня. И он распространяет свою энергию на такое огромное количество живых существ. В действительности полубоги существуют на разных уровнях. Как, например, в «Брахма-самхите» мы можем найти описание первой формы Господа Шивы, которая называется Шамбху. Когда Маха-Вишну бросает взгляд на всю материальную природу, как в этот момент называется состояние материальной энергии?

Прадхана, да. Маха-Вишну бросает взгляд на всю прадхану, на всю материальную природу. Этот взгляд контактирует с материальной энергией, и этот взгляд является Личностью со всеми качествами и потенциями Личности. Этот взгляд называется Шамбху. Он является изначальной формой Господа Шивы. И, поскольку он является взглядом Маха-Вишну, он является частью самого Маха-Вишну. Но он соприкасается с материальной энергией, а Маха-Вишну остается на расстоянии от нее. Но этот взгляд Шамбху непосредственно соприкасается с материей и вводит все живые существа во чрево материальной энергии.

Таким образом, происходит непосредственное соприкосновение с майей. Итак, это изначальная форма Господа Шивы, которая оплодотворяет изначальную форму своей супруги Дурги. И эта форма Господа Шивы управляет всей материальной природой. Затем из Маха-Вишну исходит Хиранья-гарбха. Он является изначальной формой Господа Брахмы. Затем он распространяется в Гарбходакашайи Вишну. Маха-Вишну является божеством, управляющим всей материальной природой. Шамбху, Господь Шива, распространяет себя в каждую материальную вселенную.

Это описано в Третьей Песни «Шримад Бхагаватам». Там говорится о том, как Господь Брахма пытался побудить своих сыновей, четырех Кумаров, зачинать потомство и населять всю вселенную. Он хотел, чтобы они стали домохозяевами, и чтобы у них появились дети. Но они сказали: "Не, мы лучше будем воспевать Харе Кришна и будем счастливы. Мы не хотим связывать себя всей этой жизнью домохозяев. Нам придется присматривать за детьми, устраиваться на работу на завод. Мы не хотим этого делать. Мы хотим быть свободными и наслаждаться жизнью в сознании Кришны" Господь Брахма разозлился на них.

И тогда из его лба проявился Господь Шива. Это форма Господа Шивы в этой вселенной. В каждой вселенной есть свой Господь Шива. Есть миллионы, бесконечно огромное количество вселенных. В "Брахма самхите"описывается, что Господь Шива проявляется в каждой вселенной при разных обстоятельствах. В этой вселенной он проявился через лоб Брахмы. Но в других вселенных он может появиться из левой руки Вишну, а еще в каких-то вселенных он может появиться совсем по-другому.

Итак, это значит, что есть Шамбху, изначальная форма Господа Шивы. Затем есть Шива очень известный популярный полубог в этой вселенной, и такая форма Шивы есть в каждой вселенной. Но когда Шива изошел изо лба Господа Брахмы, из него самого проявилось еще несколько форм. Теперь уже был он и еще одиннадцать форм его самого. Это одиннадцать Рудр. Когда эти одиннадцать Рудр проявились изо лба Брахмы, они собирались уничтожить всю вселенную. Но Брахма сказал: "Нет, сейчас не время. Подождите, пока не кончится моя жизнь" И он отправил их в место, которое называется Махакалапур. И они сейчас находятся там. Они ждут. "Когда же мы сможем уничтожить вселенную?"

Итак, это разные формы Господа Шивы. Есть также разные формы у всех остальных полубогов. Но та форма Агни, о которой говорится здесь не находится в этой вселенной, потому что эта вселенная еще не существует. Здесь описывается самое начало творения, когда оно разворачивается. Таким образом, здесь описан Агни, который главенствует во всей материальной природе. Все полубоги, которые наделяют живые существа различными способностями, в свою очередь получают свои силы от Верховной Личности Бога. И в зависимости от того, как обусловлены живые существа, используют эти силы. Они получают разные реакции.

