19 Нояб 2013

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ 2-2-22, 08.08.2003, Красноярск.

йади прайасйан нрпа парамештхйам ваихайасанам ута иад вихарам аштадхипатйам гуна-саннивайе сахаива гаччхен манасендрийаиш ча

О, царь, если же у йога остается стремление к утонченным материальным наслаждениям – будь то желание достичь высшей планеты (Брахмалоки) или обладать восемью совершенствами, путешествовать в космосе с ваихайасами или жить на одной из миллионов планет вселенной, – то ему придется забрать с собой свой материальный ум и чувства.

КОММЕНТАРИЙ: На высших планетных системах в сотни и тысячи раз больше возможностей для материального наслаждения, нежели на низших. К высшим планетным системам относятся такие планеты, как Брахмалока и Дхрувалока (Полярная звезда), расположенные над Махарлокой. Обитатели этих планет наделены во семью мистическими совершенствами. Им не нужно обучаться искусству мистической йоги, чтобы уменьшиться до размеров атома (анима-сиддхи) или стать легче невесомого перышка (лагхима-сиддхи), достать все, что угодно и откуда угодно (прапти-сиддхи), стать тяжелее самого тяжелого (махима-сиддхи), по своему желаний со здать что-нибудь или уничтожить (йшитва-сиддхи), управлять все ми материальными элементами (вашитва-сиддхи), исполнять любое свое желание (пракамйа-сиддхи) или по своей воле принимать самые причудливые формы (камавасайита-сиддхи).

Этими способностями обитатели высших планет наделены от рождения. Для путешествия в космосе им не нужны никакие летательные аппараты – в доли секунды они могут перенестись с одной планеты на другую. Без помощи механических приспособлений (космических кораблей) жители Земли не способны попасть даже на ближайшую планету, но одаренные исключительными способностями обитатели высших планет творят любые чудеса с завидной легкостью. Материалист, как правило, стремится все увидеть своими глаза ми, поэтому его интересует жизнь на высших планетных системах. Как любознательные люди путешествуют по всему миру, чтобы своими глазами увидеть все достопримечательности, так и не обладающий большим разумом трансценденталист хочет своими глаза ми увидеть те планеты, о которых слышал столько удивительного.

Но йог способен попасть на эти планеты, сохраняя материальный ум и чувства. Материалистичный ум стремится, прежде всего, к господству над материальным миром. Все перечисленные сиддхи являются, в сущности, разными формами господства над материальным миром. Преданные Господа не стремятся властвовать над иллюзорными и преходящими явлениями, напротив, они хотят покориться власти верховного властителя, Господа. Это желание служить Господу, верховному властителю, духовно, то есть трансцендентно, и чтобы получить доступ в духовное царство, необходимо привести свой ум и чувства в такое чистое состояние. Люди с материалистичным умом могут достичь высшей планеты вселенной, но им закрыт доступ в царство Бога, Чувства считаются чистыми, если не участвуют в чувственных наслаждениях. Чувства должны быть чем-нибудь заняты, и когда они целиком поглощены трансцендентным любовным служением Господу, их не может коснуться материальная скверна.

ПОЯСНЕНИЯ: Я очень счастлив быть здесь вместе с вами. В Сознании Кришны мы иногда говорим одну пословицу: "Любые причины, чтобы провести фестиваль, хороши". Какая бы причина не была, в любом случае мы можем собираться вместе воспевать "Харе Кришна", и это будет хорошо. Я немного смущен, поскольку в данном случае есть небольшая связь со мной. Но если, в конце концов, все это явилось причиной того, что вы собрались все вместе и можете воспевать 'Харе Кришна". Как у вас дела ?… Нормально ?

Сознание Кришны не занимается чувственным удовлетворением, как это делают материалисты. Материальное чувственное удовлетворение – это когда мы делаем что-то только в угоду своим чувствам или своему уму. И значение имеет лишь то, насколько хорошо мы себя чувствуем, насколько нам нравятся какие-то звуки, запах или вкус. Но в Сознании Кришны мы не слишком сильно беспокоимся об этом. Мы просто думаем о том, что удовлетворит Кришну, сделает Его счастливым. Но также существует один особый секрет. Если будем доставлять удовольствие Кришне, то мы сами будем испытывать удовольствие. Если вы забываете о своем собственном счастье, и что-то делаете просто для того, чтобы удовлетворить Кришну, то мистическим, очень загадочным способом вы начинаете наслаждаться сами. Это очень необычный и удивительный факт.

