18 Нояб 2013

Бхакти Чайтанья Свами, Бг. 18.47, 22.05.2005, Красноярск.

шрейан сва-дхармо вигунах пара-дхармат св-ануштхитат

свабхава-нийатам карма курван напноти килбишам

Лучше исполнять свои обязанности, пусть несовершенным об разом, чем безукоризненно исполнять чужие. Выполняя предпи санные обязанности, отвечающие его природе, человек никогда не навлекает на себя греха.

КОММЕНТАРИЙ: Обязанности, предписанные представителям различных сословий, перечислены в «Бхагавад-гите». Как было сказано в предыдущих стихах, обязанности брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр соответствуют гунам материальной природы, под влиянием которых они находятся. Человек никогда не должен пытаться подражать другим, исполняя их обязанности. Тот, кто от природы склонен к деятельности шудр, не должен претендовать на звание брахмана, даже если родился в семье брахманов.

Каждый должен заниматься деятельностью, соответствующей его природе; никакая работа не позорна, если она связана со служением Верхов ному Господу. Брахманы, безусловно, занимаются деятельностью в гуне благости, однако, если человек от природы находится под влиянием других гун, он не должен, подражая брахманам, пытать ся исполнять их обязанности. Кшатрию, правителю, приходится совершать неприглядные поступки: применять насилие и убивать врагов или лгать, руководствуясь политическими соображениями. Никакая политика не обходится без насилия и дипломатической лжи, но для кшатрия это еще не повод отказываться от выполнения своего долга и пытаться жить по законам брахманов.

Своей деятельностью человек должен стараться доставить удовольствие Верховному Господу. К примеру, Арджуна был кшатрием, и он колебался, не решаясь вступить в сражение с противни ком. Но если сражаться ради Кришны, Верховной Личности Бога, то не нужно бояться, что участие в битве осквернит нас. Тому, кто занимается коммерцией, иногда приходится лгать и хитрить, что бы получить прибыль. В некоторых случаях без этого не обойтись. Иногда продавец говорит покупателю: «Поверьте мне, я на вас ни сколько не наживаюсь», хотя всем известно, что торговец не сможет жить, если будет торговать без выгоды. Поэтому, слыша от коммерсанта такие слова, нужно понимать, что он обманывает нас. Однако сам коммерсант не должен думать, что поскольку в его деле не обойтись без лжи, то он должен бросить торговлю и заниматься тем, что делают брахманы. Это противоречит шастрам. Если человек, будь он кшатрием, вайшьей или шудрой, исполняя свои обязанности, тем самым служит Верховной Личности Бога, его со циальное положение перестает иметь значение. Даже брахманам, совершающим различные жертвоприношения, иногда приходится убивать животных, чтобы принести их в жертву. Точно также, если кшатрий, выполняя свой долг, убивает врага, его поступок не является греховным. Все это было подробно разъяснено в третьей главе «Бхагавад-гиты».

Каждый человек должен посвящать свою деятельность Ягье, или Вишну, Верховной Личности Бога. Все, что мы делаем ради удовлетворения собственных чувств, только порабощает нас. Поэтому каждый должен заниматься деятельностью в соответствии с гунами материальной природы, под влиянием которых находится полученное им тело, преследуя при этом единственную и высшую цель – служить Верховному Господу.

ПОЯСНЕНИЯ: Этот текст из «Бхагавад-гиты» является одним из тех, немногих текстов, которые Кришна повторяет нам. Почти такой же текст, который абсолютно сходен с этим по смыслу мы можем найти в третьей главе, это тридцать пятый текст третьей главы. Я прочитаю этот текст:

шрейан сва-дхармо вигунах пара-дхармат св-ануштхитат

сва-дхарме нидханам шрейах пара-дхармо бхайавахах

Довольно похож, да? Не абсолютно то же самое, но очень похож. Сейчас я прочитаю перевод этого текста: «Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше погибнуть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнить чужой, ибо этот путь чрезвычайно опасен».

Насколько я помню, в прошлые приезды мы обсуждали уже значение того, что мы находим в Бхагавад-Гите повторяющиеся стихи. В Десятой Песне Шримад Бхагаватам есть одно место, где один и тот же стих повторяется дважды. Он повторяется даже в одной и той же главе. Это стих в истории с Паундракой, где Шукадева Госвами выказывает свое удивление тем, насколько глуп был Паундрака. Шукадева Госвами говорит: «Был такой царь Паундрака, который являлся таким негодяем и глупцом, что объявил себя Верховной Личностью Бога».