Здесь Шрила Прабхупада дает более детальное описание этого на примере того, что мы едим. Процесс еды включает в себя такое понятие как вкус. И кто же является полубогом, управляющим вкусом? Кто? Вчера мы слышали об этом уже. Он наделяет каждое живое существо вселенной определенным типом вкуса. Некоторым людям нравятся сладости. Другим людям нравятся блюда, в которых много специй. Кому-то нравится, когда специй очень-очень много. Я знаю людей, которым нравится набирать целую ладонь зеленого чили, это восемь-десять чили, очень-очень острый чили, и есть их просто как закуску.

Для нас и для большинства людей это было бы слишком. Есть люди, которые, когда едят фруктовый салат, кладут туда чили. Я знаю, что когда Прабхупада ел фрукты он всегда их солил и перчил. Да, правда. Он брал яблоко и ел его с солью и перцем. И он никогда не ел фрукты с кожурой. Кожуру всегда нужно срезать. Таким образом, у разных людей разные вкусы. Кому-то нравится картошка и капуста, кому-то не нравится, некоторым нравится то, о чем мы даже не хотим говорить. Есть также другие формы жизни. Здесь Прабхупада говорит о свиньях. Они могут вообще есть все, что угодно. Чтобы это ни было, если это можно съесть, они это съедят. Как, например маленькие дети. Как только они до чего-нибудь дотягиваются, они пытаются это съесть. Не так ли? Все, что угодно. Эти различные вкусы подобно пропускам.

В зависимости от своей прошлой жизни, вы привлечены определенными типами вкусов. И Варуна говорит: 'Хорошо, в этой жизни ты получишь право, у тебя будет возможность есть определенную пищу". И живое существо получает тело, которое естественным образом склонно к употреблению данной пищи. Кто-то в прошлой жизни привязался к другому типу пищи, и получает другой пропуск, другое право.

Например, как человек получает водительские права, чтобы водить определенную машину. Он привязан к этому. А кто-то получает права, чтобы водить мотоцикл, а кто-то получает права, чтобы водить автобус. Это лишь разные склонности, которые даны им авторитетами. Но если вы пренебрегаете теми правами, которые вам даны. Например, если вы едете в машине, на своей «Ладе» по ленинскому проспекту, двести километров в час, по встречной полосе и тут вас останавливает милиция в пятницу в двенадцать дня. Вас останавливает милиция и говорит: 'Что ты делаешь ? Мы у тебя права заберем", и человек говорит: "Да нет же, у меня настоящие права, мне можно водить". – 'Это правда, но ты не можешь водить так". У кого-то есть разрешение на оружие. Он идет на Ленинский проспект или на проспект Мира со своим ружьем и начинает стрелять в людей. "Мне не нравятся твои усы" или "Мне не нравится, как ты на меня посмотрел". Милиция арестует его, но он говорит: "У меня же есть право на ношение оружия". У вас может быть право, но если вы нарушаете его, то вы теряете его.

У нас есть человеческое тело, и если мы говорим о еде, то значит, что мы должны есть определенные виды пищи. Мы должны есть вегетарианскую пищу. И в идеале, эта пища должна быть предложена Кришне, это должен быть кришна-прасадам. Но если мы едим всякую ерунду, все, что похоже на съестное, то мы потеряем право на человеческую формужизни. И получим право на форму жизни свиньи.

Однажды в Южной Африке я посещал одну ферму, мы думали о том, чтобы купить ее. У них были теплицы, и они там выращивали что-то. Тут мы зашли в одну маленькую теплицу, там ничего не росло. Там было, по крайней мере, сто улиток. Я думал: "Что здесь происходит?"И эти люди сказали: "О, мы их едим". Харе Кришна! Не очень вдохновляюще. Если человеку нравится такое, то он обязательно потеряет право на человеческую форму жизни, и получит тело свиньи. Свиньям нравится есть все, что угодно. Если вы были в Индии, то вы наверняка видели, что в деревнях там нет туалетов. Но у них есть два поля, одно поле для мужчин, другое поле для женщин. И рано утром они все с лотами, наполненными водой, делают все необходимое на этих полях. Они присаживаются на корточки, чтоб все сделать на этом поле. Там подходят друзья с лотами, приветствуют друг друга. "Доброе утро. Как дела? Хорошо!" Это как раз те места, куда любят приходить свиньи. И после того, как люди все закончили, туда приходят свиньи. С большим энтузиазмом. Иногда они приходят еще до того, как люди ушли. Мы видели однажды, как человек присел на корточки, делал свои дела, появились три или четыре свиньи и они наперегонки бежали, кто будет первым, чтобы получить "нектар". Они бежали так быстро, что врезались в него и сбили его с ног. Там проходит много игр. Нам не нужны такие права.

