19 Нояб 2013

Бхакти Чайтанья Свами, Бг 8.15, 08.08.2003, Красноярск.

мам упетйа пунар джанма духкхалайам ашашватам

напнуванти махатманах самсиддхим парамам гатах.

Придя ко Мне, великие души, йоги-преданные, никогда больше не возвращаются в этот бренный, полный страданий мир, ибо они обрели высшее совершенство.

КОММЕНТАРИЙ: Бренный материальный мир – это место страданий, связанных с рождением, старостью, болезнями и смертью, поэтому тот, кто достиг высшей ступени совершенства и попал на планету Всевышнего Кришналоку, или Голоку Вриндавану, не желает возвращаться сюда. В Ведах планета Верховного Господа описана словами авйакта, акшара и парама гати: ее нельзя увидеть материальными глазами и описать словами, однако эта планета – высшая цель, к которой стремятся махатмы (великие души). Махатмы получают трансцендентное знание от преданных, осознавших свою духовную природу; таким образом они постепенно совершенствуются в преданном служении Кришне и настолько погружаются в него, что уже не стремятся ни на одну из материальных или даже духовных планет. Их единственное желание–быть вместе с Кришной и общаться с Ним. Это – высшая ступень совершенства. В данном стихе Кришна говорит о йогах-персоналистах, преданных Верховного Господа. Такие преданные, обладающие со знанием Кришны, достигают высшего совершенства. Они – самые возвышенные души.

ПОЯСНЕНИЯ: Я думаю, некоторые из вас знают, что некогда проходили дебаты по обсуждению проблемы о том, что если живое существо возвращается в духовный мир, то может ли оно снова пасть в материальный мир или нет. Слышали? Здесь Кришна говорит о том, что если живое существо возвращается в духовный мир, то оно никогда не приходит в материальный мир снова. Шрила Прабхупада, несомненно, говорил то же самое. Но Шрила Прабхупада также говорил, что это не невозможно для живого существа снова вернуться в материальный мир. Например, как если у вас есть машина, например, которая тесто мешает на кухне. Хлеб потом делается. Если у вас такая кухонная машина есть, то, несомненно, из нее вы не сможете сделать самолет. Невозможно ничего изменить, потому что это определенный механизм и определенным образом уже устроен. Он работает определенным образом и невозможно, чтобы он работал по-другому. У машины есть определенная природа, она сделана определенным образом. Но мы не машины. Мы личности и мы можем делать одно, другое, мы можем делать много разных вещей. И поскольку существует восемь миллионов четыреста тысяч форм жизни, все мы побывали во всех этих формах.

И сейчас мы человеческие живые существа. Конечно, даже среди людей есть очень большая разница. Например, я говорю на английском, вы говорите на русском языке. Возможно, когда вы слышите мой английский, вы думаете: 'Что это ? Что это за язык такой ?"Я никогда не смогу это понять. Когда я слышу русский, я думаю: 'Что это такое ? Я никогда не смогу его выучить". Но, возможно, когда-то я рождался русским. Я полагаю, поскольку мы были во всех практически формах жизни. Все мы были Господом Брахмой, контролировали всю Вселенную. Вот Гуру Врата прабху – он большой менеджер, он менеджер храма, он, что, сможет быть менеджером Вселенной? Можно подумать: "Управлять Вселенной, как можно это сделать?» Иногда у нас даже не получается управлять собственным умом. Не так ли? Очень трудно, правда? А теперь дать возможность управлять всей Вселенной. Мы можем думать: 'Я не способен на это. Это вообще невозможно".

