19 Нояб 2013

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ 2.10.18 Июнь 2004

мукхатас талу нирбхиннам джихва татропаджайате

тато нана-расо джаджне джихвайа йо 'дхигамйате

Из Его рта возникло нёбо, а вслед за ним-язык, после чего появились различные вкусы, чтобы язык мог наслаждаться ими.

КОММЕНТАРИЙ: Описание постепенного процесса эволюции объясняет принцип управляющих божеств (адхидаива). Так, например, Варуна – это божество, которое отвечает за все приносящие наслаждение вкусы. Поэтому во рту появляется язык, способный ощущать различные вкусы, за которые отвечает Варуна. Таким образом, появление Варуны связано с возникновением языка. Язык и нёбо, как органы тела, относятся к категории адхибхутам, то есть являются формами материи; божество, осуществляющее эту функцию, является живым существом и принадлежит к категории адхидаивы, а личность, с которой это происходит, относится к категории адхйатмы.

Так дается еще одно объяснение того, как воз никают эти три категории, после того как вират-пуруша открывает рот. Четыре понятия, упомянутые в данном стихе, раскрывают смысл трех основных принципов, о которых шла речь выше: принципов адхйатмы, адхидаивы и адхибхутам.

ПОЯСНЕНИЯ: Итак, это продолжение объяснения возникновения проявления материальной природы из прадханы. Контекст, в котором рассматривается данная тема – это контекст взаимоотношения. Из прадханы проявляется такое большое количество разных вещей. Но сами по себе они не являются независимыми объектами. Все они очень близко связаны между собой. И факт состоит в том, что они даже более чем связаны. В действительности они зависят друг от друга. И если хотя бы одно звено убрать из этой цепи, то цепь не будет существовать. Таким образом, это даже больше, чем просто взаимосвязь. Мы говорим о зависимости.

Как, например, у нас есть семьи. У вас может быть брат или сестра, но вы не зависите от них. Они могут умереть или уйти, и вы их больше никогда не увидите, но после этого вы будете продолжать жить. Но с родителями по-другому. По крайней мере, до того, как вы появились на свет. Если бы до вашего рождения или зачатия ваш отец сказал бы: "Нет, я ухожу", то вас бы и не было. Такова зависимость.

В других же случаях, может быть взаимосвязь, но нет зависимости. Итак, все, о чем мы говорим здесь, связано определенными отношениями. Но также здесь присутствует аспект зависимости. Все объекты зависят друг от друга. Но, в конце концов, от кого они зависят? Они зависят от Верховной Личности Бога. Если бы Его не было, то ни один из этих объектов не проявился бы. Но даже если каких-то объектов бы не было, то он все равно бы существовал. На него бы это не оказало никакого влияния. Как это было объяснено в предыдущей главе в первом из четырех главных стихов «Шримад Бхагаватам»:

ахам эвасам эвагре нанйад йат сад-асат парам пашчад ахам йад этач ча йо 'вашишйета со 'смй ахи

Верховная Личность Бога дает наставления Господу Брахме. "О, Брахма, это я, Личность Бога, существовал до начала творения. Когда материя мироздания проявляется, то все покоится на мне. И то, что остается после уничтожения – тоже я". Здесь мы видим пример одновременной относительности и зависимости. Но Верховная Личность Бога полностью независима,

ведахам саматийани вартаманани чарджуна бхавишйани ча бхутани мам ту веда на кашчана

В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Я знаю все, что происходило в прошлом, я знаю все, что происходит сейчас, и в действительности я знаю все, что будет происходить в будущем. Я знаю все живые существа, абсолютно все о них. Но меня не знает никто». Таким образом, Кришна всегда поддерживает свою независимость. Хотя все остальное полностью зависимо от него. И если Он прекратит поддерживать что-то – все это разрушится. Здесь процесс творения описывается как происходящий в трех разных аспектах, которые были упомянуты в четырнадцатом стихе. И здесь также делается на них ссылка. Можете вспомнить, что это за аспекты?Адхидаива, адхибута и адхьятмика.

Что такое адхидаива? Адхидаива значит полубоги. И также силы, которыми управляют полубоги, то, каким образом они действуют в этом творении. Аспект адхибуты или адхибхаутика – что это? Это определенные формы, которые принимает материя. Как, например, в этих стихах упоминаются некоторые из форм. Упоминается рот, нёбо и язык. Все это адхибхаутика. А адхьятмика – что это такое? Да, это душа, но речь идет именно об обусловленной душе. Это описано в четырнадцатом стихе, который мы читали два дня назад, что вират-пуруша, вселенская форма начинает проявляться из прадханы как эти три фактора.

