19 Нояб 2013

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ 2-2-23, 09.08.2003, Красноярск.

йогешваранам гатим ахур антар-бахис-три-локйахпаванантар-атманам на кармабхис там гатим апнуванти видйа-тапо-иога-самадхи-бхаджам

Трансценденталисты заботятся о своем духовном теле, поэтому благодаря преданному служению, аскезам, мистическим силам и трансцендентному знанию могут беспрепятственно перемещаться повсюду – в материальных мирах и за их пределами. Те же, кто занят деятельностью ради наслаждения ее плодами, то есть закоренелые материалисты, лишены подобной свободы передвижения.

КОММЕНТАРИЙ: Попытки ученых-материалистов достичь других планет с помощью летательных аппаратов – бесполезная трата сил. Грубые или тонкие механические (материальные) средства никогда не позволят человеку подняться выше Сварги или Джана-локи. Однако на райские планеты может попасть тот, кто совершает благочестивые поступки. Трансценденталисты же, которых ничто не связывает с грубым материальным телом, могут путешествовать повсюду: в материальных мирах и за их пределами. В материальных мирах они перемещаются на планетные системы Махар-, Джанас-, Тапас- и Сатьялоки, а за их пределами могут беспрепятственно достигать Ваикунтхалок. Нарада Муни является од ним из таких "космонавтов", а Дурваса Муни – примером такого мистика.

Занимаясь преданным служением, совершая аскезы, развивая в себе мистические силы и углубляя трансцендентное знание, каждый может получить возможность путешествовать, как Нарада Муни и Дурваса Муни. Известно, что Дурваса Муни всего за один год облетел весь материальный космос и часть духовного. Грубым и тонким материалистам никогда не развить такой скорости, на которую способны трансценденталисты.

ПОЯСНЕНИЯ: Постепенно дискуссия, которую мы наблюдаем в этой главе, продвигается на все в более, и более высокие уровни. И сейчас уже начинает обсуждаться трансцендентный уровень. В предыдущих стихах, в основном, обсуждались люди, которые находятся на грубой материальной платформе. Но сейчас уже речь идет о людях, которые подходят к границе материального мира, или уже вышли за эти границы. Люди, которые уже реализовали или реализовывают свои духовные тела. В действительности здесь еще не говорится о чистых преданных. По крайней мере, речь уже не идет о тех, кто находится на низшем материальном уровне. Здесь, несмотря на это, все-таки, упомянуты такие великие преданные как Нарада Муни, который полностью находится на духовном уровне. Он полностью находится на уровне чистого преданного служения.

Но также упоминается и Дурваса Муни. Его положение в определенном смысле смешанное. У него есть качества преданного, но также имеются и материальные качества. В действительности он является больше мистиком, чем преданным. Но, по крайней мере, он поднимается на трансцендентный уровень. Он не находится полностью на трансцендентном уровне, но по крайней мере, приближается к нему. В этом стихе говорится о двух уровнях людей, которые еще не достигли полной духовной реализации. Один тип – это грубые материалисты, а другой – это люди, которые находятся на более тонком уровне. В своем комментарии к Веданта-сутре Баладева Видйабхушана говорит о двух этих типах обусловленных душ. Он говорит об этом в своем комментарии к известному афоризму Веданта-сутры атхато брахма-джигьяса, который гласит, что теперь "когда мы получили человеческое тело, настало время вопрошать об абсолютной истине". Это такое немного техническое объяснение, но оно полностью сосредоточено на условиях атхато.

