19 Нояб 2013

Бхакти Чайтанья Свами. Июнь 2004, ШБ 3.16.11.

Харе Кришна!

Сегодня вечером мы продолжаем наш небольшой семинар, который касается уроков, которые можно извлечь из этой лилы Господа Чайтаньи. Сегодня вечером сначала мы прочитаем текст из «Шримад Бхагаватам», но саму тему мы будем обсуждать в контексте «Чайтаньи-чаритамриты».

Вчера вечером мы говорили о том, что не должны критиковать и пытаться отчитывать преданных, и о том, как важно удовлетворить преданных, особенно старших преданных, таких как духовный учитель и другие старшие преданные. Другими словами как избежать оскорблений и как удовлетворить тех, кто стоит выше.

Сегодня мы посмотрим с другой стороны. Тема будет касаться вчерашней темы. Сегодня мы будем говорить о том, как нам чувствовать себя, если мы видим, что нас оскорбляют и критикуют. Какое отношение у нас должно быть к этому. Как мы должны реагировать в такой ситуации. Как мы должны понимать эту ситуацию. Давайте начнем с того, что мы прочитаем текст, который написан на доске.

йе брахманан майи дхийа кшипато рчайантас

тушйад-дхрдахсмита-судхокшита-падма-вактрах

ванйанурага-калайатмаджавадгрнантах

самбодхайантй ахам ивахам упахртас таих

Однако те, кто всегда оказывают почтение брахманам, те, кто даже упреки и брань брахманов встречают с радостными сердцами и улыбками на лотосных лицах, покоряют Мое сердце. Они смотрят на брахманов как на Меня и стараются умилостивить их хвалебными речами, проникнутыми любовью, подобно тому, как сын пытается успокоить рассерженного отца или как Я сейчас успокаиваю вас.

КОММЕНТАРИЙ: Если проанализировать истории, приводимые в ведических писаниях, то можно заметить, что, когда брахман или вайшнав, разгневавшись, проклинают кого-либо, тот, кого предали проклятию, как правило, не отвечает тем же. Тому есть нема ло примеров. Так, когда сыновья Куверы были прокляты великим мудрецом Нарадой, они не пытались отомстить ему или проклясть его, а покорились судьбе.

И здесь Джая и Виджая, услышав слова четырех Кумаров, тоже не стали проклинать их в ответ, а смиренно приняли их наказание. Именно так следует вести себя с брахманами и вайшнавами. Порой по вине брахмана мы можем оказаться в очень тяжелом положении, но, вместо того чтобы мстить ему, нужно постараться умиротворить его улыбкой и ласковым обращены ем. Брахманов и вайшнавов следует считать представителями Нараяны на земле. В наши дни какие-то глупцы придумали термин даридра-нараяна, который подразумевает, что в каждом бедняке нужно видеть представителя Нараяны.

Однако в Ведах мы нигде не встретим указания на то, что к любому бедняку следует относиться как к представителю Нараяны. Безусловно, в этих стихах Господь упоминает тех, кто нуждается в защите, но шастры дают этому выражению совершенно недвусмысленное толкование. Бедняков, разумеется, не следует оставлять на произвол судьбы, од нако только к брахманам нужно относиться как к представителям Нараяны, почитая их наравне с Самим Господом. Здесь подчеркивается, что умиротворить брахмана может только человек с ли цом, подобным лотосу. Лицо человека становится похожим на лотос, когда светится любовью и нежностью. В связи с этим весьма удачным представляется пример с рассерженным отцом, которого сын пытается успокоить улыбкой и ласковыми речами.

ПОЯСНЕНИЯ: Сегодня вечером мы сосредоточимся на том, что будем обсуждать, как должен чувствовать себя человек, если его оскорбляют. Или даже если его не оскорбили, а с ним обошлись довольно грубо. По крайней мере, если кто-то критикует нас или отчитывает нас. Как мы должны смотреть на это, как мы должны чувствовать себя ? Что делать в связи с этим ? Должны ли мы отчитывать человека в ответ ? И даже более серьезно отчитывать. Так или иначе, есть разные возможности. И первое, что мы сделаем, это рассмотрим несколько различных игр. И мы увидим, как различные преданные вели себя в подобных ситуациях.