А то, как проявляются эти три фактора и дальше развиваются, описано здесь. Шрила Прабхупада ссылается на четыре принципа упомянутые в этом стихе. Он говорит о четвертом принципе, который является проявлением этих трех. Эти четыре принципа, о которых мы раньше не слышали – это рот, язык, нёбо и вкус. И все они являют собой и проявляются из этих трех основных принципов. Когда я приезжал однажды в Красноярск, мы обсуждали здесь эти предметы адхьятмика, адхибаутика и адхидайвики, с точки зрения личности. Джива Госвами в "Шри Таттва-сандарбхе" говорит о том, как эти три аспекта взаимосвязаны. Адхидайвика указывает на функциональность божеств. Они зависят от присутствия личности адхибаутики. Они зависят от существования различных тел с их чувствами. Если они являются управляющими Божествами, они обладают силой управлять чувствами. Как, например, чувство вкуса. Прабхупада говорит здесь, что это чувство управляется Варуной.

И если бы не было тела с языком, то, как бы могло проявиться чувство вкуса. И тогда бы Варуна не был бы функциональным божеством. Он стал бы безработным. Безработный полубог. Но если бы в теле не было обусловленной души, и даже если бы у тела был очень хороший язык и Варуна наделял бы язык способностью чувствовать вкус, но в то же самое время не было бы живого существа, которое дает телу жизнь, то оба они остались бы без дела. Варуна не был бы способен что-либо сделать и язык точно так же. И та же самая идея может быть применима к каждому из трех.

Точно также обусловленное живое существо без грубого материального тела не представляет собой ничего. Таким образом, Джива Госвами говорит, что все они взаимозависимы и ни одно не является независимым от других. Но есть одна личность, которую мы также должны принять во внимание во всех наших вычислениях. Это Верховная Личность Бога. Все эти три зависят от него, но он не зависит от них. Так или иначе, это все объясняется в "Шри Таттва-Сандарбхе ", а основной базовый принцип объяснен также здесь.

Итак, основная тема, которая прослеживается во всех этих стихах, также присутствует в этом -это тема зависимости. Что, в конце концов, все мы зависим от Верховной Личности Бога. Без него мы ни на что не способны. Вчера мы приводили пример этого числа одна коти маха-угха – единица, за которой следует шестьдесят четыре нуля. Если бы у нас было такое количество денег, – можно было бы купить весь Красноярск. Может быть, можно было бы купить всю Россию или даже всю планету. Но как только мы уберем оттуда единицу, оставив себе все эти шестьдесят четыре нуля, то невозможно будет купить даже литр молока.

Таким образом, мы можем понять, что попытки живых существ стать независимыми от Кришны абсолютно безнадежны. Поэтому самое важное, что мы должны сделать в своей жизни -это сконцентрироваться на Кришне. Но Кришна в свою очередь не зависит от нас. И, несмотря на то, что Кришна очень добр к нам и помогает нам, это происходит не потому, что Он должен. Это происходит потому, что он очень милостив к нам.

И когда бы мы ни делали что-то для Кришны -это не является нашей милостью к нему. Мы не можем быть милостивы к Кришне. Мы не можем быть даже добры к Кришне. Но мы должны делать что-то для него. У нас нет выбора кроме служения Кришне. Такова фундаментальная основа реальности для живого существа. Независимость Кришны-это качество, которое присуще только Ему. У нас нет независимости. У нас может быть маленькая относительная независимость до определенной степени. Но это очень ограниченная независимость.

Но независимость Кришны – абсолютна. Как он говорит в этом стихе чатур-шлоки «Шримад Бхагаватам». Он говорит там, что до творения он уже существовал. И Он существовал довольно счастливо. Он не чувствовал, что Ему чего-то не хватает. Он не думал: 'Если у Меня не будет всех этих людей из Красноярска, что же Мне делать ? Моя жизнь будет пуста". Для Кришны все не так. Он очень счастливо существовал Сам по Себе. Тогда может появиться вопрос: 'Зачем же Он создал нас?" Веды говорят: 'Одно стало многим" Зачем же Ему надо было делать это, если Он и так был счастлив. Ему вообще ничего не нужно было. И причина, по которой Он распространил себя во множество живых существ, является то, что Он хотел увеличить свое наслаждение. Не было недостатка наслаждения, Он просто захотел больше.