В действительности слово атхато это составное слово, это одно и тоже слово повторенное дважды. Это слово атха означает «после». Можно так перевести теперь: 'Теперь, теперь ты можешь вопрошать о Брахмане". К чему же относятся два этих «после» или «теперь»? Первое "после" относится к обычной грубой материалистичной жизни. Имеется в виду, что если ты хочешь задавать вопросы о Брахмане, об абсолютной истине, то ты должен оставить позади грубую материалистичную жизнь. Баладева Видйабхушана говорит, что эта грубая материальная жизнь, грубое материальное наслаждение – это жизнь животных в действительности, когда живые существа просто пытаются есть, спать, совокупляться, защищать все это и наслаждать свои материальные чувства. Это возможность чувственного наслаждения, когда человек не соблюдает никакие религиозные принципы. Есть только один принцип: если ты чувствуешь, что это хорошо – делай это. Это животная жизнь. Неважно, каковы будут последствия, неважно, причинит ли это кому-то боль, но если вы чувствуете себя хорошо, делая это, то делайте это.

Итак, Баладева Видйабхушана объясняет это первое атха или "после"говорит о том, что для того чтобы вопрошать об абсолютной истине, мы должны оставить позади грубую материальную жизнь. Что же значит второе "после"? К чему это относится? Баладева Видйабхушана объясняет, что это относится к материалистической религиозной жизни. В действительности человек пытается получить то же самое. Вы все равно хотите продолжать есть, спать, совокупляться и защищаться, и ничего больше этого. Но вместо того, чтобы получить наслаждение от этого материального мира вы молитесь об этом Богу. Это как разница между тем, чтобы пойти в магазин и купить булку хлеба, или молиться Богу: "Дай нам хлеб насущный на каждый день". В первом случае это грубый материальный уровень, во втором – это религиозность.

Но факт заключается в том, что, в конце концов, мы пытаемся получить одно и то же. В одном случае мы пытаемся получить грубыми способами, а в другом религиозными. Поэтому Баладева Видйабхушана говорит, что религиозная жизнь также подобна жизни животных. Он говорит «религиозные животные». И когда человек поднялся над этим – он должен вопрошать о духовной жизни. В действительности нужно подняться над обоими этими уровнями. Поэтому, здесь, когда мы слышим о таких людях как, например, Дурваса Муни, мы должны понимать, что он относится ко второй категории. Он не находится на уровне чистого духовного существования, он просто поднялся над грубым материализмом. Но он еще не так свободен, не так неограничен ничем, как чистый преданный. Здесь Шрила Прабхупада говорит о великом преданном Параде Муни. Он свободен и может отправиться куда пожелает. Он может отправиться на Голоку Вриндавана и увидеть Кришну, он может отправиться на Вайкунтху и увидеть Господа Нарайану, он может отправиться в Красноярск и посетить вас. Он может отправиться куда угодно, для него это не проблема. Поскольку он абсолютно свободен от любых ограничений, которые накладываются на живое существо майей.

Что же тогда Дурваса Муни? Здесь Шрила Прабхупада напоминает о том случае, когда у Дурваса Муни возникли противоречия с Махараджей Амбаришей. Это довольно долгая история, она приводится в Девятой Песне «Шримад Бхагаватам». Махараджа Амбариша совершал особый пост в Экадаши. И как вы знаете, есть такая практика прерывать Экадаши на следующий день в определенный промежуток времени, как сегодня. Во сколько сегодня? С шести до одиннадцати прерываем пост. Это был особый Экадаши, и он совершал особый пост ради блага всех граждан своего государства. Но как раз под конец периода времени, когда нужно было прерывать пост, и Махараджа Амбариша собирался сделать это, появился Дурваса Муни. Ведический этикет состоит в том, что если пришел какой-то особый гость, то вы должны позаботиться о нем, накормить его, сделать так, чтобы ему было удобно до того, как вы что-то сделаете для себя. И Махараджа Амбариша спросил Дурвасу Муни: 'Хочешь ли ты вкусить прасаду?"И Дурваса Муни сказал: "Да, хорошо, но сначала я должен принять омовение". Он понимал, что время, в которое нужно прервать пост подходило к концу. И Махараджа Амбариша думал: "Я должен сейчас же прервать пост, иначе все, что я сделал, будет потеряно. И он ничего не сделал, просто выпил немного воды. Это с одной стороны есть окончание, разрушение поста, с другой стороны – нет.