Все это контролируется, нельзя думать, что какие-то вещи просто происходят с нашим телом, но к чему мы привязаны, такое тело и будет нам дано, чтобы удовлетворить эти привязанности. В юности я занимался серфингом. Есть серфинг в Красноярске ? Если человек слишком привязывается к этому, то какое тело он получит? Он получит тело рыбы. Если ему нравится спать постоянно, то, просыпаясь в воскресенье рано утром, он вдруг понимает, что сегодня воскресенье и не надо идти на работу: «Я могу спать», – то можно получить тело медведя и спать целыми месяцами. В действительности, когда я приезжаю в Сибирь я всегда хочу увидеть медведя. Я ни одного до сих пор не видел.

Прабхупада видел, как люди занимаются серфингом на Гавайях и спросил преданных: «Чем они занимаются?». Преданные сказали: «Прабхупада, они занимаются серфингом». В действительности они сказали: «Они серфингисты». Прабхупада сказал: «Что, страдающие морем?». Преданные подумали, что Прабхупада просто неправильно их услышал: «Нет, они – серфингисты». Прабхупада сказал: «А, понятно, они страдают от моря». На английском – это просто игра слов такая. Если у вас есть право делать что-то, то вы должны использовать его очень осторожно, иначе, полубоги, которые контролируют различные функции, которые вам даны, могут отобрать у вас возможность эти функции выполнять. Или могут дать вам возможность выполнять другие функции, которые могут вам не понравиться. И все это, в конце концов, происходит под контролем Кришны. И там, на Голоке Вриндавана, Он, в конце концов, контролирует все. И потенции, которыми наделены люди, исходят от Кришны. Примерно шесть недель назад была Акшайа-Тритйа -это день фестиваля Чандана-ятры. Когда Божества полностью покрываются сандаловой пастой.

Пять тысяч лет назад, когда Кришна был во Вриндаване, Кришна однажды утром увидел, как мама Яшода готовит множество всяких таких маленьких жареных закусок. Различные типы чевда. Многие разные виды пакоры, самое, качори. Кришна подошел к маме Яшоде и спросил: «Матаджи, это для меня?». Она сказала: «Нет, это для твоего отца Нанды Махараджи. Он отправляется в Прайаг, в паломничество. Он возьмет с собой этот прасад». Кришна спросил Нанду Махараджа: «Куда ты идешь папа?» И Нанда Махараджа ответил: «Да я иду в Прайаг. Это высшее место паломничества. И я освобожусь от всех греховных реакций, которые я получил за прошедший год, приняв омовение в месте, где сливается Ганга и Ямуна в Прайаге». И Кришна сказал: «О, папа! Ты что, покинешь Вриндаван? Отправишься куда-то еще?» Нанда Махараджа сказал: «Да. Ради того, чтобы достичь очищения». И перед тем, как отправиться в путь он пошел на Павана Саровар, чтобы принять омовение. Кришна пошел с ним. Он спрашивал: «Когда ты уезжаешь папа? Когда же ты уедешь ? Зачем ты вообще уезжаешь ? Почему ты оставляешь Вриндаван?» И Нанда Махараджа погладил Его по голове, и сказал: «Да не волнуйся, ты слишком молод, чтоб понять это». Они пришли туда, и Нанда Махараджа уже собирался принять омовение, и тут они увидели одного огромного человека. Он был в два раза больше Видьянидхи, очень большой. И одет был очень богато. Он заливался смехом и неожиданно он бросился в Павана Саровар. Начал плескаться там, смеялся очень громко при этом. Потом вышел оттуда и начал кататься в пыли, и тоже все время смеялся. И потом снова бросился в Павана Саровар.