Поэтому у нас есть особая концепция в Сознании Кришны: что мы можем быть совершенны, мы можем достичь совершенства, стать совершенными, но после этого можем стать еще более совершенными. А потом еще более совершенными. И стать самым совершенным. Но потом стать еще более совершенным, чем самый совершенный. С точки зрения материальных стандартов -это не имеет никакого смысла. Если что-то было совершенным, и вы можете это улучшить, значит, оно не было совершенным в действительности. Но Кришна был совершенен и был совершенно счастлив. Но чтобы сделать все более совершенным и стать еще более счастливым Он распространил себя в нас. Конечно, мы должны понимать, что нельзя сказать, что был какой-то момент, когда мы не существовали. Мы вечны, мы никогда не рождались.

Но только для того, что бы продемонстрировать то, как Кришна независим и самодостаточен, приводится такой пример. Шрила Прабхупада приводил пример мужчины и женщины, которые живут независимо друг от друга. Юноша и девушка могут жить отдельно ничего, не зная друг друга. Но потом они встречаются и чувствуют, что они должны быть вместе. С ними было все в порядке, они жили отдельно, не умирали вроде, но потом, когда они сходятся, они чувствуют, что теперь они нужны друг другу. И когда они сходятся, они думают: «Теперь друг без друга мы не сможем жить». Теперь они вместе и счастливы вместе.

Но затем, чтобы еще увеличить свое наслаждение они заводят ребенка. Когда они были вместе, у них было все в порядке, они не умирали. Но для того, чтобы увеличить наслаждение, они становятся тремя, и если ребенок умирает, то это великое горе. Но когда они были вдвоем до рождения ребенка, у них было все нормально, но если ребенок умирает, то это великое горе. Таким образом, чтобы увеличивать свое наслаждение они заводят одного ребенка, второго, третьего, затем четвертого. Пять, шесть, семь, восемь, девять, десять и одиннадцать… двадцать. Они пытаются увеличить наслаждение.

В действительности, таким образом, они пытаются соперничать с Кришной. В Южной Африке у нас есть один друг Харе Кришна. Этого джентльмена зовут Джордж, у него две жены у них дела идут очень хорошо и они очень энтузиастичны в увеличении своей семьи. У него и его двух жен тридцать шесть детей. И эти тридцать шесть детей тоже уже поженились, вышли замуж и тоже очень энтузиастичны. Джорджу сейчас около восьмидесяти и у него уже есть пра-пра-правнуки. И так, у этих тридцати шести детей появилось тоже много детей. И эти его внуки тоже уже некоторые вступили в брак и тоже очень энтузиастичны. Мы проводили программу с Джорджем несколько месяцев назад. Он купил огромное место, очень много земли, пять гектар земли, там восемь зданий и пригласил всю семью. Только семью и никого больше. И на программе присутствовало немного больше трехсот двадцати человек, и все они непосредственные прямые родственники. И мы спросили Джорджа: "Как человек чувствует себя, когда у него так много детей, и внуков, и правнуков ? Ты всех их знаешь?" Он не знал их всех. Половину из них он не знал.

Кришна может делать такое. Распространить себя в огромное количество форм и поддерживать очень близкие, очень личностные отношения с каждым из них. Но мы на это не способны. Даже если у родителей есть дети, они все равно становятся независимыми, через какое-то время им вообще родители не нужны. Они просто уходят, живут своей жизнью, и им нет дела до родителей. Но с Кришной отношения не могут стать такими: как мы все убегаем от Кришны. Знаете, например как дети сердятся на своих родителей: они говорят "Я убегу из дома". Кто-нибудь из вас убегал из дома ? Убегал за угол на полчаса. Через некоторое время возвращался. Таким образом, мы пытались убежать от Кришны, но это все равно, что убежать от родителей внутри их собственного дома. Как можно убежать, оставаясь в доме? Можно конечно закрыть глаза и вообразить, что родителей нет, но если вы в их доме, то они, несомненно, там. Весь этот мир подобен дому Кришны. И мы думаем: "Мы убежали от Кришны, мы независимы". Но в действительности у нас просто глаза закрыты. И мы не видим Кришну и говорим: "Где же Кришна?Я Его не вижу". Но Он прямо перед нами. Но на него наши попытки достичь независимости не оказывают никакого влияния. Ему от этого не больно.

