18 Нояб 2013

Бхакти Чайтанья Свами, Бг18.46, 21.05.2003, Красноярск.

йатах правриттир бхутанам йена сарвам идам татам

сва-кармана там абхйарчйа сиддхим виндати манавах

Исполняя предписанные ему обязанности, любой человек может достичь совершенства, если поклоняется вездесущему Господу – источнику всех живых существ.

КОММЕНТАРИЙ: Как было сказано в пятнадцатой главе, живые существа – это отделенные частицы Верховного Господа, который является их источником. Это подтверждает и «Веданта-сутра»:

джанмадй асйа йатах. Таким образом, верховный Господь прародитель всех живых существ. В седьмой главе Бхагавад-гиты говорилось, что Своими двумя энергиями, внешней и внутренней, Верховный Господь пронизывает все сущее. Поэтому все должны поклоняться Господу вместе с Его энергиями. Преданные- вайшнавы обычно поклоняются Верховному Господу и Его внутренней энергии. Внешняя энергия Всевышнего является искаженным отражением Его внутренней энергии. Внешняя энергия-это фюн, но Сам Верховный Господь в образе Параматмы, полной экспансии Господа, пронизывает Собой все сущее. Он – вездесущая Сверхдуша всех полубогов, всех людей и животных.

Поэтому человек должен знать, что, являясь частицей ВерховногоГоспода, он обязан служить Ему. Каждое живое существо должно служить Господу с любовью и преданностью, в совершенном сознании Кришны. В этом смысл данного стиха. Каждый из нас должен считать, что он занимается своей деятельностью по указанию Хришикеши, повелителя чувств. И все плоды нашей деятельности нужно посвящать Верховной Личности Бога, Шри Кришне, таким образом, поклоняясь Ему. Тот, кто постоянно помнит об этом, всегда находясь сознании Кришны, по милости Господа познает все сущее. В этом заключается совершенство жизни. В Бхагавад-гите (12.7) Господь говорит: тешам ахам самуддхарта. Верховный Господь Сам заботится о том, чтобы такой преданный освободился от материального рабства. Это высшее совершенство жизни. Чем бы ни занимался человек, если он служит Верховному Господу, он непременно достигнет высшей ступени совершенства. ПОЯСНЕНИЯ: Очень приятно быть с вами здесь снова. Я надеюсь, что все вы счастливы в Сознании Кришны. Все счастливы в Сознании Кришны?Никого в майе здесь нет?

Итак, мы подходим к концу Бхагавад-гиты. Кришна подводит своего рода итог всем учениям, которые Он преподносил на протяжении всей книги. Несколько предыдущих стихов Кришна описывал различные характеристики и природы различных классов людей. У брахманов есть определенная природа, у кшатриев есть определенная природа. Совсем иная природа у вайшьи, у шудр. Каждое живое существо относится к одной из этих категорий. Некоторые люди обладают смешанной природой. Но в основном мы встречаемся с людьми, которые относятся к одной из этих четырех категорий. Конечно, в Кали-йугу процесс деградаций, поэтому очень трудно разораться какова природа человека. Где квалифицированные браманы? Кришна уже описал качества брахманов несколько стихов назад: шамо дамас тапах шаучам кшантир арджавам эва ча гьянам вигьянам астикьям брахма-карма свабхава-джам

«Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость, религиозность – таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности». Вне общества преданных, можем ли мы найти таких людей?

Таких людей невозможно найти вне общества преданных. Можно найти людей похожих. Например, среди материалистов есть интеллектуалы. Также Кришна описывает качества кшатриев, говоря, что они очень героичные, что они очень смелые и делают пожертвования. Традиционно царь-кшатрий шел впереди своих солдат во время битвы. Но мы знаем, что современные лидеры находятся так далеко от поля сражения, насколько это возможно, под защитой какого-нибудь глубоко зарытого в землю бункера. И они говорят солдатам: «Идите, сражайтесь -это очень здорово». Что-то они о Хуссейне говорят. За день до того как Америка нанесла удар, его люди сняли с его счета один миллиард долларов наличными. Им понадобились грузовики, чтобы увезти все эти деньги. Он великий кшатрий. «Я посылаю этих молодых ребят, чтобы они воевали и умирали, а сам забираю один милиард долларов и уезжаю, наслаждаться ими». Это не настоящий кшатрий. Но они что-то подобное. Это своего рода кшатрия-абхаса – отражение кшатрия, или тень кшатрия.