Но все преданные испытывали это чувство так много раз. Материальные же чувственные наслаждения, это когда мы наслаждаемся до такой степени, до которой нам позволяют наши материальные чувства. Насколько чувства наделены способностью поглощать чувственные удовлетворения. И мы должны задуматься о том, насколько мое тело может наслаждаться. На это Шрила Прабхупада приводил пример с пальцем или мизинцем. Он говорил: "Как много удовольствия можно получить от своего мизинца?"Как думаете, что можно сделать мизинцем ? И что вы когда-либо получали от своего мизинца ? Не думаю, что слишком много, не так ли ? Палец ничего не может, есть или нюхать. Если вы прикоснетесь к чему-либо пальцем – это не принесет большого удовлетворения.

В основном с телом дело обстоит именно так. Некоторые из частей тела могут доставлять больше удовольствия. Но обычно, допустим ваше колено, много удовольствия от своего колена вы получали? Или плечи. Не думаю, что много. Шрила Прабхупада говорит: "Если каким-то образом палец засунуть не туда куда нужно, например, когда вы закрываете дверь машины, то тогда палец причиняет огромную боль, он может часами болеть постоянно». Даже днями, и нужно, может быть, принимать успокаивающие боль таблетки. Таким образом, наше тело не причиняет большого наслаждения, но у него есть очень большие возможности причинить большие страдания.

Но теперь мы можем подумать о том, что есть счастье в Сознании Кришны. Это значит, что мы не наслаждаемся своим собственным опытом, своими собственными чувствами. Мы наслаждаемся тем, что переживает Кришна. Если Кришна удовлетворен нашей деятельностью, то мы тоже становимся счастливыми. Это не есть непосредственно наше удовлетворение, счастье, но мы разделяем удовольствие, которое получает Кришна. Таковы возможности Кришны в наслаждении. Он может наслаждаться по настоящему. Даже если взять всех людей на этой планете, пять или шесть миллиардов, и собрать с мира все наслаждение, которое может получить каждый из них, это будет равно одному чувственному удовольствию, которое можно получить через чувственное удовлетворение, умноженному на пять или шесть миллиардов. По нашим стандартам это довольно сильное удовлетворение. Но способности Кришны наслаждаться во много раз больше. В миллионы, миллиарды, в бесконечное количество раз больше возможности наслаждаться. Поэтому преданные видят, что когда они правильным образом заняты преданным служением Кришне, и действительно хотят удовлетворить Кришну, они не беспокоятся особо о том, чувствуют ли они счастье, и вообще как они себя чувствуют. И тогда наслаждение, которое преданный испытывает, становится безграничным.

Таково Сознание Кришны. Баладева Видьябушана рассказывает о чувствах, которые Кришна испытывает, в своих комментариях в «Бхагавад-гите». Кришна говорит: "Мои преданные любят меня так сильно, что даже, несмотря на то, что Я являюсь Верховной Личностью Бога и знаю все, не смотря на это, я не могу понять, как сильно они любят меня". И поэтому Кришна говорит: "Я отвечаю им таким же образом, и люблю их бесконечно". Поэтому счастье, которое мы испытываем в Сознании Кришны настолько более велико, нежели материальное счастье. И чем меньше мы думаем о том, "наслаждаюсь ли я, счастлив ли я или нет", и чем больше мы заботимся о том, чтобы Кришна был счастлив, тем больше мы становимся счастливыми сами. И это может продолжаться, продолжаться без конца.

Здесь в комментарии говорится о некоторых материальных наслаждениях очень высокого уровня. Наслаждения, которые более изысканы, нежели те, к которым мы привыкли. Наслаждения, которые человек получает с помощью мистических совершенств. Обладая мистическими совершенствами человек, может сделать такие вещи, которые мы можем с трудом себе представить. Шрила Прабхупада рассказывал о том, как он со своим отцом или дедушкой однажды навестил такого очень известного йога-мистика где-то в Индии. Они говорили с этим человеком, и затем этот человек спросил: "Чего вы хотите ? Хотите чего-нибудь?Хотите что-нибудь съесть?"И тогда дедушка Шрилы Прабхупада сказал: "Да, я бы хотел съесть гранат".