И далее он продолжает говорить несколько стихов о Паундраке, и затем он снова в определенной степени повторяет этот текст. Он снова говорит: «Жил такой царь Паундрака, который был настолько глуп и был настолько негодяем, что объявил себя Верховной Личностью Бога». Нельзя сказать, что эти стихи дословно идентичны, но их смысл очень похож. Один из наших ачарьев, по-моему, это Вишванатха Чакраварти Тхакур, говорит, что это поразительно. Он говорит, что «Шукадева Госвами был настолько удивлен, что просто не мог поверить в то, что человек настолько амбициозен и настолько глуп, что объявляет себя Кришной. Он настолько был поражен, что повторил это дважды». И Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит:

«Это значит, что данное утверждение очень важно. И если в такой маленькой книге как Шримад Бхагаватам мы находим повторяющиеся стихи, то это должно быть очень важно». Если Шримад Бхагаватам он называет маленькой книгой, то, что же тогда Бхагавад-гита ? Это практически ничто. Здесь мы видим в Бхагавад-гите, в этой маленькой книге, что стихи также повторяются. Это значит, что данное утверждение очень важно. Это значит, что мы должны выполнять свои обязанности, поскольку об этом говорят два стиха в Бхагавад-гите.

Также Кришна говорит:

ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру

мам эваишйаси сатйам те пратиджане прийо 'си ме

«Ты всегда должен думать обо Мне, и стать моим преданным, поклоняться Мне, и выражать Мне почтение. Если ты будешь делать это, то ты вернешься ко Мне. Я обещаю тебе это, поскольку ты – мой дорогой друг». Этот стих мы можем видеть в конце восемнадцатой главы, но также в конце девятой главы мы можем видеть повторяющийся стих. Таким образом, мы можем видеть, что Бхагавад-гита дает нам два очень важных, жизненно важных утверждения: ман-мана бхава мад-бхакто. «Мы всегда должны обладать Сознанием Кришны, мы всегда должны оставаться преданными, поклоняться Кришне, и служить Ему. И таким образом мы сможем вернуться домой к Богу». И второе очень важное утверждение заключается в том, что мы должны выполнять свои обязанности. И даже если вы думаете, что что-то вы можете делать намного лучше, нежели выполнять свои обязанности, то все равно вы должны выполнять свои обязанности.

Таким образом, в Бхагавад-гите Кришна очень сильное ударение делает на этот момент. И в результате этого мы должны понять, что эта тема сокровенна. Наша обязанность является священной, очень сокровенной вещью. Что, выполняя предписанные нам обязанности для удовлетворения Кришны, мы, в конце концов, можем соединиться с Ним. Мы должны понимать, что какое бы служение мы не получали, даже если оно кажется внешне очень незначительным и таким смиренным, оно все равно имеет очень большое значение. Предписанные нам обязанности, это не то, что мы можем с легкостью оставить, либо делать, если нам это хочется. Это подобно самой жизни. Мы не можем просто по желанию взять и оставить свою жизнь. Это очень глубокая, очень затрагивающая до самого нутра вещь. Поэтому нужно защищать свое служение, как саму жизнь. И поскольку этот момент очень важен, мы иногда просим преданных принимать обеты. Преданные обещают: «Каковым бы не было мое служение, я буду выполнять его до тех пор, пока Кришна, не захочет, чтобы я изменил его. Даже если иногда мне хорошо, приятно заниматься этим служением, а иногда бывает и неприятно, все равно я должен выполнять свое служение». Как говорил Господь Чайтанья, обращаясь к Кришне: «Неважно, раздавишь ли меня в Своих объятиях». Другими словами: «Так близко допустишь меня к Себе, что мне будет больно». Иногда бывает, что какой-то преданный обнимает вас.…. Вас когда-нибудь обнимал Вхакти Вхринга Говинда Махарадж? Да ? Нет ? Иногда это очень сложно остановить. Господь Чайтанья говорит: «Иногда допускаешь меня к Себе так близко, что мне даже больно, а иногда мне разбиваешь мое сердце, не появляясь передо мной. Все равно Ты Господь, которому я поклоняюсь, не зависимо ни от чего».

Другими словами, наше служение Кришне, наша связь, это то за что мы должны держаться в любом случае, любой ценой. И когда мы делаем это служение, и когда мы не делаем его, разница такая же, как между жизнью и смертью. И поэтому иногда говорится, что если вы хотите причинить вред преданному и доставить ему боль -заберите у него его служение. Это великое наказание, когда у нас нет какого-то определенного служения, которое мы могли бы делать для удовлетворения Кришны. Конечно, если мы ленивые, или если мы в майе и не имеем служения, то мы думаем, что это очень хорошо. «Теперь у меня есть свободное время. Я могу устроить себе праздники или выходные». Но в Сознании Кришны нет выходных. Празднике Сознании Кришны – это значит еще больше служения. И очень плохая ситуация в Сознании Кришны, это когда у нас нет служения. И когда преданный продвигается в преданном служении – он видит все именно таким образом.

Поэтому особая ценность Бхагавад-гиты заключается в том, что она указывает нам на две эти важные истины. Истины, которые составляют фундамент в нашем Сознании Кришны, эти истины, которые если не присутствуют в нашей жизни, наше Сознание Кришны просто уничтожается. Эти истины заключаются в том, что мы должны думать о Кришне, и быть Его преданными. И второе – это, что у нас должны быть предписанные обязанности, которые мы выполняем для удовлетворения Кришны, и мы всегда выполняем их правильным образом. Эти две истины подобны сердцу Бхагавад-гиты. Это две самые важные истины в нашей жизни. И если у человека нет этих двух вещей, то жизнь не имеет никакого значения.