Конечно, в западном обществе мы можем увидеть большое количество вайшьев. И уж точно нет недостатка в шудрах. Сейчас все смешалось. Иногда шудра пытается действовать как кшатрия. Иногда кшатрия становится вайшьей. Иногда брахман становится шудрой. Все смешалось, но все определенные признаки можно видеть. И описав все эти типы людей, Кришна говорит о том, что если правильно исполняют свои обязанности, то они могут достичь совершенства. И все это происходит по милости Верховной Личности Бога, которая есть источник всего, Того, Кто пронизывает все и поддерживает все.

Шрила Прабхупада говорит: «Все зависит от Кришны, поскольку Он является началом всех живых существ». Например, через внешнюю энергию Кришна дает различным живым существам возможности, которыми они обладают. Наше чувство зрения дано нам Кришной. Это происходит через полубогов, оно дано через полубогов. Например, способность видеть принадлежит Кришне. Кришна может видеть. И поскольку Он дает нам вот эту свою способность видеть, мы можем видеть тоже. И если Кришна захочет, чтобы мы ничего не видели, то Он просто заберет эту возможность, и мы ослепнем. Говорится, поскольку Кришна видит – мы видим, поскольку Он слышит – мы слышим, поскольку у Него есть чувства – мы чувствуем. Таким образом, во всех отношениях мы зависим от Кришны. Если Он захочет забрать у нас какие-то способности или возможности, Он с легкостью может сделать это.

Как, например мы можем привести пример в материальной жизни. Мы сидим в этом зале, у нас проводка электрическая, у нас горит свет, и мы можем слышать. Если мы хотя бы немного разумны, мы можем взять эту электрическую энергию и с помощью ее достигать различных целей. Мы можем сделать компьютер и подключить его к электрической сети, и он начнет работать, и так много вещей можем сделать на нем. Мы можем сделать обогреватель, подключить его к электрической сети и нам будет тепло. Можем сделать холодильник, подключить к электричеству и у нас будет мороз. Так много разных вещей мы можем сделать с помощью электричества. Но если в «Электросети», люди которые работают в этом департаменте, захотят отключить наш дом, или наш храм, то мы уже ничего не сможем сделать. Таким образом, даже если у нас есть различные возможности, мы всегда зависим в их реализации. И даже разум, который мы применяем для того, чтобы манипулировать энергией – дан нам Кришной. В Бхагавад-гите Кришна говорит:

сарвасья чахам хриди саннивишто маттах смритир гьянам апоханам ча

Кришна говорит: «Я нахожусь в сердце каждого, из меня исходит память, знание, забвение». Кришна разным людям дает различные типы знания. Кто-то из людей может понять, что такое электричество. Другим людям Кришна не дает такого знания. Кому-то Кришна дает знания как рисовать красивые картины. А другой вообще ничего нарисовать не может. Другие, например как Альберт Эйнштейн, который мог сделать такое огромное количество открытий, получает энергию от Кришны. Вы же слышали об Эйнштейне ? В каких-то других областях он не был достаточно разумен. Говорят, что когда Эйнштейн выходил из дома, просто прогуляться, он всегда брал с собой листок, на котором был написан номер его домашнего телефона, потому, что он очень легко терялся, когда ходил по улицам. Это очень странно, но это правда. Поэтому, иногда гуляя пятнадцать, двадцать минут он вдруг забывал, где он находится, как ему вернуться домой, как он попал в это место, и поэтому ему нужен был номер домашнего телефона, чтобы он мог позвонить. Он звонил домой, приезжали и забирали его с этого места.