В «Чайтанья-чаритамрите» ,Антья-лила глава 12, есть история, в которой рассказывается о Шивананда Сене и Господе Нитьянанде. Эта история описывает, как преданные пошли из Навадвипы в Джаганнатха Пури, чтобы увидеть Господа Чайтанью. Шивананда Сена был лидером в этой группе преданных. Он должен был все устраивать, уплатить все налоги в местах, где это нужно было делать. Организовывал, чтоб все могли остановиться на ночлег. Он был менеджером этой группы. А там было очень много преданных, сотни преданных. И среди них был сам Господь Нитьянанда. А также был там Адвайта Ачарья, и такие, как Васудева Датта и Мукунда Датта и много разных великих преданных.

Там рассказывается, как однажды днем вся эта группа преданных пришла в место, где нужно было платить. Шивананда Сена сказал: «Идите к следующей деревне и ждите меня там. Остановимся в ней на ночлег. Я заплачу здесь все налоги и очень скоро присоединюсь к вам». Получилось так, что он немного задержался там. Ему понадобилось немного больше времени, чтобы заплатить все. Преданные пришли в следующую деревню и им пришлось ждать его какое-то время. Им некуда было идти, им нечего было есть. Это было небольшой сложностью для них. Но, несмотря на то, что дела обстояли не так уж и плохо в действительности, Господь Нитьянанда довольно сильно расстроился. Господь Нитьянанда особенная личность. Несомненно, он полностью находился на духовном, трансцендентном уровне.

В действительности он сам является трансцендентным уровнем. Но иногда он становится, если можно так выразиться, явно эксцентричным. Немного позже этого случая он начал движение Харинама Санкиртаны в Бенгалии. И каждый день с множеством преданных он выходил и проводил санкиртану по всей Бенгалии. Но его внешний вид обычно был довольно необычным. Он надевал на себя очень экзотическую одежду. Разноцветное сияющее шелковое дхоти, разноцветный тюрбан с огромным количеством украшений. Все его руки были увешаны браслетами, а на ногах были огромные золотые колокольчики. Огромные серьги на ушах. В носу были кольца. Он был увешан ожерельями. Необычные преданные санкиртаны. И когда он выходил на харинаму, он становился просто диким. Он просто летал в экстазе. Катался в экстазе на земле. Он плакал, смеялся, и многих это сбивало с толку. Таким образом, Господь Нитьянанда был очень непредсказуемым. Никто не мог знать, что он сделает в следующий момент.

Есть одна история о том, как Господь Чайтанья послал его и других преданных из Джаганнатха-Пури обратно в Бенгалию для того, чтобы там они как раз начали движение санкиртаны. Господь Нитьянанда был в полном экстазе, и все его спутники были в подобном настроении. Они даже не знали, куда идут. Они должны были пойти в Бенгалию, но пошли совсем в другую сторону. А когда они спросили какого-то прохожего: 'Это дорога в Бенгалию?"Этот человек сказал: "Нет, нет. Вам в другую сторону совсем".

Они повернули и пошли в другую сторону. Но если им нравился какой-то отрезок дороги, который вел обратно, они просто переходили на него и шли в другую сторону снова. И так постепенно, зигзагом они шли по направлению к Бенгалии. Если им нравилось какое-то место, то они просто останавливались там. Один город им так понравился, что они остановились там на три месяца. И ими очень привлеклись маленькие местные дети. Эти дети настолько были вдохновлены, что совершали харинаму двадцать четыре часа в сутки три месяца. Не ходили домой, не ели, не пили. Один из них однажды обнял дерево, выдернул его и выкинул.

Господь Нитьянанда особенный. Одним из его спутников был Гададхара Дас. Это не Гададхара из Панча-таттвы. Это другой преданный, которого зовут Гададхара Дас. Его хобби было пытаться обратить в Сознание Кришны мусульман. Когда бы он ни увидел мусульманина, он начинал гоняться за ним: 'Эй, ты, ты должен повторять 'Харе Кришна". И в этой области в деревне, где они остановились на три месяца, был один Кази – мусульманский уполномоченный, который управлял этой территорией.