Бхагавад-гита очень богата и предоставляет нам огромное количество различных концепций. В этом заключается ее трансцендентное могущество. И эти утверждения, которые мы разбираем сегодня, являются жизнью в нашей духовной жизни. Размышление о Кришне, служение Кришне, и исполнение определенных предписанных обязанностей для удовлетворения Кришны -это будет поддерживать нашу жизнь в Сознании Кришны. В конце своих комментариев к Бхагавад-гите Баладева Видьябушана делает очень интересные утверждения. Он говорит: «Преданные попросили написать комментарии к Бхагавад-гите, но я не чувствовал особого энтузиазма.

Я думаю, что Бхагавад-гита – это книга, наполненная сухой философией. Ты – не это тело. Все эти различные типы йоги описываются в ней. Различные типы жертвоприношений, жертвоприношения предкам и другие жертвоприношения. Три гуны материальной природы, которые говорят о благости, о страсти, о невежестве. Я думал, что это просто философская книга, и я не чувствовал особого энтузиазма, например как было бы если бы я сделал комментарии к Шримад Бхагаватам, в которой описывается огромное количество игр Кришны. Или к Чайтанья-чаритамрите, в которой описываются различные игры Господа Чайтаньи. Но, так или иначе, поскольку преданные попросили меня написать к ней комментарии, но по мере того, как я писал свои комментарии, я встретился с этими живительными и прекрасными утверждениями. Они были подобны драгоценным камням.

И когда мне явилась Бхагавад-гита, подобная океану, и Кришна посадил меня на лодку и вытолкнул в океан Бхагавад-гиты. И неожиданно эта лодка стала протекать. И она стала подобна подводной лодке. И по мере того, как я все глубже и глубже погружался в Бхагавад-гиту, я находил все больше и больше драгоценных камней». И поскольку он пишет эти слова в конце своих комментариев, то он говорит: «Я даже не хочу всплывать со дна этого океана. Я хочу просто утонуть в этом океане Бхагавад-гиты». Бхагавад-гита такова – она очень богата на различные важные истины. Вишванатха Чакраварти Тхакур, также написал комментарии к Бхагавад-гите, и тоже написал некоторые заключительные слова. Хотя он не дал комментарии к последним пяти стихам Бхагавад-гите. Знаете об этом? В своем комментарии он дал объяснение только к семьдесят третьему стиху и не давал к семьдесят четвертому, семьдесят пятому, семьдесят шестому, семьдесят седьмому, и семьдесят восьмому стиху. И в своих комментариях к семьдесят третьему стиху он говорит: «В действительности я написал комментарии к последним пяти стихам, но Господу Ганеше так понравились эти комментарии, что он послал крысу, чтобы она их украла». Может быть, вы не много знаете о Господе Ганеше, но Его всегда сопровождает маленькая мышь или крыса. И он сказал: «Господь Ганеша так полюбил эти комментарии, что Он украл их. И если уж они Ему так понравились, то пускай они у Него так и останутся, а я закончу здесь». И поэтому заканчивает свои комментарии на семьдесят третьем стихе.

Эти стихи в Бхагавад-гите настолько важны, и в особенности те тексты, которые Кришна повторяет. Так мы должны быть убеждены, что у всех нас должны быть предписанные обязанности. Это одна из важнейших частей нашего существования. В действительности Кришна говорит об этом в других главах Бхагавад-гиты. Как мы знаем в начале Бхагавад-гиты, Арджуна не хотел выполнять свои обязанности. Его обязанностью как кшатрия являлось сражаться на поле битвы Курукшетра, но он абсолютно не хотел этого делать. Есть очень известный текст во второй главе:

карпанйа-дошопахата-свабхавах приччхами твам дхарма-саммудха-четах йач чхрейах сйан нишчитам брухи тан ме шишйас те 'хам шадхи мам твам прапаннам

Арджуна говорит Кришне: «Я абсолютно сбит с толку и не знаю в чем мои обязанности. Теперь я предаюсь тебе. Теперь я твой ученик, душа, предавшаяся тебе, пожалуйста, наставляй меня». Звучит довольно хорошо. Звучит как в Сознании Кришны. Это только вторая глава. Может быть, на этом мы можем уже закончить изучение Бхагавад-гиты? Но в следующем стихе Арджуна говорит уже другое. Он говорит: «Я твой ученик, я предавшаяся тебе душа, я хочу получать твои наставления, но я не буду сражаться». Он говорит: «Я – Твой ученик. Я предался Тебе. Давай мне наставления. Но только не проси меня сражаться». Иногда у нас появляются такие ученики: «Пожалуйста, наставьте меня, что я могу сделать, чтобы удовлетворить Вас?» Мы говорим: «Хорошо, можешь делать это, можешь делать то». Он говорит: «Нет. Я буду делать что-то другое». И тогда мы говорим: «Ну ладно сделай то, что ты считаешь нужным». И тогда он говорит: «Ну, нет». Мы пытаемся предложить различные виды служения, и, в, конце концов, мы слышим: «Я бы попытался, конечно, но нет».