И Дурваса Муни вернулся уже после того, как время уже вышло, и с помощью своих мистических сил он смог увидеть, что Махараджа Амбариша вкусил до него. И Дурваса Муни решил, что это великое оскорбление: «Он ел до меня, поэтому его нужно наказать». И каково же подходящее наказание за это великое оскорбление, которое было нанесено? Он должен умереть! Поэтому берегитесь. Не ешьте до меня. Со мной. Я не такой плохой. Но уДурвасы Муни такой экстремальный менталитет. 'Ты ел до меня, это такое великое оскорбление, ты должен умереть!" Он выдернул волосок у себя с головы, и из этого волоска появился огромный демон, который должен был убить Махараджу Амбаришу. Но вдруг прилетела Сударшана-чакра и прогнала этого демона и начала гоняться за Дурвасой Муни. Он бегал повсюду там и тут, даже с одной планеты перепрыгивал на другую, и просил помочь ему, но они ничего не могли сделать. И тогда, как Шрила Прабхупада описывает здесь, он отправился на Вайкунтху. Он обратился к самому Господу Нарайане, кому принадлежит Сударшана-чакра. Он сам послал Сударшану-чакру. Дурваса Муни взмолился ему, он сказал: "Мне очень жаль. Пожалуйста, останови свою чакру". Но Господь Нарайана сказал: "Я ничего не могу поделать. Ты должен молить прощения у Махараджи Амбариши".

И дело здесь в том, что хотя Дурваса Муни смог отправиться на Вайкунтху, но в действительности он не достиг ее. Физически, может быть, он присутствовал там, но у него не было настроения Вайкунтхи. Вайкунтха значит свобода от беспокойств. На Вайкунтхе нет рождения, нет смерти, нет ничего подобного. Но, несмотря на то, что он находился там, он пребывал в великом беспокойстве, и Сударшана-чакра могла уничтожить его. И тогда он быстро покинул Вайкунтху. И, в конце концов, он предался Махарадже Амбарише, и Махараджа Амбариша простил его, и Сударшана-чакра возвратилась на свое место. Таким образом, мы можем видеть, что человек может находиться на Вайкунтхе, но в тоже время быть в майе. Доказательством этому служит Дурваса Муни. Он не находился в чистом Сознании Кришны. Он находился в телесном сознании. Он боялся: 'Я могу умереть, мое тело может умереть. И как мне избежать этого?"Поэтому он находился на Вайкунтхе, но не был в Сознании Вайкунтхи. И конечно, поэтому он не мог оставаться там долго.

Вчера мы упоминали, что чистый преданный может находиться в материальном мире, но в действительности он не в материальном мире. В то же самое время он находятся рядом с Кришной, рядом с Богом. Он полностью трансцендентен и майа не оказывает на него никакого влияния. Но Дурваса Муни вроде бы находился на Вайкунтхе, но в то же время был в майе. Те, кто становится чистыми преданными, какое-то время могут оставаться в материальном мире, но обычно это не долго. Но если живое существо находится в духовном мире и сохраняет материальное сознание, то оно тоже не может оставаться там долго. Чистые преданные возвращаются назад у Богу, те же, кто обладает материальным сознанием возвращается в материальный мир. Как Дурваса Муни.

Таким образом, у него такое положение – срединное. Он не грубый материалист, но и не чистый преданный. Его положение намного лучше, чем положение грубых материалистов, и его интересуют вопросы высшей реальности. Несмотря на это мы не должны быть удовлетворены подобным положением. Как вчера, мы приводили пример, когда человек одной ногой стоит в лодке, а другой на пристани, Дурваса Муни подобен этому. Но если вы недостаточно осторожны, то вы закончите тем, что упадете в воду. Это то, что произошло с Дурвасой Муни. У него были очень большие проблемы, поскольку, несмотря на то, что в его жизни был определенный трансцендентный элемент, но также у него был и материальный элемент. И пока мы абсолютно не установились на трансцендентном уровне и испытываем еще на себе материальное влияние, мы должны быть очень осторожны.