И однажды, в один прекрасный день, этот Гададхара Дас решил, что пришло время дать милость этому Кази. Кази жил в чем-то вроде дворца. И Гададхара Дас просто вломился в этот дворец, открыл настежь двери и начал кричать: "Где этот Кази, ну-ка тащите его сюда!" Когда человек является мусульманином, да еще и правителем к нему обычно так не обращаются. Поэтому все во дворце были в шоке. И, когда пришел Кази, Гададхара Дас сказал ему: "Кази, сегодня я хочу, чтобы ты воспевал Харе Кришна". Этот Кази был очень смущен и сказал: "Я буду воспевать Харе Кришна завтра". Гададхара Дас сказал ему: "Кази, сегодня я хочу, чтобы ты воспевал Харе Кришна". Кази сказал: "Я буду воспевать Харе Кришна завтра". И Гададхара Дас сказал: "Да не волнуйся, ты уже сейчас воспел Харе Кришна". Поскольку он сказал, что будет воспевать Харе Кришна завтра.

Таково типичное поведение последователей Нитьянанды. Обычно это пастушки. Пастушки, они довольно крутые. Они очень много веселятся, но довольно круто это делают. Кришна некоторых пастушков иногда озадачивает. Кришна с ними гуляет по полям, но они делают разные хорошие вещи, например, дерутся, гоняются друг за другом, толкаются, борются. Это то, что делают пастушки. Но вдруг неожиданно Кришна исчезает, чтобы отправиться встретиться с гопи. И эти пастушки не могут ничего понять. Они думают: «Да зачем идти с этими девчонками встречаться? Как можно веселиться с девчонками? Они даже драться не умеют. Они просто плачут все время. Поэтому, какой в них смысл? Они бесполезны». Таковы пастушки. И Господь Нитьянанда является самым главным в этом настроении.

И вот, преданные идут по пути в Джаганнатха Пури. Они застряли в какой-то деревне, а Шивананда Сена еще ничего не устроил. Им негде было поесть и негде даже сесть. И Господь Нитьянанда расстроился. Он сказал: 'Этот Шивананда Сена не устроил ничего, чтобы Я отдохнул. А Я настолько голоден, что могу умереть с голоду. Поскольку он ничего не устроил, Я проклинаю его так, что три его сына умрут". Это довольно радикальный ход. И как раз в этот момент пришел Шивананда Сена, через пару минут. А его жена слышала, что сказал Господь Нитьянанда. Его бедная жена была в абсолютной панике. Она сказала: "Господь Нитьянанда проклял наших сыновей. Они умрут, потому, что ты не нашел ему комнату. Что же нам делать. Это не честно".

Таким образом, она была очень обеспокоена. Шивананда Сена был абсолютно спокоен. И он ответил, согласно «Чайтанья-чаритамрите» следующим образом: 'Ты сумасшедшая женщина! Харе Кришна! Почему ты плачешь об этом ? Пусть наши сыновья умрут за все эти неудобства, которые испытал по нашей вине Господь Нитьянанда". Он не был сбит с толку. Он не думал: "Почему они должны умереть? Что они плохого сделали?" Он принял это смиренно. И знаете, что случилось? Господь Нитьянанда подошел к Шивананда Сене и пнул его в грудь. После этого Шивананда Сена очень быстро организовал все для отдыха Господа Нитьянанды.

Затем пришел и предложил свои поклоны Господу. Он сказал: "Сегодня Ты благословил меня, поскольку принял как своего слугу. И надлежащим образом наказал меня за мои оскорбления". Он сказал: "Пыль с Твоих лотосных стоп очень трудно достижима даже для Господа Брахмы, но сегодня Твоя лотосная стопа дотронулась до моего тела. Сегодня мое рождение, моя семья, вся моя деятельность достигли совершенства". Таким образом, Шивананда Сена стал возносить молитвы Господу Нитьянанде. Господь Нитьянанда тогда встал, подошел к Шивананда Сене и обнял его. Это очень трудно понять, но здесь проявилась великая милость. Очень трудно даже понять, что это милость. И ответ Шивананда Сены может показаться довольно нереальным. Как он мог отреагировать подобным образом на все это ? Но таковы уж качества великих преданных. Как здесь мы читаем в стихе из "Шримад Бхагаватам", где сам Господь говорит, что "те люди, которые выказывают почтение брахманам и их лотосные лица проникнуты нектаром, даже если брахманы отчитывают их и бранят грубыми словами. Это очень возвышенный уровень сознания".