И, в конце концов, мы спрашиваем: «Что бы ты хотел сделать?» и он говорит: «Ну, что-нибудь бы хотел». И тогда мы говорим: «Ну, тогда это и делай». И тогда он говорит: «Да я предаюсь, я буду это делать». Это было начало Бхагавад-гиты. Так или иначе, Кришна говорит Арджуне: «Ты отказываешься выполнять свои обязанности. И если бы ты был полностью трансцендентален к своему телу, то тебе действительно не нужно было бы выполнять свои обязанности. Потому, что предписанные обязанности даются человеку в соответствии с его умом и телом». УАрджуны было тело и ум кшатрия. У кого-то еще есть тело и ум брахмана. У кого-то есть тело и ум вайшьи. У кого-то есть тело и ум шудры. И, как правило, такие люди заинтересованы в том, чтобы выполнять свою работу, и не заинтересованы ни в чем другом.

Именно это мы имеем в виду, когда говорим о предписанных обязанностях. Арджуна обладал умом и телом кшатрия, поэтому его предписанной обязанностью было сражаться. Но в Бхагавад-гите Арджуна отказывается сражаться. Он хочет уйти в Гималаи, стать отрешенной личностью, что практически значит стать брахманом. Кришна приводит ему различные аргументы, пытаясь убедить его, что он не должен пытаться стать брахманом, что это не подходит ему: «Ты кшатрия, ты должен сражаться». И Арджуна по-разному отрицает это. Но Кришна говорит: "Если бы ты был действительно трансцендентен к своему телу и уму, и тебе не нужно было бы выполнять свои обязанности. Все равно ты должен выполнять их. Даже если ты не должен делать это для собственного спасения, блага. Все равно ты должен делать это, чтобы показать пример, обычным людям. Потому, что они будут смотреть на тебя и думать: «Вот это важный преданный. И если мы хотим быть преданными, то мы должны действовать как он».

И поэтому мы видим, что такие преданные, как Шрила Прабхупада даже, хотя он и не должен был выполнять никакие обязанности, он все равно воспевал свои круги и делал то, чего он не должен был делать уже. Ему не нужно было вставать рано утром и посещать утреннюю программу, ему не нужно было так много кругов воспевать каждый день. Ему не нужно было регулярно бриться. Ему не нужно было ничего из этого делать, чтобы поддерживать свое Сознание Кришны. Хотя нам нужно все это делать, чтобы оставаться в Сознании Кришны. Если мы будем думать: «Мне не надо вставать на мангала-арати, ноя могу встать к приветствию Божеств, или когда мне захочется. Иногда очень скучно воспевать все эти круги. Воспевать, воспевать, воспевать весь день, тогда когда я чем-то полезным буду заниматься. Я буду воспевать поменьше. Я буду делать больше служения. Я не буду делать это, я буду делать что-то другое, и находиться в Сознании Кришны». Тогда через некоторое время мы обнаружим, что мы уже не в Сознании Кришны: мы встаем поздно, мы неправильно воспеваем, мы чувствуем, что наш ум затуманился. И когда вы находитесь в таком густом тумане, то вы не понимаете, что происходит вокруг вас.

Мы должны все это делать, иначе духовно мы умрем. Но таким великим личностям, как Прабхупада не нужно ничего этого делать, и они все равно, постоянно будут находиться в чистом Сознании Кришны. Но, несмотря на это Прабхупада все равно выполнял все эти обязанности хорошо. Он поднимался очень-очень рано, в час ночи, в два и часами воспевал, переводил Шримад Бхагаватам. Если мы попытаемся, каждый день, подниматься в час ночи, то в два мы наверняка будем уже опять спать. Он не только поднимался на мангала-арати, он поднимался намного раньше. Он не просто воспевал шестнадцать кругов, он воспевал постоянно. Есть несколько видео, на которых Шрила Прабхупада воспевает джапу. Вы видели какие-нибудь из них? Есть такое видео, где Шрила Прабхупада ходит по трем соединенным комнатам, из одной в другую, и воспевает Святое Имя. И человек с камерой постоянно следует за Шрилой Прабхупадой, и Прабхупада заходит в одну из комнат, и через несколько секунд туда заходит человек с камерой. Когда он заходит в эту комнату, Прабхупада уже выходит из нее. Когда он заходит в ту комнату, Прабхупада выходит и наталкивается на человека с камерой и тот отскакивает назад. Прабхупада таким образом показывал пример, хотя в действительности он не должен делать этого, чтобы находиться в Сознании Кришны.

И поэтому Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Даже если ты абсолютно трансцендентен, и тебе уже не нужно выполнять свои обязанности, ты все равно должен выполнять их. Для того, чтобы просто показать пример обычным людям». И затем Кришна делает очень важный шаг дальше: «йад йад ачарати шрештхас тат тад эветаро джанах (чтобы не делал великий человек, простые люди следуют по его стопам) са йат праманам куруте локас тад анувартате (и какие бы стандарты не устанавливал этот человек своими действиями – весь мир принимает их).