У разных людей есть различные типы разума. Кто-то может быть великим ученым, гением, но не может понять, кто такой Кришна и почему мы должны предаться Кришне. Иногда мы видим как маленькие дети, которые не обладают вообще никаким научным знанием, но они все-таки понимают, кто такой Кришна и понимают, почему мы должны предаться Кришне, и очень убеждены в этом. Мы должны знать Кришну, должны знать как Он дает личные возможности нам. Непреданным Кришна дает знания о том, как наслаждаться материальной жизнью больше и больше. Он дает им память, для того, чтобы они могли помнить, как им заниматься различной материалистической деятельностью. И дает им забвение о Себе. Но преданному Кришна дает знания о Себе, дает возможность памятовать о Нем и помогает преданным забыть о их материальном существовании.

Однажды Шрила Прабхупада давал лекцию по пятнадцатому тексту пятнадцатой главы. Один преданный сказал Шриле Прабхупаде: «Иногда я очень спонтанно, будучи преданным, вспоминаю о своей материальной жизни, и насколько она тяжела была. Почему Кришна вдохновляет меня помнить об этом?» И Прабхупада сказал: «Кришна просто напоминает тебе: «Что ты был вот таким, но я спас тебя». Поэтому ты действительно просто должен предаться Кришне».

В действительности все мы зависим от Кришны, но все думают, что дело все во мне самом. «Я очень разумен. Я очень опытен. И таким образом я смогу улучшить свое материальное существование». Нов действительности на каждом шагу мы находимся в зависимости. Например, как с электрической энергией и всеми приборами, которые мы можем использовать по-разному. Если на электростанции просто кто-то нажмет на кнопку и отключит нас, то все эти приборы станут бесполезными. Поэтому, какие бы возможности или способности у нас не были, если Кришна заберет у нас свою энергию, то все они станут бесполезными. Таким образом, мы абсолютно бесполезны. Не так, ли?

Мы абсолютно бесполезны, но Кришна дает нам разум, и мы думаем: «О, смотрите, какой я умный». Как история о человеке, который где-то наверху, высоко чинил крышу. Он чинил крышу трех- или четырехэтажного дома. И вдруг неожиданно он поскользнулся и стал скользить по крыше. И уже должен был упасть на землю с нее, и когда он уже подкатывался к самому краю крыши, и начал понимать, что дело плохо, он начал кричать: «Боже спаси меня». И каким-то образом на самом краю крыши торчал гвоздь, он зацепился пиджаком за этот гвоздь и повис на нем. И когда он так зацепился за этот гвоздь, он подумал: «Как здорово, что я его сюда вбил». Это очень типично для материалистического сознания.

Мы думаем, что мы очень независимы и могущественны, но в действительности мы абсолютно бесполезны. Время идет, и мы шаг за шагом приближаемся к смерти, но все равно мы думаем: «Все нормально, я буду наслаждаться и дальше». Есть несколько историй о людях, которые встречались со смертью. Есть одна история о человеке, который жил в Красноярске и уже был довольно старым. У него появлялись морщины. Смерть пришла к нему и сказала: «Видишь у тебя морщины – это предупреждение. И скоро я приду, чтобы забрать тебя. Поэтому становись серьезнее. Становись сознающим Кришну». И этот человек подумал немного, и сказал: «Не, никаких проблем нет!» Пошел в госпиталь и сделал пластическую операцию. И он опять нормально выглядел. Затем у него стали седеть волосы и некоторые даже выпадать. Смерть пришла к нему снова и сказала: «Видишь, это еще одно предупреждение. Я приду, чтобы забрать тебя. Совсем скоро, я приду. Я предупреждаю тебя. Видишь у тебя седые волосы, поэтому очнись и становись серьезнее. Становись сознающим Кришну».