Но когда мы пытаемся достичь независимости, нам это причиняет боль. Поэтому мы боремся здесь в материальном мире. Иногда, живя в храме, юноша и девушка желают вступить в брак, они вступают в брак и думают: 'Теперь нам не нужно жить в храме. Мы купим себе квартиру". И когда они покупают квартиру, то надо очень тяжело работать. Может быть, даже у них не хватает денег, надо жить в одной комнате с родителями и другими братьями и сестрами. Такова борьба в материальном мире. Ходить на работу, на завод. Нам не нравится работать на заводе. Но чтобы быть независимыми мы должны делать это.

Но Кришна независим, и ему не надо ради того чтобы поддерживать свою независимость работать на заводе. Мы можем видеть, как во время танца раса все шло очень хорошо, все были так счастливы. И Кришна танцевал с каждой гопи таким образом, что им казалось, что Кришна танцевал только с ней. Эта гопи видела других гопи, но ей казалось, что Кришна не с ними, ей казалось, что он только с ней. И поэтому гопи определенным трансцендентным образом возгордились. Каждая из них думала: "Кришна только со мной. Он больше ни с кем. У меня дела идут очень хорошо. Я особенная". И в какой-то момент все они стали думать так. Неожиданно Кришна исчез. В действительности он исчез со Шримати Радхарани. И для гопи был такой шок, они были переполнены чувствами. И тогда они поняли свой недостаток. "Мы думали, что Кришна принадлежит нам. Мы думали, что обладаем Им и контролируем Его. Мы не поняли, что это большая ошибка думать так". Они стали смиренными, и стали бродить по лесу, умоляя, очень смиренно прося деревья: "Мы видим, что ваши ветви склоняются и достают до земли – это значит, что вы предлагаете свои поклоны Кришне. Он, наверное, совсем недавно прошел здесь. Можете сказать, куда Он пошел ?" Они видели лианы, которыми были опутаны деревья. Говорится, что лианы – это супруги деревьев. Гопи начали говорить с лианами, он говорили: "Вы держите своих мужей в руках, можете нам сказать, как мы можем также связать Кришну, чтоб Он не смог убежать".

Таким образом, они молились, плакали и умоляли. И это настроение, что "вот Кришна мой", "Кришна принадлежит мне", "я могу делать с Ним все, что я захочу"полностью было разрушено. Таким образом, они какое-то время бродили по лесу, Господь Нарайана наблюдал за ними с Вайкунтхи, и он думал: "Почему Кришна так поступает с ними? Такие хорошие девушки. Он не должен к ним так относиться". И он решил: "Я пойду, спущусь туда и явлюсь перед гопи. Я де тоже Кришна. Какая-то разница есть, но ничего особенного. Я тоже могу на флейте играть. Я спущусь туда, спрячу свои две руки и явлюсь перед гопи, играя на флейте. И тогда их чувство разлуки будет уничтожено". Он сделал это. Гопи шли, и вот перед ними появился Господь Нарайана. Они зашли за угол и вдруг увидели Его и подумали: "Кто это ? Это Кришна ?" Но потом внимательно пригляделись и поняли, что это не Кришна. У него нет той же красоты, и не так хорошо на флейте играет. Тогда они поняли – это Господь Нарайана. Они побежали к Господу Нарайане, предложили Ему свои поклоны, потом прыгнули с земли: "Знаешь где Кришна?"И их настроение было настолько сильным, интенсивность их чувств была настолько высокой, что даже Господь Нарайана был сбит с толку немного, уронил флейту, у него две руки опять вылезли.

И Он сказал гопи: "Да я видел Кришну" Но Он был настолько смущен, не знал, куда Кришна пошел и своими четырьмя руками показывал в разных направлениях: 'Я думаю, Он сюда вот пошел". И гопи сказали: "Спасибо большое Нарайана", и исчезли. Через небольшой промежуток времени Кришна все же вернулся к гопи и объяснил им, почему Он поступил так. Сказал: 'Я сделал это лишь для того, чтобы усилить вашу привязанность ко мне. Я не пытался причинить вам боль". Он сказал, что это подобно тому, как человек, не имея ничего, будучи очень бедным, обрел очень большое богатство и стал самодовольным. Он думает: "У меня достаточно денег, все нормально". И тут неожиданно он теряет все свои деньги и тогда у него такой интерес к деньгам просыпается. Только что, казалось, он совсем не волновался, у него было много денег, но теперь для него вдруг деньги стали так важны. И он все время думает? "Как мне обратно получить свои деньги. Как-то я должен что-то сделать». Таким образом, его оценка денег очень увеличивается. Кришна объяснил все это гопи.