Знаете гранат в Красноярске? В то время как раз сезон сбора гранатов в Индии давно уже прошел, и никаких гранатов невозможно было достать. В те дни не было самолетов и невозможно было летать по всему миру, чтобы привозить овощи и фрукты. Можно было брать только то, что росло вокруг. И ближайшее место, где можно было сорвать этот гранат, был Афганистан. В те времена отправиться в Афганистан, было очень большой проблемой. И этот йог-мистик не знал, что дедушка Прабхупады большой любитель гранатов. И это было невозможно, чтобы в его комнате были заготовлены гранаты. Он просто вытянул руку, и неожиданно в ней появился гранат. Но это был не обычный гранат. Это был большой плод, совершенный гранат. И такие первоклассные гранаты можно было достать только в Афганистане. И Прабхупада говорил об этом. И говорил, что единственным разумным объяснением было то, что этот человек дотянулся до Афганистана рукой и мог даже видеть, что он там делает. Он выбрал самый лучший гранат и принес его в две секунды. Очень здорово обладать такими совершенствами, не так ли? Вы только подумайте, что можно сделать с помощью этого. Можно получить такое огромное наслаждение. По нашим стандартам, наслаждение, которое человек получает с такой помощью, велико. Можно получить все, что захочешь.

В нектаре преданности Шрила Прабхупада также рассуждает и сравнивает материальные наслаждения и духовные наслаждения. Он говорит дальше о самом великом и чистом наслаждении, которое человек может получить через мистические совершенства. Сначала Шрила Прабхупада говорит о том, что сравнивать материальное наслаждение с наслаждением, которое человек получает через имперсональное освобождение, это все равно, что сравнивать количество воды, которое скопилось в отпечатке копыта теленка с количеством воды в океане. Несомненно, разница фантастическая.

И затем, Шрила Прабхупада сравнивает наслаждение, которое человек получает через имперсональное освобождение с тем наслаждением, которое преданный получает, занимаясь преданным служением, и говорит то же самое. Когда вы сравниваете с наслаждением преданного служения наслаждение имперсонального освобождения, то наслаждение имперсонального освобождение подобно количеству воды, которое скапливается в отпечатке копыта теленка. А количество наслаждения преданного служения подобно огромному океану. Как тогда мы можем сравнивать чувственное удовлетворение и удовлетворение, которое человек получает в преданном служении ? Поэтому мы просто должны культивировать чистое преданное служение. Пытаться освободиться от желания материального чувственного удовлетворения.

Но проблема в том, что иногда у нас не хватает веры. Мы не верим в это, мы думаем: «Что если я прекращу заниматься собственным удовлетворением, и просто буду заботиться о том, как удовлетворить Кришну, что же со мной станет ? Если все это не правда ? Если сейчас я не буду думать о том, как я буду счастливым, то я, в конце концов, буду несчастным». Иногда преданные чувствуют: «Я пытаюсь удовлетворить Кришну немного, но также я постараюсь получать собственное удовлетворение через чувственное наслаждение». Это все равно, что одной ногой быть в одном мире, а другой в другом. И как иногда мы говорим, что одной ногой в лодке, а другой на пристани. Вы пытались когда-нибудь сделать так? Обычно все заканчивается тем, что вы оказываетесь в воде.

И если мы пытаемся таким образом оставить часть себя в материальном мире, а часть в Сознании Кришны, то мы можем закончить в общем как бы в воде. И поэтому Сознание Кришны иногда напоминает приключение. Мы не знаем, что будет дальше происходить. Буду я счастлив, или я буду в печали ? Но если мы предадимся Кришне, и если будем действительно пытаться удовлетворить Кришну, то мы увидим, что мы станем чрезвычайно счастливыми, поскольку мы разделяем счастье Кришны. Это не есть наше собственное счастье. Мы не делаем ничего сами, мы не стимулируем свои собственные чувства, мы очищаем сознание все больше и больше, поэтому мы должны попытаться установиться в этом сознании удовлетворения Кришны и не слишком беспокоиться о том, "как я себя чувствую". "Чувствую ли я себя нормально, или я что-то должен делать для себя?"