Есть четыре главных недостатка материальной жизни: еда, сон, секс, самооборона. То, о чем мы сейчас говорили, относится к самообороне и наша естественная реакция как обусловленных душ, в случае если кто-то отчитывает нас или критикует нас – это защищаться. Мы можем возвращать оскорбления этой личности. Они могут отчитывать нас и говорить, что мы вздорные люди. Мы поворачиваемся к ним и говорим: "Нет, я не вздорный человек, я очень хороший. Ты вздорный человек". Это вполне нормально в материальной жизни, но Шивананда Сена поступил не так. Он сказал, что "сегодня принял меня как своего слугу, это значит, что ты принял меня в своем сердце". Поскольку если мы отчитываем кого-то, то мы считаем этого человека ниже, чем мы сами. И если какой-то великий вайшнав принимает нас как своих слуг, это очень хорошо.

Если кто-то критикует вас, говорит, что вы вздорный человек, у вас вот такие плохие качества, такие недостатки, то вы можете попытаться ответить и сказать, что "в действительности я намного хуже, вы думаете, что вы критикуете меня, но в действительности я намного хуже, чем вы говорите. Вы думаете, что это критика, но это больше похоже на прославление, потому что мои недостатки намного больше, чем вы можете себе представить. И поэтому прекратите так говорить, иначе я возгоржусь" Таким образом, мы, может быть, начнем развивать правильное сознание. Итак, Шивананда Сена был счастлив тем, что его отчитали. И он считал, что это очень благоприятно для него и совсем неплохо.

Есть еще один случай, который описан в «Чайтанья Бхагавате», в котором описывается печаль Адвайты Ачарьи. Господь Чайтанья всегда прославлял его. Всегда приходил и предлагал свои поклоны Адвайте Ачарье, потому что Адвайта Ачарья был на целое поколение старше, чем Господь Чайтанья, и был лидером общества вайшнавов. Поэтому Господь Чайтанья приходил и предлагал ему свои поклоны. И поэтому вел себя смиренно по отношению к Адвайте Ачарье. Адвайте Ачарье это не нравилось. Он думал: "Господь Чайтанья мой господин, мой Господь. Я поклоняюсь ему, а он поклоняется мне. Нужно что-то с этим делать". И тогда Адвайта Ачарья придумал очень необычную стратегию, чтобы добиться того, чтоб Господь Чайтанья принял его как своего слугу. Он хотел, чтобы подобно тому, как Господь Нитьянанда рассердился на Шивананда Сену, Господь Чайтанья рассердился бы на него.

Поэтому Адвайта Ачарья применил такую стратегию, что внешне начал проповедовать майаваду. Дело не в том, что он верил в философию майавады, но он просто знал, что это обеспокоит Господа Чайтанью, и Господь Чайтанья будет наказывать его, и таким образом примет его, как своего слугу. И Адвайта Ачарья начал свою проповедь. "Все едино! Все мы Боги! Собака тоже Бог! Кому нужен Кришна ? У нас есть собака. Она Бог, поэтому она сойдет. Нам не нужен Кришна! Ваша теща даже подойдет". До Господа Чайтаньи начали доходить слухи об этом. И он подумал: "О, нет! Это невозможно. Чтобы Адвайта Ачарья проповедовал майаваду? Ну, нет!"Но слухи становились все более и более очевидными. И Господь Чайтанья решил, что "лучше я проверю и посмотрю, что в действительности происходит". Он пошел в дом Адвайты Ачарьи с Господом Нитьянандой и Харидасом Тхакуром. И когда Адвайта Ачарья увидел, что Господь направляется к его дому, он выбежал и закричал: "Вы слышали хорошие новости? Все едино, мы все – Бог!" "И Ты – Бог!",- он сказал Господу Чайтанье, что конечно истина. И потом сказал: "И вот эта корова тоже Бог. И эта собака Бог. Нам больше Кришна не нужен. У нас есть собака. Давайте будем поклоняться собаке".