И что же говорит Кришна ? Он говорит, что «выполнение своих обязанностей даже если ты не должен выполнять их, все равно настолько важно, что даже когда я Сам прихожу в этот мир, я выполняю обязанности». И если уж кому нет нужды выполнять материальные предписанные обязанности, так это Кришне. Но все равно Кришна выполняет предписанные обязанности, иногда. Не все время конечно, но во многих случаях. Иногда Он делает, конечно, что-то другое. Иногда Он танцует танец раса. Это не тот пример, которому мы должны следовать. Хорошо? Никаких танцев раса. Но во всех других случаях Кришна дает нам очень хороший пример. Например, то, как мы должны следовать этикету.

Например, как в Его отношениях с Накулой и Сахадевой, которые были совсем чуть-чуть моложе Его, но все-таки Он относился к ним очень хорошо, подобно отцу. Он настолько тепло относился к ним, давал постоянно защиту, что, даже не будучи их отцом, действовал как их отец. С Арджуной, с которым Он был более или менее равен по возрасту, Он действовал как совершенный друг. У них были настолько близкие отношения, что когда Кришна показал свою вселенскую форму, уАрджуны чуть не случился сердечный приступ. Он не мог поверить в это, он думал: «Этот человек является моим близким-близким другом, а теперь вижу, что Он Бог». А с Йудхиштхирой, который был немного старше Кришны, Он вел себя так, как будто это была очень возвышенная и старшая по отношению к Нему личность. Я думаю, что я уже рассказывал здесь историю о том, как Йудхиштхира и Кришна ехали на колесницах навстречу друг к другу. Йудхиштхира, увидев Кришну, подумал: «Как прекрасно, вот я вижу достойного поклонения Господа Кришну». Кришна, увидев Йудхиштхиру, подумал: «Как прекрасно, вот мой почитаемый старший родственник».

Это описывается в «Нектаре Преданности». Так они вступили в своего рода состязание, кто из них первый окажет другому почтение. Но Кришна был быстрее. Он просто соскочил со своей колесницы и простерся перед колесницей Йудхиштхиры, прямо на том месте, куда Йудхиштхира должен был поставить свою ногу, чтобы сойти с колесницы. Поэтому Йудхиштхира не мог сойти с колесницы. Ему пришлось просто стоять. Иначе ему пришлось бы переступить Кришну, а через людей переступать нельзя. Знаете это? Нет? Это очень плохо переступать через людей. Это не подобающий этикет. Таким образом, Кришна дает нам прекрасный пример.

Иногда преданные чувствуют себя очень плохо. Например, Уддхава, он был министром Кришны. Иногда Кришна действовал так, как будто Он сбит с толку и не знал, что делать. Как, например, был случай, когда Махараджа Йудхиштхира собирался совершить жертвоприношение Раджасуйа-йаджну, во время которой он должен был стать императором, главенствующим над всеми остальными царями. Кришна получил приглашение на эту церемонию, но внезапно, в этот же самый момент пришло еще одно послание. Посланник говорил: «Шестнадцать тысяч принцесс были похищены Бхаумасурой, Джарасандхой или Наракасурой». Что же делать ? Был выбор, что же делать идти на Раджасуйа-йаджну, или идти убивать Джарасанду или Нарасуру, кто бы там ни был. И Кришна говорит: «Что же делать, я не знаю что делать». И Он повернулся к Уддхаве и сказал: «Ты должен меня спасти. Я не знаю что делать. Давай ты разберись и скажи Мне». И Уддхава почувствовал себя очень плохо: «Вот мой Господь, вот мой достойный поклонения Господь, и Он хочет, чтобы я сказал Ему, что нужно делать». И, в конце концов, он подумал: «Это мой Господь и Он сказал мне сделать это и я должен сделать это». Тогда Уддхава подумал и дал это заключение: «Если Махараджа Йудхиштхира проведет Раджасуйа-йаджну, то все остальные цари должны будут предаться ему. Если кто-то из царей не примет его как императора, то он просто не сможет завершить Раджасуйа-йаджну. И поэтому с Джарасандой, Наракасурой, кто бы там ни был, нужно разобраться. Поэтому это нужно сделать сначала». Кришна сказал: «Да! Правильно! Спасибо. Ты разобрался для Меня во всем». И Кришна действительно хорош. Он такой прекрасный парень и обходится со всеми очень хорошо. И даже, несмотря на то, что Он – Бог и Ему не нужно всего этого делать. Он может делать все, что Он захочет. Но поскольку важно выполнять свои обязанности для того, чтобы дать пример другим, Он делал это. Не всегда, конечно, но во многих случаях.