Но мы делали это и раньше, каждый из нас занимался этим раньше. В других случаях мы рождались как кошки или собаки. Мы были во всех формах жизни, даже насекомыми. Были мы даже деревьями и травой. Другими словами мы не машины. Мы очень гибкие, в соответствии с различными обстоятельствами, в которые мы попадаем. Здесь Кришна говорит, что "тот, кто достиг меня, никогда не возвращается в материальный мир". И некоторые люди думают, что это значит, что такой возможности не существует, что даже, если вы захотите, то вы не сможете, как машины. Например, у вас есть электрическая бритва. Я видел одного преданного. У него электрическая зубная щетка. Очень продвинуто. Электрическая зубная щетка, самолет.…. Электрическая зубная щетка не станет самолетом никогда. У нее есть определенная природа, неизменная. Мы – не такие, мы – очень гибкие. Как мы уже сказали, мы были в разнообразных формах жизни, в различных условиях. И здесь Кришна говорит, что когда "люди уходят в духовный мир, они не возвращаются".

Но Прабхупада говорил, что мы могли бы вернуться. И некоторые преданные думают, что это противоречие. С одной стороны люди не возвращаются, а с другой стороны – они могли бы это сделать, если бы захотели. Но как преданные мы должны думать, должны быть вдумчивыми. И мы увидим, если подумаем, что в действительности нет никакого противоречия в этих двух идеях. Почему же? Две недели назад на фестивале в Литве мы обсуждали эту тему. Там был Ниранджана Махараджа, вы знаете его. Бхакти Викаша Махараджа, Джаяпатака Махараджа, Прахладананда Махараджа, Гаурачандра Прабху. Там собрались все эти старшие преданные. И в такой примерно ситуации, когда собралось большое количество преданных, был задан этот вопрос. Кто-то из преданных спросил, что "Кришна говорит, что когда живые существа, когда уходят в духовный мир, они уже не приходят в материальный, но Прабхупада говорил, что вернуться все-таки можно.

Как нам это понять ?"И Прахладананда Махараджа дал очень подходящий ответ: Не так, чтоб это невозможно, и если вы захотите, то не сможете вернуться в материальный мир. Вот вы на Голоке Вриндавана и вы только что вернулись какое-то время назад. Вы были членом общества Сознания Кришны в Красноярске или Иркутске, или Ачинске, где вы очень хорошо служили Кришне и вернулись назад к Богу. Но вдруг неожиданно, что-то произошло, и вы вспомнили что-то или кого-то. "Как же моя мама?"И, так или иначе, идея вернуться назад пришла к вам в голову. И вы решили уйти в мир близкого человека, и Он сказал: "Нет, ты не вернешься! Ты остаешься здесь". Как в старые времена. Все совсем не так.

И Прахладананда Махараджа дал очень хороший ответ. Он сказал: "Вы не то, что не сможете, если даже сильно захотите, но никто никогда не хотел. Это никогда не встречалось". И почему это не встречалось? Кришна объясняет в этом стихе. "Придя ко мне великие души, йоги, преданные никогда больше не возвращаются в этот бренный мир полный страданий, ибо они обрели высшее совершенство". Если вы достигли высшего совершенства, то зачем вам страдания? Нет никаких сомнений в том, что тогда страданий вы уже не захотите. Даже если вы не достигли высшего совершенства, даже если вы в "нормальном"состоянии находитесь, зачем вам страдания? Боль и страдания. Шрила Прабхупада говорит об этом в первом предложении комментария. Бренный материальный мир это место, связанное с рождением, болезнью, старостью, болезнью и смертью. Поэтому, тот, кто достиг высшей ступени совершенства и попал на планету Всевышнего, Кришналоку или Голоку Вриндавана, не желает возвращаться сюда. И поэтому не возвращается. Разница столь велика.

Как, например многие люди сейчас в бедных странах хотят отправиться в Америку: "Америка - это райская планета. Улицы там украшены золотом и люди там такие прекрасные». Так или иначе, многие думают так и хотели бы отправиться в Америку. Это как Брахма-лока. И если не получится отправиться в Америку, то, по крайней мере, отправляйтесь в Англию. Это чуть ниже Брахма-локи – Индра-лока. Или, по крайней мере, Канада, Австралия или Новая Зеландия. В России, сколько люди зарабатывают за неделю, в месяц ?Двести долларов, примерно? Ну, скажем, двести долларов зарабатывают. В Америке, знаете, сколько зарабатывают? Нормально, если они зарабатывают три тысячи долларов. В десять раз больше, это правда. Это очень явная разница. И в чем же разница между этим миром и Голокой Вриндавана ? Как думаете, в десять раз лучше ? Как, например, если сравнить Россию с Америкой. Или в двадцать, или в сто раз лучше ? В миллион раз лучше ? Триллион ? Намного больше в действительности. Настолько больше, что мы никогда не сможем посчитать.