Он опять немного подумал и сказал: «Да нет. Все нормально, все не так уж плохо». Он купил краску для волос. Он старательно раскрасил, сделал их коричневыми с красными полосками, немного белого добавил. У вас есть такие люди ? И он сделал имплантацию волос, посадил себе новые волосы. И подумал: «Все нормально». Потом у него начало ухудшаться зрение, он уже не мог нормально читать, он натыкался на всякие предметы. Смерть пришла к нему снова и сказала: «Видишь, ты зрение теряешь, это опять предупреждение тебе. Я предупреждаю, я приду уже совсем скоро. Я приду, чтобы забрать тебя, поэтому становись серьезнее, приобретай Сознание Кришны».

Он подумал опять немного и сказал: «Да все нормально, проблемы нет в действительности». И он купил себе новые очки. Неожиданно он начал видеть снова, также небольшую лазерную операцию сделал на глаза, а чуть позже у него выпал зуб. Смерть снова пришла к нему и сказала: «Смотри, это опять предупреждение. Сколько раз мне тебя предупреждать?Я ведь могу придти и схватить тебя в любой момент. Становись серьезней, наконец». Он немного подумал и сказал: «Ну, мне просто надо сходить к дантисту и вставить новый зуб». И смерть ответила: «Ну, это уж слишком». Она просто вытащила палку, ударила его по голове, и ему настал конец. Люди думают так, что жизнь предназначена для наслаждения. «И у меня есть так много возможностей, я сам по себе настолько могущественен. Я буду использовать все и буду вечно наслаждаться».

А в действительности все эти возможности и могущество исходит от Кришны. Шрила Прабхупада говорит: «Кришна контролирует все эти энергии. Когда мы поклоняемся Кришне, мы должны помнить об этом». В действительности в определенном смысле энергии не отличны от самого Кришны. Поэтому энергии можно поклоняться также как Кришне. Поэтому мы никогда не видим фотографию Кришны в одиночестве. А если мы видим изображения Кришны, где Он один, то мы должны знать, что они не авторитетны. Кришна всегда находится в окружении своих энергий. Здесь Шрила Прабхупада объясняет, что есть две полных энергий -внутренняя и внешняя. Внутренняя – это потенция, исполненная блаженства. Внешняя потенция – мертва и временна. Когда мы поклоняемся Кришне, мы поклоняемся Ему с помощью внутренней энергии.

В начале Шримад Бхагаватам есть история, о том, как Нарада Муни проповедовал Вьясадеве. Вьясадева думал, что он закончил всю работу по составлению ведической литературы. Но он не чувствовал себя полностью удовлетворенным. Есть также история, связанная с этим о мудрецах Наимишаранйи, в которой приводили огненное жертвоприношение, для того, чтобы приостановить приход кали-йуги. Они думали, что они делают все правильно. Как и Вьясадева думал, что он сделал все правильно. Но мудрецы, которые проводили это жертвоприношение, заметили, что результат не приходит. Сута Госвами появился там в это время, и они воззвали к нему и сказали: "Пожалуйста, помоги нам достичь нашей цели. Мы хотим сделать что-то, чтобы помочь людям, поэтому проводим это большое огненное жертвоприношение. Но результат не виден даже". Но затем Шаунака, лидер всех этих мудрецов Наимишаранйи сказал: 'Все-таки результат есть". Что же это было? "У нас лица стали черными от дыма, но кроме этого никакого результата нет". И Вьясадева думал тоже: "Я все делаю правильно. Я составил Веданта-сутру – это венец всего ведического знания. Она сделала все это знание завершенным, но я все-таки чувствую несовершенство. Я чувствую, что чего-то не хватает". И Нарада пришел и сказал: "Да, ты еще не прославил Кришну". И тогда Нарада Муни научил его медитативной практике, с помощью которой он смог бы осознать игры Кришны и написать десятый том Шримад Бхагаватам.