Но поскольку существует то, что Шрила Прабхупада называет принцип Ишвары. Он говорит: "Кришна – Бог, и Он действительно может делать все, что захочет, поэтому иногда Он так и делает. Поэтому Он танцует с гопи, иногда Он обманывает немножко, иногда Он дает обещания и потом нарушает их. Зачем Ему делать все это ? Просто для того, чтобы показать, что Ему нет никакого дела до правил, Он может не следовать правилам. Это происходит лишь потому, что Он хочет показать какие-то более высокие принципы. Кришна был очень почтителен к Йудхиштхире и очень милостив к младшим Пандавам, но это все материальный этикет. Кришна действующий, как принц, кшатрий вДвараке-это тоже материальный этикет. Танцевать с гопи – что это за этикет? С материальной точки зрения – это не подобающий этикет. Но есть высший принцип. Высший принцип заключается в том, что все гопи танца асы являются внутренней потенцией Кришны. Все они являются экспансией Радхарани, поэтому все они являются экспансией собственной энергии наслаждения Кришны. Они являются частью Кришны. Они вечно принадлежат Кришне. И поэтому для Кришны вполне нормально танцевать с ними. Не то, что бы это совсем правильно, но Он должен был танцевать с ними. Он в действительности должен танцевать с ними.

Многие из этих гопи к тому времени были уже замужем за другими личностями. Когда Кришна танцевал с гопи, их мужья думали: «Это очень плохо. Это аморально». Особенно такие мужья как Абхиманью. Знаете? Не знаете Абхиманью? Он был так расстроен: «Кришна такой негодяй, это просто ужас». И Джатилла тоже. Но на трансцендентном уровне это не аморально. Они, эти гопи – это вечные служанки Кришны. Они существуют только для этой цели. Поэтому когда дело доходит до этого танца расы, гопи, и их мужей и Кришны, то кто же в действительности аморален. Как раз эти мужья и аморальны. Они пытаются украсть вечных преданных Кришны. Они говорят: «Нет, она принадлежит не Кришне, она принадлежит мне». С духовной точки зрения – это абсолютно аморально. Поэтому даже если Кришна делает что-то, что кажется аморальным, то на более высоком уровне это абсолютно морально. Кришна однажды нарушил свое обещание. Он пообещал не драться, не сражаться. Но когда стало похоже, что Бхишма собирается убить Арджуну, Кришна схватил колесо от колесницы и бросился к Бхишме, чтобы напасть на него. Он нарушил обещание.

Можно даже видеть картину, на которой Кришна изображен бегущим к Бхишме с колесом от колесницы в руке. И Арджуна на этих картинах, охватывает ноги Кришны, подобно регбисту, который хочет остановить своего противника, и Кришна тащит его за Собой по земле. Арджуна пытается остановить Кришну, упредить от этой атаки на Бхишму. Арджуна очень обеспокоен тем, что Кришна обещал не сражаться, и поэтому если Он нарушит Свое обещание, то люди будут критиковать Его. Но, несмотря на то, что даже Аджуна пытался физически остановить Кришну, Он все равно пытался сражаться с Бхишмой, и фактически нарушил Свое обещание. Это похоже на аморальный поступок, который противоречит принципам следования своим обязанностям. Но в действительности здесь действуют более высокие принципы морали и обязанности. Кришна пообещал:

кшипрам бхавати дхарматма шашвач-чхантим нигаччхати каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати

«Мой преданный никогда не погибнет». Это более высокое обещание. Шрила Прабхупада говорил: «Иногда во время войны человека могут призвать в армию, дать Ему оружие, и побудить стрелять во врага. И чем больше людей этот человек застрелит, тем более счастливо будет правительство. Но если после войны этот человек будет ходить здесь около магазина «Дивногорец», и увидит кого-то, кто ему не понравится, и он подумает: «Да никаких проблем, я просто его застрелю». Тогда милиция приедет, заберет его. А он им скажет: «В чем дело ? Раньше я стрелял людей, и вы были просто счастливы этим». Поэтому, что-то в определенных обстоятельствах может быть правильным, а в других обстоятельствах абсолютно не правильным».

То, что Кришна обещал своим преданным всегда стоит на более высоком уровне. Обычно Он поддерживает внешние моральные принципы и этикет, и очень хорошо, даже с материальной точки зрения. Но если какая-то мораль будет противоречить Его взаимоотношениям с преданными, то Он не будет ей следовать. Поэтому, в общем, Кришна всегда следует этому принципу, выполнение своих обязанностей, поддержание правильных стандартов. Но иногда в силу вступают материальные принципы, а иногда духовные. И может возникнуть своего рода столкновения между ними. Например, махатме Ганди, который был великим поклонником Бхагавад-гиты, не нравилось, что Кришна танцевал с гопи. Он говорил: «Если мой Кришна, который рассказал Бхагавад-гиту, и тот, который танцевал с гопи, был одной и той же личностью, то я немедленно бы прекратил быть индуистом». Он думал, что это две разных личности. Один Кришна рассказал Бхагавад-гиту, а какой-то другой человек, которого также звали Кришной, танцевал с гопи. Поэтому с материальной точки зрения, действия Кришны могут сбивать с толку людей.