Майа очень хороший эксперт, очень опытный. Вы делаете маленькую ошибку, и она сделает все, чтобы использовать ее против вас. Поэтому и говорится, что духовная жизнь подобна прогулке по острию бритвы. Один раз ошибетесь и можно очень сильно порезаться. В таком положении оказался Дурваса Муни. Он очень сильно порезался. Для чистых преданных все по другому. Для них острие бритвы становится чем-то другим. Это острие бритвы становится подобно широкому шоссе. И чистые преданные танцуют по этому шоссе и отправляются обратно в духовный мир. Поэтому постарайтесь не застревать между материальным и духовным миром. Может быть, у вас появятся мистические силы как у Дурваса Муни. Здесь есть какие-нибудь экстрасенсы ? Я имею ввиду настоящих. Мы можем видеть, что у некоторых людей есть немного мистических совершенств. Но это уводит их с пути Сознания Кришны. Они не могут вообразить, что такое чистое преданное служение, поскольку их очень привлекают эти маленькие мистические совершенства. Поэтому вы должны быть очень осторожны, и держать курс прямо к стопам Господа Кришны. Не позвольте ничему сбить вас с пути. Например, если вы едите отсюда куда-то в другое место, можно остановиться в каком-то месте по пути, заправить машину бензином, купить что-то поесть, но нельзя забывать, куда вы едете. Не нужно думать, что вот вы нашли хорошую заправочную станцию и можем остаться здесь. Нет, мы должны двигаться прямо назад домой обратно к Богу.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, каким образом и по чьей инициативе создается альянс учитель и ученик?

Ответ: Преданные всегда пытаются представить другим людям Сознание Кришны. И таким образом привлечь людей к духовной жизни. Таким образом, в определенном смысле, именно преданные начинают этот процесс. Если бы никто не проповедовал, то никто не становился бы учеником. Если мы говорим непосредственно о создании этой связи, то ученик приходит к духовному учителю. И просит: "Пожалуйста, примите меня как ученика". Сам духовный учитель никогда не подходит к людям, которые могли бы быть кандидатами в его ученики, и не говорит: "Не хотите ли стать моим учеником?"Все по-другому. В действительности мы очень осторожно к этому подходим. Так или иначе, мы пытаемся, чтобы вся процедура проходила именно так. Вы те, кто не является учениками, но если человек хочет стать учеником, то он сам приходит к духовному учителю. И в основном, если человек действительно искренен, то его принимают. Если же они недостаточно искренние, или не поддерживают надлежащие стандарты, то мы просим их поддерживать стандарты и продвигаться дальше.

Вопрос: А может ли духовный учитель увидеть, что вот это действительно его настоящий ученик, ученик по каким-то своим параметрам?

Ответ: Обычно все по-другому. Иногда на очень-очень высоком уровне это возможно. Если у нас были отношения в прошлой жизни и обе личности очень возвышенные. Но в основном все по-другому, как было сказано раньше.

О Кришне рассказывают:

Большие возможности для наслаждения на высших планетах

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ 2-2-22, 08.08.2003, Красноярск.

йади прайасйан нрпа парамештхйам...

Шри Нанда-нанданаштакам (с пословным переводом))

1
сучару-вактра-мандалам  сукарна-ратна-кундалам
сучарчитанга-чанданам  намами нанда-нанданам

...

Акродха парамананда

Акродха парамананда
(упоенный блаженством, добродушный)

Лочан дас Тхакур


акродха парамананда...

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Имена Господа

Шри Радха-прартхана

Шри Витхалачарйи
1
крипайати йади радха бадхиташеша-бадха
ким апарам вашиштам пушти-мариада-йорме

Антара Мандире джаго джаго

Приди, приди в храм моего сердца Традиционный Бангладеш-бхаджан

Припев
антара мандире джаго джаго