В «Нектаре преданности» есть очень хороший пример. Это пример колесничего Кришны, Даруки. Он обмахивал Кришну веером и испытывал огромное наслаждение. Он в действительности был настолько счастлив, что чувства переполнили его. Слезы экстаза постоянно текли у него из глаз. Он даже не мог видеть, где Кришна и что он делает. Кришна шел, а Дарука обмахивал его веером. Он обмахивал-обмахивал, а Кришна все шел. Неожиданно Кришна пошел в другую сторону, а Дарука не увидел этого, он шел и обмахивал, и только потом он понял: "Что я делаю?"И когда он обмахивает Кришну, его тело дрожит в экстазе. Он роняет веер, и теперь он уже не выполняет свое служение, и он чувствует огромную печаль. И начинает отчитывать себя. Он проклял признаки экстаза, которые проявляются в его теле. "Ну-ка перестань плакать. А ты тело, прекрати дрожать". Поскольку все это мешало совершать ему служение. Таким образом, сутью счастья является не проявление признаков экстаза. Сутью счастья является наслаждение Кришны. Для него источником наслаждения был факт, что он делал что-то, чем наслаждается Кришна. Когда он обмахивал в этой стороне, а Кришна был в другой, Кришна не испытывал никакого наслаждения от того, что Дарука обмахивал его, и тогда Дарука чувствовал себя плохо. "Что это за чушь ? Слезы текут, и я не могу ничего увидеть ? Так я не могу служить Кришне. Я не удовлетворяю Кришну". И он чувствовал себя очень плохо.

В этом как раз заключается служение Кришне. Это принцип чистого преданного служения. Это то, что делает нас успешными в Сознании Кришны. Не то, что мы думаем, что мы можем получить от Кришны. Мы думаем: "Что я могу сделать для Кришны?Я думаю, это не имеет значения, что со мной все в порядке будет». Об этом мы вообще не беспокоимся. Но нас очень беспокоит то, как чувствует себя Кришна. В этом весь секрет успеха в Сознании Кришны. Как сделать Кришну счастливым? Таким образом, мы должны подстроить себя под то, чтобы сделать Кришну счастливым. Не то, что мы занимаемся одним, потом другим не, зная, чем мы в действительности должны заниматься. Надо полностью сконцентрироваться на том, чтобы доставить удовольствие Кришне. Есть одна очень интересная история, которую я недавно услышал. Слушайте внимательно, она немного запутана.

Эта история о том, как мы должны настраивать себя, настраивать себя на Кришну, настраивать себя на то, чтобы удовлетворить Кришну и всегда быть сконцентрированным на этом. Это немного необычная история, поэтому слушайте внимательно. Эта история случилась в Америке, во времена великой депрессии. Знаете, что такое великая депрессия? Это было в тридцатых годах прошлого столетия. Вся страна обанкротилась, люди голодали и умирали с голоду. Они даже не могли ничего украсть, потому, что ни у кого ничего не было. В те времена, если появлялось объявление о найме на работу, то сразу же приходило сто человек. Они были в отчаянии, и если они даже не имели понятия, как выполнять эту работу, они пытались ее получить. У нас был такой опыт в Южной Африке, когда мы строили храм. Люди настолько отчаялись из-за отсутствия денег, что говорят что, могут выполнять любую работу.

Мы однажды отправились в агентство по найму рабочих, чтобы нанять несколько человек для работы. Там сидело где-то сорок мужчин, которые надеялись хоть какую-то работу. "Кто-нибудь здесь знает столярное мастерство?", – мы спросили. Там было сорок человек. И поднялось сорок рук. "А электрики здесь есть?", – мы спросили. Сорок рук опять поднялось. "Кто-нибудь сантехники есть?", – мы спросили. Опять сорок рук. Это не может быть правдой. "А есть здесь нейрохирурги?" Они были в отчаянии. Значит, во времена этой великой депрессии было одно агентство по связи, которому нужен был человек, знающий азбуку Морзе. Кто знает азбуку Морзе? Очень немногие люди знают азбуку Морзе. Но неожиданно к ним пришло пятьсот человек. "Да мы все знаем азбуку Морзе". И босс собирался с каждым поговорить. Он посадил их по номерам. Он вызывал их "номер первый", "номер второй" и так далее. Один юноша пришел, он немного опоздал. И он был "номером четыреста девяностым". Этих людей вызывали одного за другим. В этом большом здании было очень шумно. Там что-то ремонтировали. Все эти пилы, молотки, различные машины создавали много шума. Все эти люди сидели и их постепенно одного за другим вызывали.