Иногда Он делает вещи, которые с материальной точки зрения очень хороши, но иногда Он делает вещи, которые хороши с духовной точки зрения, но с материальной недостаточно хороши. И обычно материалистичные люди не могут понять этого. Например, Шишупала. Во время Раджасуйа-йаджны – проводимой Йудхиштхирой, состоялось голосование, кто должен был быть главным лицом на этой ягье. И Сахадева сказал: «Конечно Кришна, поскольку, Он является высшей личностью здесь». Но Шишупала сказал: «Ну нет, только не Кришна. Кто этот Кришна? Мы даже не знаем кто Он. Сначала Он пас коров во Вриндаване, и поэтому Он своего рода такой маленький пастушок, который бродит по лесу. После этого Он вдруг решает приехать в Двараку и стать принцем. Теперь Он думает, что Он кшатрия. Затем на поле битвы Курукшетра Он произносит философию Бхагавад-гиты, как будто Он брахман. И в то же самое время Он ходит и танцует с гопи по ночам. Мы не знаем поэтому, кто Он на самом деле. Поэтому как же мы можем принять Его как главную, самую уважаемую личность здесь?» Таким образом, Кришна сбивает с толку материалистов. Но если мы будем рассматривать это с трансцендентальной точки зрения, то увидим, что Кришна всегда следует принципам. Он всегда выполняет свои обязанности самым наилучшим образом. Поэтому принцип, который Кришна упоминает здесь: «Все мы должны выполнять свои обязанности, никогда не отклоняться от них», является самым главным, самым первым в Сознании Кришны.

Вопрос: Ваше Святейшество, скажите, пожалуйста, как человек может узнать, какие обязанности предписаны ему?

Ответ: Это очень важный момент. Если человек не достаточно хорошо понимает это, то он должен найти Духовного Учителя. Для Арджуны все было довольно ясно. Он был рожден в семье кшатрия. С самого детства он был воспитан как кшатрий. Его тренировали сражаться, когда он был двух-трех летним ребенком. У него было такое тело и такой ум. И никогда даже не возникало сомнение в том, что он должен быть кшатрием. Никто не думал, что он может быть вайшью. В те ведические времена, людям было очень легко узнать каковы их обязанности. Но сейчас кали-юга, и это совсем не просто. В век кали все рождаются как шудры. Но потом все получают знания, все идут в школу и это уже что-то брахманичное. И затем все пытаются получить какую-нибудь работу, чтобы получить как можно больше денег. И поэтому, даже если работа не соответствует вашей природе, но можно заработать много денег, то вы ее выполняете. Поэтому люди очень мало имеют представления о том, каковы их обязанности. И поэтому мы должны спрашивать Духовного Учителя или старших преданных, которые знают нас и понимают нас. Как это вам? Хорошо? Также можно попытаться сделать несколько вещей, и посмотреть что больше подходит тебе.

Вопрос: У меня вопрос касается режима дня. У нас в Красноярске, по крайней мере, поясное время на два часа отличается от того времени, которое сейчас принято. И насколько это благоприятно, скажем, для преданных, которые живут в храме? Они встают в четыре часа, то есть фактически они встают в два часа, как Шрила Прабхупада?

Ответ: Так или иначе, это очень хорошо подниматься рано утром. Здесь в северных странах, это не очень хорошо сбалансировано. Сейчас уже полдевятого вечера, но солнце стоит еще высоко. Сейчас уже должно быть темно. Но когда утро, четыре часа, то уже светло. Я ездил в Мурманск, вы же знаете этот город. Я проснулся где-то в полпервого ночи, и было светло как сейчас. Я ездил туда в июне, а в прошлом году я ездил туда в декабре. Как раз после того, как я здесь был в ноябре. И в это время, и в двенадцать дня там было довольно темно. А в три часа дня была уже полная темнота. Что же поделать, мы все равно должны распространять Сознание Кришны, мы не можем все просто уехать в Индию, где все эти вещи так сбалансированы. Поэтому мы должны извлечь какую-то выгоду даже из плохой сделки. Поэтому у нас то расписание, которое у нас есть. В самом начале, когда я присоединился к движению, мангала-арати проводили каждый день в разное время, потому, что по мере того, как сменяются сезоны, сменяются времена года, становится светлее все раньше, и раньше, и раньше каждый день, по крайней мере, на пол минуты. Поэтому в одно утро мангала-арати у нас было в четыре тридцать, на следующий день в четыре двадцать девять, потом в четыре двадцать восемь. А зимой мангала арати в семь часов. А на следующий день в семь часов одну минуту. На следующий день в семь часов две минуты. И все это изменялось в соответствии со временем восхода. И через какое-то время мы поняли, что так продолжаться не может, и мы установили определенное время.

Вопрос: Ваше Святейшество, у меня такой вопрос. Как совместить духовную практику и кармическую деятельность, которая иногда забирает много времени и сил, следует ли расценивать кармическую деятельность как свою карму?