Это продолжалось несколько минут. И Кришна спросил Нанду Махараджу: «Папа, это кто?» Нанда Махараджа сказал: «Да я не знаю. Я никогда раньше его не видел. Какой удивительный человек». Они подошли к нему, и Нанда Махараджа спросил его: «Кто ты ?» Этот большой человек сказал: «Меня зовут Прайаг. Я Божество этого святого места Прайага». И Нанда Махараджа тогда спросил его: «А, что ты здесь делаешь?» И тогда Прайаг сказал: «Каждый год на Акшайа-Тритйа я прихожу сюда на Павана Саровар, чтобы принять омовение. Потому, что весь год люди купаются в моих водах, оставляя в них свою плохую карму. Поэтому к концу года я чувствую себя таким загрязненным, оскверненным. Поэтому я прихожу сюда и принимаю омовение здесь в Павана Саровар для того чтобы избавиться от всего этого огромного количества накопленных мною греховных реакций». И Нанда Махараджа сказал: «Ага, понятно». И Кришна начал спрашивать Нанду Махараджу: «Папа, о чем он говорит?» И Нанда Махараджа сказал: «Все нормально, сынок, ты все равно бы не понял». И неожиданно они огляделись вокруг и увидели, что таких необычных очень больших людей там полно. И Кришна начал спрашивать Нанду Махараджу: «А это что за люди?» Прайаг объяснил тогда. Он сказал: «Видите вон ту даму, вон там? Большую даму, которая сидит на крокодиле ? Это Ганга-деви. А видите вон того мужчину? Это Бадрик Ашрам» И он указал на всех этих людей.

Оказалось, они были различными Божествами различных мест паломничества. И тогда он сказал Нанде Махарадже: «Мы все приходим сюда в Акшайа Тритийу чтобы омыться в Павана Саровар и избавиться от всех накопленных нами греховных реакций. Эти реакции мы получили от всех тех людей, которые приходят в паломничество». Нанда Махараджа тогда стал очень тихим. Он взял узелок со всеми этими жареными закусками и начал подниматься обратно на холм Нандаграм. А Кришна тянул его за руку и спрашивал: «Ты когда поедешь-то, папа? Когда ты поедешь в Прайаг?» Нанда Махараджа сказал: «Да никуда я не поеду уже. Я просто останусь во Вриндаване». И Кришна сказал: «А можно я тогда съем самосы ?» Нанда Махараджа отдал ему весь узелок и сказал: «Да, ешь. Это все мне уже не нужно».

Полубоги получают свои силы от Кришны. Святые места получают свои силы от Кришны. И также личные святые места Кришны. Итак, все, в конце концов, зависит от Кришны. И более того, не принимая во внимание даже непосредственные вещи, о которых мы говорим. Мы всегда должны понимать, что происходит за тем, что мы видим. И тогда мы будем видеть, что основой всего является Кришна. Поэтому Господь Брахма говорит: «Говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами» «Ему изначальной личности Говинде, Кришне я поклоняюсь». Мы должны следовать его примеру. Он глава нашей сампрадайи. И мы должны делать то, что делает он – предаться Кришне.

Вопрос: На стопах Кришны есть различные знаки: знак зонтика, стрелы и так далее. Почему эти знаки считаются священными?

Ответ: Просто эти предметы благоприятны. Кришне нравится, чтобы они были на Его стопах. Пусть они будут на Его стопах, ели Он хочет. Они просто благоприятны и я не слышал другого более подробного объяснения.

О Кришне рассказывают:

Возвращение на духовную планету

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ 1.19.21, 24.05.2003, Красноярск.

сарве вайам тавад ихасмахе 'тха...

Гурудев (вариант 2)

Шрила Бхактивинод Тхакур
 
Гурудев!
Крипа-бинду дийа,коро’ эи дасе
тринапекша оти дино/
соколо...

«Хари-бхакти-виласа» раскрывает смысл Харе Кришна маха-мантры

ХАРЕ    О Радха, пожалуйста, плени мой ум и освободи меня из материального мира.

КРИШНА    О...

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Имена Господа

Бхога-арати

(Из "Гитавали")
(В доме Тхакура Бхактивиноды, Сурабхи-кунджа, Годрума)

1. бхаджа бхаката-ватсала...

Вришабхану-сута

1
вришабхану-сута, чарана севане, хоибо йе палйа-даси
шри радхара сукха, сатата садхане, рохибо...