И неожиданно этот молодой человек в самом конце очереди вдруг подпрыгнул, побежал вдоль всех этих четырехсот человек и забежал в офис этого босса. Он даже не постучался в дверь. Он просто открыл ее и вошел. Все эти люди думали: "Да что он делает такое. Что это? Так не честно. Он же был в самом конце очереди, он должен ждать". Через пару минут босс вышел с этим молодым человеком, и рука босса лежала на плече этого молодого человека, и сказал всем остальным: "Все, можете идти домой. Этот человек получил работу". И эти люди не были счастливы в этот момент. Они хотели революцию устроить. Они говорили: 'Этот юноша был в самом конце очереди, он обманул нас". И тогда босс объяснил им: "Слышите, как эти люди сейчас стучат молотками? Бенг-бенг бенг-бенг-бенг бенг бенг-бенг-бенг-бенг. Они стучат азбукой Морзе. Знаете, что они говорят? «Если вы поймете, что мы говорим, проходите прямо в офис. Даже не стучитесь. Просто заходите, и я немедленно дам вам работу»". Все сразу вдруг расстроились. Служение может быть вокруг вас. Но если вы не настроены нужным образом, то можете его пропустить. И вместо того, чтобы думать: "Как мне воспевать лучше ? Как мне лучше слушать «Шримад Вхагаватам» ? Как мне лучше и чище убирать храм?"Вместо того, чтобы думать: "Как удовлетворить Кришну?"Мы можем думать: "Когда же прасад? Что будет сегодня на прасад? "Мы будем просто думать о собственном чувственном наслаждении. Поэтому мы должны культивировать это настроение: 'Я здесь, чтобы удовлетворить Кришну. Я здесь не для того, чтобы удовлетворять себя".

И чем больше мы будем культивировать это желание удовлетворить Кришну, тем больше мы сами будем удовлетворены. Этому удовлетворению нет никакого предела. Мы просто будем продолжать пытаться найти как можно больше способов, чтобы как можно больше удовлетворять Кришну. И тогда, мы будем становиться все более, и более счастливы. И этому абсолютно нет никакого предела. И поэтому мы говорим, что любая причина, по которой мы можем придти в Сознание Кришны – это хорошая причина. И даже если это плохая причина. Все равно это хорошая причина. Поскольку мы все можем быть вместе в этом Сознании Кришны. Спасибо большое, за то, что вы все приехали. Мне очень жаль, что я смогу здесь провести совсем немного времени. Но в следующий раз я приеду и останусь подольше. Если мы можем чем-то служить вам, дайте, пожалуйста, знать.

О Кришне рассказывают:

108 имен Шри Радхики

avIkSyAtmezvarIM kAcid vRndAvana-mahezvarIm |
tat-padAmbhoja-mAtraika-gatir dAsy ati-kAtarA || 1...

Шри Шйама-кундаштакам

1
вришабха-дануджа-нашанантарам йат сва-гоштхи-
майаси вришабха-шатро ма сприша твам вадантйам
ити...

День Говардхана пуджи

LECTURE BY HIS HOLINESS LOKANATH SWAMI
VARSANA GOVARDHANA PUJA
9 NOVEMBER 1999

Сегодня очень...

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Имена Господа

День явления Господа Нрисимхадевы

Бхакти Чайтанья Свами, Явление Господа Нрисимхадевы, 23.05.05, Красноярск.

ом намо бхагавате...

Духкхер сагаре

В океане несчастья Традиционный бхаджан Бангладеш
Припев

духкхер сагаре бхасийечхи
уттарийе джани...