Ответ: В определенном смысле Ваша работа является вашей предписанной обязанностью. Это могут быть не очень хорошие предписанные обязанности, но, по крайней мере – это что-то определенное. Лучше сделать что-то определенное, чем не делать ничего. Но еще лучше делать то, что действительно Вам подходит. Поэтому может понадобиться время для того, чтобы понять, что действительно подходит Вам. Если Ваша работа, Ваша материальная деятельность мешает Вашей духовной практике, то это очень большая проблема. Как один преданный в Литве, которого я знаю, был продавцом в очень большой компании. У него была машина, он ездил, посещал клиентов, но потом, по каким-то причинам он потерял машину. И теперь ему пришлось объезжать всех на автобусе. Автобус в будние дни там полон людей. Когда едите – со всех сторон прижаты люди, иногда они еще играют музыку. Бум-бум-бум-бум.…. Такую вот музыку. А ему нужно было пытаться воспевать свои круги в автобусе. "Харе Кришна, Харе Кришна… бум-бум-бум...» И он спросил меня: "Можно ли хорошо воспевать круги, находясь в таком состоянии. Харе Кришна, Харе Кришна.…. бум-бум-бум.…» И я сказал: «Это невозможно, Вам нужно другую работу, иначе, если у Вас будет не та работа, не та деятельность, то Ваше Сонание Кришны может превратиться в хаос». И поэтому, для того, чтобы понять, как Вам сделать все правильно нужно применить разум. Получить наставления преданных. Испытать различные возможности, посмотреть, что подходит наилучшим образом. Но главное в том, что если ваша работа действительно мешает духовному прогрессу, духовной практике, то нужно сменить ее. Как это звучит ? Хорошо ?

Вопрос: Ваше Святейшество, не могли бы Вы рассказать, совсем немного о шраване, а в частности, что может помочь научиться извлекать пользу из лекции.

Ответ: Шраванам – это первый шаг. Нельзя говорить о том, чего мы не слышали. Нужно сначала услышать. И не возможно помнить то, о чем вы не слышали. И если вы не слышали ничего о Кришне, то почему служить Ему? Вы должны достаточно услышать, для того чтобы быть убежденным: "Да, я должен служить Кришне». Поэтому слушание, несомненно, является самой первой из нашей деятельности. Как же обрести вкус к слушанию. Есть разные подходы к этому. Одно, общаться с людьми, которые любят слушать, второе – слушать из надлежащего источника. Также, если вы слышите из правильного источника, но ваш ум говорит, что-то совершенно другое, вы должны уметь не слушать свой ум. Вы, например, сидите на классе Бхагавад-гиты и пытаетесь слушать то, о чем говорят, а ум говорит вам: «Ну, ты смотри, ты уже тут два часа сидишь. Может нам пойти послушать что-нибудь другое?Пойти послушать последние песни Филиппа Киркорова. Ты почти два часа слушал Бхагавад-гиту, и вполне достаточно. Немного Филиппа Киркорова...» Я не знаю других русских поп-певцов. Я уверен, что есть и получше, чем Филипп Киркоров. Но когда вы сидите и слушаете Бхагавад-гиту, а ваш ум говорит вам это, то вы должны сказать своему уму: «Ну, ты, по-моему, перерабатываешь. Возьми отпуск, иди, расслабься где-нибудь. Передохни».

Так или иначе, мы должны сделать что-то, что может остановить ваш ум от произнесения таких глупых речей. Иногда нужно быть немного строгим по отношению к своему уму. В Бхагаватам делается очень интересное предложение: шушрушох шраддадханасйа васудева-катха-ручих, сйан махат-севайа випрах пунйа-тиртха-нишеванат. «Совершая служение преданным, полностью свободным от греха человек получает вкус к слушанию о Кришне». Другими словами мы привязываемся к слушанию. Каким же образом через служение преданным мы получаем вкус к слушанию ? Это происходит, поскольку Кришна находится в вашем сердце и видя, что вы служите чистым преданным, Он становится очень счастлив. И как награда за это, как дар за это, Он дает Вам вкус к слушанию. И тогда вы видите, что ум привлекается к слушанию. Таковы некоторые размышления по этому поводу.

О Кришне рассказывают:

Истории об Адвайте Ачарье

Лекция Джайапатаки Свами, Шри Адвайта таттва, Майапур 4.03.1993

Ади-лила, вторая глава

Господь...

Шри Радха-стотрам

Из беседы между Брахмой и Нарадой в Брахманда-Пуране
1
грихе радха ване радха приштхе пурах стхита

Уроки из лилы Господа Чайтаньи

Бхакти Чайтанья Свами. Июнь 2004, ШБ 3.16.11.

Харе Кришна!

Сегодня вечером мы продолжаем наш...

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Имена Господа

Амар дживан (вариант 1)

1
амар дживан, сада папе рата,
нахико пунйера леша
парере удвега, дийаче дже кото,
дийаче дживере...

Медленно, но верно

Шримад Бхагавад-Гита 6.41-43 (22.11.2009, Сидней, Австралия)

Харе Кришна.

Рад приветствовать...