Приводится пример сравнения этой планеты и планеты Господа Брахмы. Господь Брахма живет триста одиннадцать триллионов лет. Мы живем, возможно, сто лет или около того. Это значит, что он живет где-то в три триллиона раз дольше. И мы должны понять, что также он получает наслаждения во столько же раз пропорционально больше, нежели мы получаем здесь. И вот соответственно он и те, кто находится рядом с ним, наслаждаются в три триллиона раз больше, чем мы. И в следующем стихе «Бхагавад-гиты» Кришна как раз говорит о том наслаждении, которое все живые существа получают на Брахма-локе:

абрахма-бхуванал локах пунар авартино 'рджуна мам упетйа ту каунтейа пунар джанма на видйате

Кришна говорит: «Высшая планета материального мира – это низшая планета духовного». Начиная от Брахма-локи все это места страданий. Как вам это, что они наслаждаются в три триллиона раз больше, чем мы. И Кришна говорит: "Они страдают". А мы тогда? Полное безумие. Если они на Брахма-локе наслаждаются в три триллиона раз больше, чем и мы, и все равно страдают, а люди на Голоке Вриндавана в постоянном экстазе, как же они наслаждаются? И Прабхупада говорит: 'Это невыразимо". Это нельзя ясно описать словами. Этой планеты невозможно увидеть материальными глазами и описать словами. Но эта планета – высшая цель, к которой стремятся махатмы, или великие души. И поэтому, когда они вкушают жизнь на Голоке Вриндаване, у них нет никакого желания вернуться обратно сюда.

Приведем немного наглядный, но довольно грубый пример. Допустим, у вас есть отвратительный общественный туалет, который никогда не моют, его просто оставили. Вы хотели бы там жить ? Если бы у вас был очень хороший дом, как у новых русских, двух этажный, кондиционеры везде, на потолке обои, и все эти продвинутые вещи. Вы бы никогда не захотели бы жить в этом общественном туалете, не так, ли? Вы бы даже не думали: "Мне жить там, или мне жить здесь ?" А разница между Голокой Вриндаваной и этим местом намного больше. В сотни тысяч, миллионы раз больше разница. Как Кришна говорит здесь: 'Они не возвращаются в материальный мир, поскольку испытали это счастье".

И Прабхупада говорит: "Они не хотят возвращаться". Так обстоит дело. Это не так, что люди, попадая на Голоку Вриндавану, становятся подобно машинам, и у этой машины нет кнопки, которая бы отвечала за возвращение. Поэтому они не могут этого сделать. Они на Голоке Вриндаване и все. Нет, они люди, такие же, как мы. И даже больше, чем мы. Они думают, у них есть чувства и желания. И они помнят, каково было здесь. Один преданный однажды спросил Прабхупаду: "Когда мы возвращаемся к Богу, мы можем вспомнить, каково нам было здесь ?"И Прабхупада сказал: "Да мы сможем вспомнить каждую жизнь". Сейчас что мы можем вспомнить? Мы даже эту жизнь не можем вспомнить. Год назад, в этот же день восьмого августа в восемь часов вечера, что вы делали? Никакого шанса. Что вы делали, когда вам было два года?Есть какие-нибудь шансы вспомнить это? Шрила Прабхупада говорит, что есть несколько причин, по которым мы не можем вспомнить все. Одна из причин-это просто влияние невежества. Невежество постоянно довлеет над нами, забирает наше знание. У меня есть опыт: я жил какое-то время в стране, где говорили на незнакомом языке. Я жил в месте, где говорили по-французски. И постепенно я начал думать по-французски.