И далее описывается, как Вьясадева погрузился в эту медитацию и осознал Кришну. И вместе с Кришной присутствовали Его внутренние энергии. Шримати Радхарани была там и все Его ближайшие спутники. Там присутствовало все духовное царство. Огромное количество проявлений внутренней энергии. Но также он увидел и внешнюю энергию. И что же делала майа во внешней энергии ? Она стояла в стороне и чувствовала огромное смущение. Она чувствовала себя очень плохо, не могла подойти и предоставить себя Кришне. И Кришна не заставлял ее делать это. Поэтому, когда мы поклоняемся Кришне, мы поклоняемся Ему через внутреннюю энергию. Мы не служим Ему внешней энергией, и даже внешняя энергия является искаженным отражением внутренней. И когда мы поклоняемся Кришне, Его внутренней энергии, результатом является то, что мы также поклоняемся внешней энергии.

Но мы никогда не увидим Кришну в Дурге. Никогда не видели? В майе ? Но мы можем увидеть Господа Шиву с Дургой. Радхарани для Дурги то же самое, что Кришна для Шивы. В Врахма-самхите говорится, что Господь Шива подобен творогу, который трансформировался из молока. Молоко – это Кришна. Из молока можно сделать йогурт. Также можно сказать, что из Кришны проявляется Господь Шива. Но когда вы сделали йогурт, то вы уже не можете превратить его в молоко. Теперь этот йогурт находится постоянно в таком сквашенном состоянии. Таким же образом Дурга, внешняя энергия, является искаженным отражением Радхарани. И Господь Шива является искаженным отражением Кришны. Мы поклоняемся Кришне и Радхарани, и не поклоняемся Господу Шиве и Дурге. Есть большая разница между Радхарани и Дургой. Вот мы видим изображение Радхарани, оно очень красиво. Она делает гирлянду для Кришны. Но, когда мы видим Дургу, что она делает? У нее трезубец, нож, топор, меч, она сидит на тигре. Для кого все эти трезубцы, ножи?Для Кришны?Нет. Кришна получает гирлянду обычно. А трезубец-это для вас. Если вы будете заниматься ерундой, то получите трезубцем, если не трезубцем, то топором. Мы поклоняемся Кришне с Его внутренней энергией, то есть поклоняемся Кришне с Радхарани. И мы не беспокоимся о том, чтобы поклоняться Дурге.

И Шрила Прабхупада далее говорит о том, что когда мы видим, что все возможности даны нам Кришной, мы должны использовать их для служения Ему. И как же мы должны служить Кришне? Выполняя свои обязанности. Прабхупада говорит: «Каждый из нас должен считать, что он занимается своей деятельностью по указанию Хришикеши, повелителя чувств. И Господь Сам заботится о том, чтобы такой преданный освободился от материального рабства. И точно также как Кришна дает нам все в материальной жизни, он также дает нам все в преданном служении». Все что мы можем сделать в преданном служении, происходит по милости Кришны. Кришна Сам дает нам служение.

Шрила Прабхупада в одном из писем говорит: «Когда бы мы ни получали служение от истинного авторитета, мы должны думать, что сам Кришна дал нам его». И Кришна решает: «Ну ладно Видьянидхи, я хочу, чтобы ты сделал то-то и то-то». Это очень личностно. Вы идете мимо кухни, и Гуру-Врата прабху выходит и говорит: «Ты можешь пойти и помыть баки?» И он может сказать: «Да нет, я – мыть баки? Мне просто не повезло сегодня. Я прошел мимо кухни не в то время, и он меня поймал». Но Шрила Прабхупада говорит: «Эти служения мы получаем, поскольку Кришна Сам принял такое решение». Это не просто удача или случайность, это даже не наша карма – это Сам Кришна. И на каждом шагу в своей жизни в преданном служении мы должны знать, что Кришна наблюдает за всем, то есть санкционирует все.

Как здесь Шрила Прабхупада говорит, что Кришна Сам заботится о том, чтобы освободить преданного. Поэтому мы должны сами развивать сознание того, что Кришна постоянно принимает участие в нашей жизни. Во всем есть Его рука, но проблема заключается в том, что часто не осознаем этого. Сознание Кришны – это, значит, осознавать Кришну и быть убежденным в Его существовании. Но в основном мы в бессознательном состоянии Кришны. Где Кришна? Не вижу никакого Кришну.