Иногда преданный может думать: "Ну, у меня есть Кришна", даже неофит: 'Я воспеваю Харе Кришна, у меня все нормально, мне не нужно делать никаких особых усилий". И Кришна говорит: "Когда преданный начинает думать, что Я, Кришна, очень легко достижим, тогда, чтобы преподать ему урок, я могу исчезнуть. И так я поступил с вами, гопи. Но идея заключается не в том, чтобы причинить вам боль, а лишь в том, чтобы вдохновить вас». Чтобы мы поняли, насколько важны отношения с Кришной. И когда мы поймем это, то действительно мы никогда уже не сможем это забыть. Итак, Кришна обращался подобным образом даже с гопи, чтобы они могли оценить то, насколько дорого им Его общение. Но Он может быть абсолютно счастливым и независимым. Он не был в отчаянии, потеряв их общество.

По крайней мере, таков принцип: Кришна может быть независим от нас и будет счастлив, но мы не можем быть независимы от Кришны. Мы можем попытаться, но не будем счастливы. Есть, конечно, еще более высокая точка зрения, когда мы говорим о том, что Кришну могут преданные контролировать своей любовью. Но мы не находимся на этом уровне. Мы не должны думать, что я буду воспевать и этим контролировать Кришну. 'Я буду воспевать так хорошо, что Кришна будет вынужден прийти и танцевать на моем языке". Если мы подобным образом возгордимся, то Кришна преподаст нам именно такой урок. Таким образом, через все эти стихи проходит одна и та же тема. Вопрос: Как преданный может сохранять высокую оценку того, что ему дана возможность совершать служение и не возгордиться тем, что у него есть, то есть не терять связь с Кришной? Ответ: Хороший способ – это молиться Кришне. «Пожалуйста, покажи мне, насколько я удачлив. Пожалуйста, помоги мне оценить ту удачу, которая выпала на мою долю. Пожалуйста, помоги мне понять насколько это великое счастье потерять все, что у меня есть». Кришна очень милостив и Он покажет все это.

Может быть на какой-то момент, на очень короткий промежуток времени, Он может все это забрать, и мы сможем почувствовать, что значит не иметь такой милости. Это, например то, что Он сделал с гопи. Это происходило лишь мгновение, но они почувствовали, что значит не иметь милости Кришны. И когда Он вернулся, их настроение очень отличалось от того, каким оно было до этого. И даже, если внешне может показаться, что Он не был милостив к ним, когда покинул их, но это просто был другой вид милости. И может быть, Кришна сделает это с нами, может быть Он даст нам возможность увидеть, что происходит с другим человеком, который потерял милость Кришны. Конечно, мы также можем просто быть очень внимательны. Качество нашего воспевания будет отражаться на всей нашей жизни.

И поэтому, если мы действительно внимательны в воспевании и всегда очень внимательно слушаем мантру, то всегда будем очень хорошо понимать каково наше положение. У нас всегда будет видение удачи, которая выпала на нашу долю. Но если мы не воспринимаем воспевание серьезно, мы просто рутинно воспеваем и не ценим воспевание, тогда и наше служение тоже станет рутиной. «Ничего особенного. Это ничего важного, это я делаю просто потому, что я должен это делать». Таким образом, если мы внимательно воспеваем, то это будет оказывать очень благотворное влияние на всю нашу жизнь. На каждый аспект нашей жизни. Мы будем очень ценить преданных, будем ценить свое служение, мы будем чувствовать вдохновение, чтобы давать сознание Кришны другим.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, когда преданный оставляет тело, должен ли он помнить о Кришне или о Гуру и достаточно ли того, что он просто помнит о Гуру?

Ответ: Если Вы можете помнить обоих – это лучший вариант. Если вы можете помнить одного из них, то это тоже хорошо. Вы также можете помнить о Шриле Прабхупаде. Если вы будете помнить об этом, то вы отправитесь к нему. А где он? Он с Кришной. И мы будем с Кришной. Если мы помним Кришну, мы отправимся к Кришне. И кто будет с Кришной? Прабхупада будет там. Это будет очень хорошо. Там будут все остальные преданные. Прабхупада сказал: «У нас будет ИСККОН в духовном мире». И там можно будет распространять книги, но там лучше. Там каждый берет у вас книгу. Даже если у него есть уже все книги. Даже ели есть по двадцать копий каждой книги. Вы подходите, и у Вас снова берут книгу. В действительности памятование о Кришне, и памятование об истинном духовном учителе – это одно и тоже. Это ачинтья- бхедабхеда-таттва одновременное единство и различие.