И потом возвращаешься в англоязычную страну, и первые полчаса тебе приходится думать, когда используешь английский язык. Таким образом, даже, несмотря на то, что такие вещи как язык, у нас глубоко-глубоко находятся, гуна невежества в нас настолько сильна, что может забрать даже это знание. Это одна причина, по которой мы забываем. Есть еще одна. Эта причина в том, что если вы сможете вспомнить все предыдущие жизни, как вы страдали в них, как вы были животными, и вас убивали каким-то ужасным образом множество раз, это было бы слишком для нас. Это было бы слишком драматично. Поэтому по своей милости Кришна забирает у нас память о наших прошлых жизнях. Как только вы становитесь освобожденной душой и возвращаетесь к Богу – невежества больше нет. Нет забвения, можно помнить все.

И Прабхупада об этом говорит: "Можно вспомнить каждую свою жизнь". И в этом случае Вы уже находитесь в положении, где все в тысячи, миллионы раз лучше и тут Вы вдруг вспоминаете Красноярск, так или иначе, и думаете: "Нет! Нет! Я не хочу туда опять возвращаться! Там было слишком много горя, слишком много». И поскольку существует такая огромная разница между тем, что мы испытывали на Голоке Вриндавана и тем, что мы испытываем здесь в материальном мире, никто пока не пытался возвращаться сюда. И Кришна не ожидает, что кто-то когда-нибудь захочет. Но, если вы действительно решили, что вы очень хотите этого, что вам просто надо вернуться – можно это сделать. Но никто до сих пор таким глупым не становился. Никто даже близко по своей глупости не приближался к такому решению. И поэтому Кришна сказал, что "когда живое существо достигает меня, то оно уже не возвращается сюда". Почему? Потому, что оно достигло высшего совершенства. Конечно, оно не возвращается к чему-то, что просто ужасно.

Когда Шрила Прабхупада взял в первый раз с собой преданных в Индию, он привел их с собой в дом одного очень богатого, очень благочестивого индуса. Эти индусы были вайшнавами, вегетарианцами и не ели даже чеснока, они сделали прасад для Прабхупады и всех преданных. Этот прасад был очень-очень высокого качества. Это очень опытные повара делали. Эти преданные, они были преданными год или два и они только что прибыли в Индию. Вот они вкушают прасад и вкус просто удивительный.

В Америке они никогда ничего подобного не ели. И один из хозяев спросил: "Ну, как вам прасад?" и преданные сказали: "О, очень вкусно!" И Прабхупада начал смеяться, и он сказал что-то на хинди, и все хозяева, вся семья начали смеяться. И один индус, преданный ИСККОН, тоже был, он тоже засмеялся. И позже, преданный, который сказал, что "Прасад очень вкусный, спросил этого преданного индуса: "Что сказал Прабхупада, после чего все засмеялись?" Преданный сказал ему: "Когда ты сказал, что "прасад очень вкусный", Прабхупада сказал: "Откуда ему знать, что он вкусный? Всю свою жизнь он ел собачью еду". Если вы всю жизнь ели собачью еду, как вы сможете отличить хороший прасад от плохого? И, поэтому, Голоку Вриндавана не могут описывать люди, которые жили только в этом материальном мире.