Есть много историй, которые иллюстрируют, как Кришна заботится о преданных. В Чайтанья Вхагавате есть хорошие истории. В махапракаша-лиле Господь Чайтанья являл Себя как Верховная Личность Бога. И Он показывал, как в прошлом принимал участие в жизни различных преданных, но они даже не знали об этом. Он сказал Харидасу Тхакуру: «Помнишь, когда тебя били плетьми на двадцати трех площадях? Но ты ничего не чувствовал. В конце концов, ты просто ушел, а люди, которые били тебя, были истощены. Они решили, что у тебя есть какие-то мистические силы». И Господь Чайтанья спросил Харидаса: «Знаешь, почему это произошло? Знаешь, почему ты ничего не чувствовал ?» Господь Чайтанья сказал: «Я наблюдал за всем этим с Вайкунтхи. И когда Я увидел, что они собираются бить тебя, Я лично низошел, и возлег на твою спину и принял все эти удары. Поэтому ты ничего не почувствовал». И Господь Чайтанья продолжил: «Посмотрите на мою спину». ИХаридас тогда увидел огромное количество шрамов на спине Господа Чайтаньи. Потом Он обратился к Ганга Дас Пандиту. Он сказал: «Помнишь, однажды ночью на твою деревню напали мусульмане ? И тебе пришлось схватить всю свою семью и бежать из деревни. Ты бежал, а за тобой гнались мусульманские солдаты. Неожиданно ты оказался на берегу Ганги. Там не было никакой лодки, и негде было перейти реку. И казалось, что вам всем уже настал конец.

И тогда ты воззвал к Кришне: «Пожалуйста, Кришна, спаси нас». И неожиданно прямо ниоткуда на реке появился человек на лодке. И таким образом он спас тебя. И когда ты плыл в этой лодке, ты сказал этому человеку: «Дорогой Господин, ты спас меня и теперь моя жизнь принадлежит тебе». Ты знаешь, кто был этот лодочник?» Этим лодочником был Я. Я смотрел с Вайкунтхи, и когда увидел, что происходит, очень быстро низошел. И я так оценил твое предание мне». Факт заключается в том, что Господь на каждом шагу вовлечен в нашу жизнь и участвует в нашей жизни. Но проблема в том, что мы не видим этого. Так, если вы подходите к чьей-то двери и стучитесь, и вам ее открывают и начинают неожиданно оглядываться по сторонам и говорить: «Да, кто-то стучался». А потом просто закрывают у вас перед лицом дверь и говорят: «Да никого там не было». Но вы были прямо перед ними. Это глупо, правда ? Мы такие и есть. Кришна прямо перед нами, делает так много вещей, чтобы помочь нам. Он прямо перед нами, а мы смотрим по сторонам и говорим: «Где же Кришна, я Его не вижу. Все дело во мне. Я очень опытная личность».

В действительности Кришна заботится обо всех преданных. В начале это происходит совсем немного и незаметно. Вот здесь на картине мы видим, как Радхарани делает гирлянду для Кришны. Но есть также картина, на которой мы можем видеть, как Кришна делает гирлянду для Радхарани. Кришна, Верховная Личность Бога, так личностно служит Своему преданному. Так на ранних этапах Кришна помогает различными способами, чтобы мы могли прогрессировать, продвигаться в Сознании Кришны. Но затем, когда вы делаете реальный прогресс и уходите в Духовный Мир, Сам Кришна надевает вам гирлянду на шею. И если мы выполняем свои обязанности, надлежащим образом, мы можем точно знать, что Кришна счастлив. Но мы должны быть уверены, что мы делаем все правильно. Не нужно спекулировать, и беспокоиться о том, что мне делать, чего не делать. Примите прибежище у Духовного Учителя и истинных преданных, утвердитесь в подходящем преданном служении, и тяжело трудитесь, чтобы удовлетворить Кришну. Хорошо следуйте садхане, и тяжело трудитесь, чтобы удовлетворить Кришну.

Вопрос: Ваше Святейшество, скажите, пожалуйста, могут ли такие вайшнавы, как Шрила Прабхупада или другие ныне существующие вайшнавы превосходить таких полубогов как Господь Шива в науке преданного служения?