Господь Чайтанья так рассердился, что просто налетел на Адвайту Ачарью. Схватил его и кинул на землю. Прыгнул на него сверху и начал бить. Обычно, если кто-то на вас сверху прыгает и начинает бить кулаками, то вы не чувствуете себя счастливым человеком. Но Адвайта Ачарья погрузился в еще больший экстаз: "Харибол!" "Еще, еще…”,- кричал он. И Господь Чайтанья кричал ему: 'Ты просил, чтоб я пришел сюда. Я там расслаблялся, лежа на Ананташеше, а Лакшмидеви массировала мне стопы. И ты начал звать, чтоб я пришел. Ты просил, чтоб я пришел и восстановил преданное служение. Я пришел, отозвался на твой зов, а сейчас ты занимаешься этой чепухой. Что с тобой ?"

После этого Господь Чайтанья задал ему серьезный вопрос. Он сказал: "Что выше спекулятивное имперсональное знание или преданное служение?"И Адвайта в полном экстазе ответил: "Спекулятивное имперсональное знание всегда лучше. Какая польза в преданном служении без имперсонального знания?" Как только эти слова вошли в уши Господа Чайтаньи, он наполнился такой яростью, он забыл обо всем окружающем. Он кинул Адвайта Ачарью и начал снова бить его. Сита, супруга Адвайта Ачарьи, была полностью сбита с толку. Она начала взывать к Господу Нитьянанде и Харидасу Тхакуру. Она кричала: "Остановите его, остановите его. Он мой муж, просто старый брахман. Он же умрет". Господь Нитьянанда просто улыбнулся ей. Харидас Тхакур просто воспевал на четках. И потом Адвайта Ачарья сказал: "Ну ладно, ладно. Я сдаюсь". И Господь Чайтанья немножко расслабился. И тогда Адвайта Ачарья сказал: "Сегодня самый счастливый день в моей жизни. Сегодня Ты принял меня как своего слугу. Я никогда не забуду этого. И я всегда буду держаться за Твои лотосные стопы".

Таким образом, история продолжается. Конечно, мы не рекомендуем вам делать то, что делал Адвайта Ачарья, также не рекомендуем оскорблять преданных, чтобы они отчитывали и ругали вас, и после этого благодарить их, что они приняли вас как своих слуг. Мы должны просто стараться служить преданным. И если нас когда-то наказывают, мы не должны культивировать в себе это настроение самообороны. И думать, что "я не плохой преданный, я хороший преданный. Меня нельзя критиковать, ты плохой преданный". И поэтому, если какой-то преданный критикует нас, или отчитывает нас, то мы должны принимать это как особую милость Кришны. 'Он хочет разбить мое ложное эго. Кришна видит, как мое ложное эго разбивается как пузырь"Вы наверняка видели, как дети пускают мыльные пузыри. Они выдувают пузыри из мыльной пены и думают:

"О, как здорово!"Но потом можно.…. раз, и нечего не остается. Или как взрывается шарик. Можно дуть, дуть в него и он становится очень большим. А потом можно взять маленькую щепочку и ничего не остается.

Наша гордость, наше ложное эго таково же. Нам может казаться, что мы очень важные личности и к нам надо относиться очень хорошо, потому что мы заслужили этого. Но в действительности – все это ложное эго. И даже если наше ложное эго немного удовлетворяется – это ничего не значит. Как шарик оно не представляет собой ничего особенного. Его можно лопнуть и вы увидите, что он ничего не стоит.

Есть еще одна история в Десятой Песне «Шримад Бхагаватам». История о Бхригу Муни. Он хотел узнать: кто самый высший Брахма, Шива или Вишну? Сначала он отправился к Господу Брахме, который был его отцом. Согласно ведическому этикету, если вы встречаетесь со своим отцом или матерью вы должны предложить поклоны. Дети, Вы делаете это? Даша, ты предлагаешь поклоны своим родителям? Очень хорошо.