Господь Брахма дает нам некоторые представления об этом в «Брахма-самхите». Я уверен, что многие из вас уже знакомы с этими стихами. Он говорит, что на Голоке Вриндавана вода подобна нектару. Каждый шаг там танец. А каждое слово – песня. Каждое слово, даже когда они говорят что-то обычное – это подобно нашей самой лучшей песни. Как Видьянидхи Прабху – он наш самый лучший певец. Это так красиво, экстатично. На Голоке Вриндаване это самый обычный разговор. "Как ваши дела ? Как жена? Как работа?" Кого волнуют такие разговоры? Но когда красиво поют -это что-то особенное. Как известный певец, чьи записи расходятся копиями по двадцать миллионов. Но если записать наши разговоры "Как дела ? Как жена ? Как работа ?", то, сколько копий этого можно продать ? Ноль. Есть большая разница между обычным разговором и каким-либо прекрасным пением. Но на Голоке Вриндаване, Господь Брахма говорит, обычный разговор подобен прекрасному пению Видьянидхи Прабху. В действительности даже лучше,

Он просто дает нам такое приблизительное понимание. И каждый шаг, там танец. Они просто идут на завод, но это у них танец. Конечно, заводов у них нет там, они просто куда-то идут, но это подобно нашему лучшему танцу. Кто наш лучший танцор ? Шридам! О, да! Международная квалификация. И когда он действительно танцует в полном экстазе, у нас не получилось бы так, если бы мы и пытались, – это подобно обычной походке, когда идешь в магазин купить хлеба. И их вода подобна нашему нектару. Наш лучший нектар делает наш лучший повар. Кто это?Джйотирмайи и Шри Виджай. Можете представить себе, если они вместе взялись и сделали самый лучший нектар – это будет как обычная вода на Голоке Вриндаване.

Шрила Джива Госвами говорит в своем комментарии на этот стих: "Если их обычный разговор подобен нашему лучшему пению, то каково же их лучшее пение ?"И точно также, если их обычная походка подобна нашему лучшему танцу, то чему же подобен их лучший танец ? Каков же их нектар ? Так Шрила Прабхупада говорит здесь: 'Это нельзя описать словами. Мы никогда не испытывали ничего подобного". Поэтому мы не можем сказать, что это подобно этому, а это подобно тому. Мы никогда ничего подобного не испытывали. Мы просто можем знать, что все там намного лучше, чем здесь.

Люди на Брахма-локе наслаждаются в три триллиона раз больше, чем мы. Но для людей на Голоке Вриндаване они выглядят как люди, погруженные в постоянные страдания. Они испытывают ужасную боль, непереносимую боль. И поэтому они не хотят сюда возвращаться совершенно. Поэтому Кришна и говорит, что никто не возвращается, поскольку никто еще не возвращался, и не ожидается, что кто-то захочет вернуться. Конечно, некоторые возвращаются, они возвращаются по своей милости, чтобы проповедовать обусловленным душам. Но это не есть настоящее возвращение. Поскольку в данном случае, они все равно остаются с Кришной. Поэтому в действительности они все равно остаются на Голоке Вриндаване. Поскольку это есть лишь внешнее представление, что они находятся в Материальном Мире.

Но они никогда не соприкасаются со всей этой ерундой, со всем этим мусором, с которым все мы соприкасаемся в этом материальном мире. Эти великие преданные, они не против приехать из Голоки Вриндаваны в Красноярск: "Нет никаких проблем, поскольку я с Кришной. Поэтому это одно и то же. Поэтому я отправлюсь туда, куда захочет Кришна". И поэтому они также счастливы. Для них нет никакой разницы. Таким образом, мы можем понять этот текст и комментарий.

О Кришне рассказывают:

Вриндадевйаштака

8  молитв-прославлений  Туласи

1
гангея  чампея  тадид  вининди
рочих праваха снапитайма вринде

Радха пранама

Радха расешвари рамйа   рама ча параматманах
Расодбхави кришна-канта  ...

Желание вырваться из плена майи

Бхакти Чайтанья Свами, Бг. 5.25, 17.07.00, Красноярск.

на татха хй агхаван раджан пуйета...

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Имена Господа

Гурудев (вариант 1)

                          1
Гурудев!
Крипа-бинду дийа, коро’ эи дасе,
Тринапекха-ати хина
Сакала...

Достижение совершенства - в труде для Верховного Господа

Бхакти Чайтанья Свами, Бг. 12.10 19.05.05, Красноярск.

абхйасе 'пй асамартхо 'си...