Ответ: Господь Шива является главой одной из сампрадай. Он также является экспансией Вишну. Это великая личность, и поэтому сложно превзойти Его. Но в нашей, Врахма-сампрадайе, явился Господь Чайтанья. И поэтому через эту сампрадайю, которая называется Чайтанья-сампрадайя, мы также можем получить Высшее Знание, которое можно получить. Таким, образом, Шрила Прабхупада, который является высшим представителем данной сампрадайи, который пришел совсем недавно, и это уникальная личность.

Он очень прямо связан с Господом Чайтаньей. Он является личным спутником Господа Чайтаньи. И поэтому можем говорить, что его положение, очень особенное, даже по отношению к Господу Шиве. И все те, кто действительно очень близок и очень предан Шриле Прабхупада, тоже могут получить возможность получить это знание. Если уж мы говории об этом, то Господь Шива очень сложная личность. И Он также присутствует в играх Господа Чайтаньи. Он также все знает об этом. Но то воплощение Господа Шивы, которому поклоняются в системе Карма-канди, то есть поклоняются материалистичные люди, не является чем-то близким тому, о чем мы говорили ранее. Поэтому, наши ачарьи, ачарьи Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадайа обладают той возможностью для получения знания Бхакти, которая не была предоставлена Господу Шиве.

Вопрос: Как подняться на такой уровень, когда мы действительно будем искать Кришну и выполнять служение для Его удовлетворения, а не использовать религию для того, чтобы содержать свою материальную жизнь? И в этой связи Кришна говорит в Вхагавад-гите: «бахунам джанманам анте джнанаван» – пройдя через множество рождений, человек становится таким, когда ищет Бога. Как подняться на такой уровень, как действительно искать Бога ?

Ответ: Мы должны получить реализацию того, что счастье в материальной жизни не очень важно. И попытки достичь материальных благ не так уж важны. Если мы будем читать книги Шрилы Прабхупады и правильным образом раскрывать, то эта реализация придет. Материалистичные люди, как правило, думают, что религия-это возможность получить материальные вещи в результате благословения Бога. Но в Бхагавад-гите Кришна говорит, что когда Он действительно милостив к нам, Он дает нам возможность понять Его. Это истинная милость: тешам сататам-юктанам бхаджатам прити-пурвакам, дадами буддхи-йогам там ена мам упаянти те. «Тем, кто постоянно с любовью поклоняется мне, я даю понимание, как придти ко Мне». Не то, что тем, кто постоянно поклоняется мне с любовью и  преданностью, я даю лучшую машину, лучшую квартиру, лучшую работу. Поэтому мы должны постоянно служить Кришне с любовью и преданностью, тогда нам будет дано понимание.

Вопрос: Обычно мы слышим, что, для того, чтобы обрести чистое преданное служение нужно очень сильно желать его, но в Пятой Песне Шримад Бхагаватам говорится, что Кришна насильно дает преданным чистое преданное служение, даже если тот не хочет получить его.

Ответ: В этом разница между Кришной и Господом Чайтаньей. Когда Кришна пришел пять тысяч лет назад, Он хранил Любовь к Богу как великий секрет. Но когда Он пришел пятьсот лет назад, как Господь Чайтанья, Он взломал этот клад, где хранилась Любовь к Богу. Есть одна песня, в которой говорится, что если ты греховен или благочестив, так или иначе Господь Чайтанья даст тебе Святое Имя. Господь Чайтанья настолько милостив, что дает Святое Имя и любовь к Богу каждому, даже если человек очень греховен. И доказательство этого Джагай и Мадхай, таким образом. Это разница между Кришной и Господом Чайтаньей.

Но поскольку Господь Чайтанья является Кришной, то это относится и к Кришне тоже. Но в основном это настроение проявляется тогда, когда Он приходит в форме Господа Чайтаньи.

Вопрос: Существует термин «неосознанное преданное служение». Как человек ничего не знающий о Кришне может совершить преданное служение ?