Я думаю, что в основном дети этого не делают. И когда Бхригу Муни пришел к своему отцу Брахме он не предложил ему поклоны, но очень неуважительно поприветствовал его: "Привет, как дела, батя? Хорошо?"

Господь Брахма не мог поверить своим глазам: "Ведь это мой сын, ведет себя как обезьяна". И он собирался уже убить Бхригу Муни, но Сарасвати, его супруга, остановила его. "Не делай этого", – сказала она. "Он просто твой сын, и совершил ошибку небольшую". Но Бхригу Муни заметил реакцию Господа Брахмы. После этого он отправился к Господу Шиве, который был его братом. Оба они были сыновьями Брахмы. Если вы встречаете своего брата или равного себе, то его нужно обнять с привязанностью. И когда Господь Шива увидел Бхригу Муни он вышел с распростертыми объятиями, очень счастливый, чтобы тепло обнять своего брата. Он уже пытался обнять его, но Бхригу Муни отпрыгнул назад и сказал: "Да не трогай меня, ближе не подходи. Посмотри, какой ты грязный. У тебя все тело измазано пеплом кремированных людей. У тебя вокруг шеи змеи. И ты общаешься постоянно со всеми этими призраками и гоблинами. Ты ужасен, отойди".

Господь Шива был очень удивлен: 'Я собирался с любовью обнять своего брата. Он так ко мне относится. Это уж слишком" И он тоже собирался уже убить Бхригу Муни, но тогда появилась Парвати, супруга Шивы. И сказала: "Не делай этого, это твой брат. Он просто сделал ошибку, прости его"Но Бхригу Муни также отметил реакцию Господа Шивы. Оскорбление, которое он нанес Господу Брахме, считается больше оскорблением в отношениях, то есть это больше оскорбление, нанесенное в уме. Это недостаток почтения к старшим. Но оскорбление Господа Шивы, это уже было оскорбление словами. Он оскорбил Господа Шиву. После этого Бхригу Муни отправился к Господу Вишну. Господь Вишну возлежал на Ананташеше, был погружен в свой мистический сон, йоганидру.

Лакшмидеви массировала лотосные стопы Господа. И Бхригу Муни подошел к Господу Вишну и пнул его в грудь. Господь Вишну проснулся и начал оглядываться и думать: "Что же произошло?" И он увидел Бхригу Муни. И сказал: "Мой дорогой мудрец брахман, мне так жаль. Я надеюсь, ты не ударил свою лотосную стопу о мою твердую грудь ?" И Господь Вишну сказал дальше: "Сегодня Мой счастливый день, поскольку сегодня на Мою грудь опустилась пыль с твоих лотосных стоп. И поэтому Моя грудь стала местом паломничества из-за того, что на ней покоится пыль с твоих стоп. Лакшмидеви, обычно не подходит ко Мне ближе, нежели к Моим стопам, но поскольку теперь пыль с твоих стоп на Моей груди, теперь она может обнять Мою грудь. Ты был очень добр ко Мне" И когда Бхригу Муни увидел все это, он очень ясно понял, что Господь Вишну намного выше, нежели Господь Шива и Господь Брахма.

Что же касается нас, то мы должны быть очень аккуратными, никогда не поддаваться этому настроению – самозащиты. Мы можем понять, что еда, секс и сон – это проблемы. Но, нам может быть, очень трудно понять, каким образом самооборона является проблемой. Поэтому в следующий раз, когда кто-то начнет нас отчитывать, критиковать нас, мы должны постараться принять это настроении, которое продемонстрировано нам в этих играх. Мы должны понимать, что преданные остаются нашими объектами поклонения, даже если они отчитывают нас грубыми словами. Но все равно я должен поклоняться им. И я не должен вступать с ними в бой, поединок. Конечно, если кто-то оскорбляет другого преданного, тогда мы можем рассердиться, и попытаться что-то сделать, чтоб защитить того, кого оскорбляют, но сами мы не должны развивать в себе такой менталитет.