Вопрос: Насколько важна садхана для духовного развития?

Ответ: Она очень важна. В действительности это самая важная вещь. В своем определении садхана- бхакти Шрила Рупа Госвами говорит, что это средство достижения садхьи или совершенного бхакти. Садхана –значит практика, садхья – значит совершенный, и наша чистая любовь к Кришне, которая дремлет в нашем сердце:

нитья сиддха кришна према садхья кабу ной

шраван ади шудха читейк калией удой

Это вечная любовь к Кришне, которая находится в нашем сердце, пробуждается через процесс Садхана-бхакти, которая начинается со слушания о Кришне. Иначе, как может быть пробуждено наше сознание Кришны. Поэтому она действительно важна. Говорится, что практика порождает совершенство. Мы должны учиться быть преданными. Мы не знаем как быть преданными. Мы думаем, что если мы занимаемся чем-то, то это поможет нам быть ближе к Богу. Но если мы делаем что-то не то, то это может оскорбить Кришну. Вы может быть слышали, что в самом начале, когда это движение было только рождено, Шрила Прабхупада жил на Второй Авеню и некоторые молодые люди к нему приходили на программы. Но это были совсем новые люди, они ничего не знали еще.

Однажды Прабхупада шел по этой улице, по Второй Авеню, он проходил мимо одного кафе, типа Макдональдс, где продавали быструю пищу: гамбургеры и все такое, шашлык. Он шел просто там, воспевал, и случайно заглянул в это кафе, и там были эти новые преданные с гамбургерами. Это все равно, что если бы Гуру Врата прабху шел по улице, и увидел, что вы сидите в Макдональдсе и едите гамбургер, что, как я понимаю, не достаточно реалистично. Так или иначе, если бы это произошло, и вы увидели его и подумали: «О Гуру Врата, боже мой» Но они не знали, ели свои гамбургеры и, увидев Прабхупаду, помахали ему рукой: «Харибол!» Если мы не знаем, что нужно делать, то, как мы будем делать? Обычно есть только один правильный способ делать что-то правильно, но также есть много способов, делать вещи не правильно.

Поэтому нам нужна подготовка, образование, руководство. Нам нужно это для того, чтобы улучшать себя и действительно занять стабильное положение в Сознании Кришны. Конечно это не механический процесс. Это не азбука. Но действительно, очень хорошая практика изучения и следования наставлениям духовного учителя очень необходимы.

Вопрос: Ваше Святейшество, как научиться что-то делать для Кришны, потому что можно выполнять какое-то служение, потом вдруг обнаружить, что меня не интересует, доволен ли Кришна тем, что я делаю.

Ответ: Мы должны учиться развивать настроение служения и учиться не поддерживать в себе дух независимого наслаждения. Это делается под руководством духовного учителя и старших преданных. Человек должен также подготавливать свое сознание. Если Вы, например, готовите и замечаете, что Вы смотрите на то, что Вы готовите слишком внимательно и думаете: «О, это будет так вкусно, надо предложить как можно скорей, потому, что Вы хотите съесть это как можно скорей». Поэтому если мы видим, что думаем таким образом, то нужно остановить себя. Но если мы пытаемся контролировать свой ум, и попытаемся прилагать усилия в своем преданном служении, то сердце очистится и постепенно это настроение служения станет для нас более естественным. Для этого нужна практика и очищение.

О Кришне рассказывают:

Шри-Радха-ништха

Шрилы Нароттама даса Тхакура

1

радхика-чарана-рену, бхушана корийа тану
ананасе пабе гиридхари

Игры Господа Чайтаньи

Бхакти Чайтанья Свами. Июнь 2004, Чч. Антйа 8.32 Красноярск.

Я надеюсь, у всех вас дела идут...

Шри Кришна-намаштакам

1
никхила-шрути-маули-ратна-мала
дйути-нираджита- пада-панкаджанта
айи мукта-кулаир-упасйаманам

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Имена Господа

Кришна джинка намахе

припев:
Кришна джинка нама хе
гокула джинка дхама хе
эисе шри бхагаванко
барам бара пранама хе

1. ...

Духовный путь жизни

Симхагрива дас, 2008

Путь духовной жизни не такой простой, как кажется на первый взгляд. Вообще...