Ответ: Имеется в виду, что они сами не знают, но их занимают те, кто знает о Кришне. Как, например, преданный может дать какому-то человеку книгу, этот человек ничего не знает об этой книге. Человек читает немного и видит, что там написано о каком-то Кришне, о каком-то предании, о каком-то Святом Имени, и он думает: «Ничего не могу понять». Но все равно это оказывает на него влияние. У них нет преданности, и они делают это не потому, то у них есть желание служить Кришне. Но у преданного есть преданность. И они в своем роде просто охвачены преданностью преданного. И не осознавая того, они становятся частью преданного служения. Иногда мы не называем преданным служением. Даже если мы посмотрим на себя, то мы увидим, что хотя мы практикующие преданные и у нас не хватает преданности.

Например, вот сейчас как закончится класс, девятый час, мы вдруг обнаруживаем, что шесть кругов надо прочитать. «Ну нет, мне надо пораньше лечь спать». Мы читаем круги, заканчиваем их. И когда заканчиваем думаем: «Хорошо! Наконец-то я закончил, я так рад!» Или что-то в этом роде. Даже хотя мы следуем процессу, у нас часто может недоставать преданности. Как, например, когда мы предлагаем пищу на алтаре. Преданный берет тарелку бхоги, ставит ее на алтарь, произносит мантры. Но обычно слезы не текут из глаз преданного во время предложения. Он просто делает это как свое служение. Эта пища принимается членами парампары и они предлагают эту пищу с преданностью. И тогда только Кришна принимает ее. Мы можем просто предложить ее Кришне: «На, Кришна, ешь мою картошку!» Кришна даже не заметит этого. У него даже не будет причин посмотреть на эту картошку и подумать: «Хочу я картошку или нет». Он даже не узнает о том, что мы сделали, поскольку единственное, что Он знает – это любовь и преданность. Но поскольку мы находим прибежище у тех, кто обладает любовью и преданностью, то мы являемся частью этого процесса.

Поэтому Кришна принимает любое служение, которое предложено Ему через парампару. Эти люди, о которых вы говорите, агьята сукрити, они ничего не знают о Кришне, но они сделали один шаг на пути к Нему. Поэтому сами они не совершают непосредственного преданного служения. У них нет преданности, они ничего не знают о ней, но они вовлечены в процесс. И они получают от этого благо, и через какое-то время у них появятся определенные чувства к Кришне. Хорошо?

Вопрос: Было сказано, что нужно соблюдать садхану и тяжело работать. Нельзя ли дать комментарий к фразе тяжело работать ?

Ответ: Мы должны обладать служением, которое дано нам надлежащими авторитетами. И мы должны выполнять его так, насколько мы можем это сделать. Непросто спекулировать, что вот это я буду делать для Кришны, вот это делать для Кришны. Конечно, когда преданные начинают продвигаться, то к ним изнутри приходит вдохновение совершать то или иное служение. То, что касается неофитов, то мы не должны слишком беспокоится о том, какое служение нам выполнять. Мы получаем какое-то служение от духовного учителя или авторитетов храма и выполняем его, как только можем это делать.

О Кришне рассказывают:

Васанти-раса

Любовные игры весной
(из «Прартханы»)

1
брндабана рамйа-стхана,       дибйа-чинтамани-дхама,

Шри Шйама-кундаштакам

1
вришабха-дануджа-нашанантарам йат сва-гоштхи-
майаси вришабха-шатро ма сприша твам вадантйам
ити...

Пара каренге

пара каренге наийа ре, бхаджа кришна канхаийа
кришна канхаийа дауджи ке бхаийа

Поклоняйся...

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Имена Господа

Сто восемь имен Господа Кришны

Из Нарада Панчаратры
1
шри-кришнах камала-натхо
васудевах санатанах
васудеватмаджах пунйо

Шри Шачи-сута-аштакам (вариант 1)

нава гаура-варам нава-пушпа-шарам
  нава-бхава-дхарам нава-ласйа-парам
нава-хасйа-карам...