Вопрос: В таком же настроении надо практиковать, также в обществе простых людей, или только в обществе преданных?

Ответ: В основном в обществе преданных. Что касается непреданных, то все зависит от  обстоятельств.

Но если мы действительно оскорбляем или делаем какие-то вздорные вещи по отношению к какому-то непреданному, то мы не должны пытаться оправдать свои действия. Мы должны думать: "Да он просто карми.

Не важно как я к нему отношусь. Нет, все не так. "Но если кто-то непреданный пытается критиковать Кришну или других преданных, то мы должны быть готовы защищать преданных и Кришну.

Вопрос: не слышно

Ответ: Допустим, возьмем ситуацию с Рамачандрой Пури. Все преданные приходили к нему и говорили, что "не беспокойся о том, что говорит этот человек". Это было правда, потому что Рамачандра Пури занимался такой, как бы ненужной критикой. Но Господь Чайтанья не согласился с этими преданными. Он принимал те упреки, которые кидал ему Рамачандра Пури. Но преданные пытались даже настоять на том, чтобы Господь Чайтанья вел себя таким образом. Они говорили: "Не волнуйся о Рамчандре Пури, не замечай его вообще". Но Господь Чайтанья сказал: "Если Вы еще раз так скажете, то я покинуДжаганнатха Пури. В действительности он пытается помочь мне". Это очень хорошее умонастроение, но если у кого-то развилась привычка критиковать нас и наше ложное эго не может этого выдерживать, то возможно, это хорошая идея избегать таких личностей, чтоб нам самим не сделать что-то глупое. Поэтому я думаю, что избегать их нужно больше по этой причине, а не, потому что они совершают какие-то оскорбления.

Вопрос: не слышно

Ответ: Говорится, что фамильярность влечет за собой пренебрежение, это значит, что наша обусловленность начинает преобладать в сознании. Обусловленность как раз проявляется в том, что по отношению к равным, мы хотим быть лучше, чем они. И если я не чувствую, что я лучше их, то я чувствую себя очень неудобно. Меня начинает раздражать такая личность. Мы должны быть очень осторожны, чтобы не давать развиваться такому отношению. Поэтому мы всегда должны продолжать напоминать себе о хороших качествах этих преданных, вместо того, чтобы соревноваться с ними и пытаться стать лучше, чем они. Мы должны пытаться оценить, насколько они прекрасны и что они лучше, чем мы сами. Что мы должны быть их слугами. Таким образом, мы сможем избежать фамильярности.

Вопрос: не слышно.

Ответ: На харинаму или санкиртану? Что помогает распространять книги, то и лучше. Но если вы оденетесь, как Господь Нитьянанда, я не знаю, сколько вы книг сможете распространить. Все зависит от того, насколько люди слушают вас, принимают вас и принимают то, что вы им даете. Обычно это не вайшнавская одежда. Нормально носить не вайшнавскую одежду. Но, несмотря на это также хорошо и в вайшнавской одежде распространять книги. Когда мы приходим в храм очень хорошо носить вайшнавскую одежду. Не надо маскироваться перед Кришной. Работать под прикрытием. Кришна может не узнать, что мы преданные.

О Кришне рассказывают:

Три рождения человека

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ. 4.31.10, 23.07.97, Красноярск.

ким джанмабхис трибхир веха...

Погружение в экстаз по милости Кришны

Бхакти Чайтанья Свами, Бг. 8.20, 22.07.97, Красноярск.

парас тасмат ту бхаво нйо вйакто вйактат...

Высшее достижение – это возвращение к Богу

Бхакти Чайтанья Свами, Бг. 18.47, 22.05.2005, Красноярск.

на ва идам раджарши-варйа читрам...

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Имена Господа

Бхаджаху ре мана Шри Нанда-нандана

Говинды даса Кавираджа

1
бхаджаху ре мана шри-нанда-нандана
абхайа-чаранаравинда ре
дурлабха...

Путь к планете Личности Бога

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ 2-2-24, 10.08.2003, Красноярск.

ваишванарам йати вихайаса гатах...