18 Нояб 2013

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ. 6.1.16, 18.07.00, Красноярск.

садхричино хй айам локе пантхах кшемо 'куто-бхайах сушилах садхаво йатра нарайана-парайанах

Поистине, путь, которым идут чистые преданные, благонравные и наделенные всеми добродетелями, – самый светлый путь в материальном мире. Тот, кто следует этим путем, указанным в шастрах, не знает страха.

КОММЕНТАРИЙ: Бытует неверное мнение, что путь бхакти избирают те, кто не способен совершать обряды, предписанные в разделе Вед карма-канда, или же недостаточно учен, чтобы философствовать на духовные темы. Майявади обычно заявляют, что путь бхакти предназначен для женщин и невежд. Однако это утверждение безосновательно. Путем бхакти следовали величайшие философы: Госвами Вриндавана, Господь Чаитанья Махапрабху, Рамануджачарья и многие другие. Все они – истинные приверженцы бхакти. Каждый должен следовать их примеру независимо от своего происхождения и образованности. Махаджано йена гатах са пантхах: каждый должен идти путем, начертанным махаджанами. Махаджанами называют тех, кто избрал путь преданного служения, ибо они – великие и совершенные души (сушилах садхаво йатра нарайана-парайанах). В «Шримад-Бхагаватам» (5.18.12) сказано:

йасйасти бхактир бхагаватй акинчана

сарваир гунаис татра самасате сурах

«Тот, кто беззаветно предан Личности Бога, обладает всеми добродетелями полубогов».

Но находятся невежды, которые, не сознавая величия бхакти, заявляют, что бхакти – удел тех, кто неспособен исполнять ведические обряды или заниматься философским поиском истины. Слово садхричинах, употребленное в этом стихе, подтверждает, что единственно верный путь -это путь бхакти, а не карма- канды или гьяна-канды. Майавадитоже могут быть благонравными и добродетельными (сущилах садхавах), но, поскольку они не признают бхакти, есть основание сомневаться в их духовных достижениях. Те же, кто следует по пути, указанному ачарьями, не только становятся сушилах и садхавах, но и обретают бесстрашие – акуто-бхайа. Мы должны смело идти за двенадцатью махаджанами и их последователями в цепи духовных учителей, чтобы вырваться, наконец, из цепких когтей майи.

ПОЯСНЕНИЯ: Этот путь преданного служения достигает высшей своей точки в экстатической любви.

Мы слышали описания игр Господа Кришны во Вриндване, и они исполнены межличностных  взаимоотношений, в которых проявлены эмоции. Иногда преданные смеются, иногда Кришна плачет, иногда они все смеются и плачут одновременно. Так, эти игры не являются чем-то сухим и безличным. Кришна, гопи и пастушки никогда не сидят кружком и не размышляют: «Кто я такой ? Какова цель жизни ?» Ни Кришна, ни обитатели Вриндавана не пытаются стать отрешенными. Они никогда не идут сухим путем, чтобы отречься от людей.

Эти игры очень мягкие и сладостные. Они наполнены любовными межличностными взаимоотношениями.

Как однажды Шримати Радхарани, Лалита и другие гопи решили сформировать правительство Вриндавана. Кришна подошел к ним и сказал: «Я хочу какой-нибудь пост. Я хочу быть шефом полиции. Я очень опытен в воровстве». Кришна Махантчор украл тонны масла. Он сказал: «Я очень опытен в отношении преступлений. Я знаю все трюки, на которые идут преступники. Сделайте Меня шефом полиции, и Я поймаю всех». Лалита и Шримати Радхарани с минуту подумали об этом и сказали: «Может быть и можно, но тебе нужно заполнить подходящее заявление». Кришна тут же создал заявление, и в этом договоре была записана одна вещь. Там было написано прекрасное описание Шримати Радхарани: все Ее прекрасные качества, ее благородство и доброта, и высокая оценка того, насколько она замечательна. Лалита взглянула на заявление Кришны и сказала:

«Это хорошая бумага, может быть, мы дадим Тебе работу, но ты должен показать себя как шефа полиции». И пока они говорили, Лалита украла флейту Кришны. Кришна сказал: «О, Я очень хороший шеф полиции. Я поймаю всех преступников. Больше не будет мафии во Вриндаване». Одна из гопи заметила: «А куда делась Твоя флейта ?» Кришна поглядел и не нашел своей флейты. И Лалита спросила: «Какой же ты шеф полиции, если не можешь уследить за собственной флейтой?» Все засмеялись, и Кришна засмеялся.

Вот такие игры проходят во Вриндаване. Когда имперсоналисты и йоги мистики слышат об этих играх, они думают, что это несерьезно, что это не настоящая духовная жизнь. Это что-то для детей и эмоциональных людей. Это не подходит для серьезных людей, которые собираются отречься от этого мира. Поэтому эти люди не принимают преданных очень серьезно. И не относятся серьезно к пути бхакти. Но, как объясняет здесь Шрила Прабхупада, это очень нелепое утверждение. Этому пути бхакти следовали великие ученые, которые были очень образованы и продвинуты. Есть одна история о Шриле Нароттаме дасе Тхакуре. Он остановился в Венгалии в городе Кейтури и один очень знаменитый и большой ученый пришел, чтобы спорить с ним. Нароттама дас Тхакур не был рожден в семье брахманов. Он был кшатрием, но многие брахманы принимали его как духовного учителя.

Этот большой ученый был знаменитым брахманом и хотел победить Нароттаму даса, и показать, что брахманы лучше. Нароттама дас Тхакур или один из его учеников услышал об этом. Его имя было Ганга Нарайана Чакраварти и он происходил из древней брахманической семьи. Он был большим знатоком санскрита. У него было много спутников, которые также были знатоками санскрита и обладали сильным разумом. Когда этот большой ученый собирался прийти, они решили: «Мы должны защитить нашего гуру, Нароттаму даса». Они услышали, что этот большой ученый едет из какого-то города по определенной дороге. Ганга Нарайана и его спутники вышли из города, чтобы встретить этого ученого. И что они сделали? На выезде из города вдоль дороги стояли торговые лавки. Там были люди и небольшой прилавок, с которого что-то продавалось. Ганга Нарайана и его спутники попросили торговцев: «Можно мы здесь немного посидим?» И они сидели там под видом мелких торговцев, пытающихся продать свои товары.

Затем, прибыл этот великий ученый со своими последователями. Они обратились к этим мелким торговцам у въезда в город и спросили: «Где находится Нароттама дас?» Они думали, что эти мелкие торговцы очень простые люди. Они спросили очень простым народным языком: «Где Нароттама дас?» Но эти мелкие торговцы отвечали на совершенном санскрите. На нем может говорить только очень разумный человек. Люди, которые шли вместе с этим ученым были просто потрясены. Они спросили: «Где вы учились санскриту?» И мелкий торговец ответил: «О, мы научились у Нароттамы даса». И этот ученый, и его последователи подумали: «Если эти мелкие торговцы знают санскрит столь совершенно, и они учились у Нароттамы даса..…» Они немного испугались. Этот мелкий торговец спросил: «Зачем вы хотите увидеть Нароттаму даса ?» И ученый ответил: «Мы хотим поспорить с ним». Торговец спросил: «О, в самом деле? А о чем?», и принялся спорить прямо на улице. Этот спор проходил на совершенном санскрите. Этот ученый и его последователи потерпели поражение, и торговец сказал: «Мы все это узнали от Нароттамы даса». Тогда этот ученый и его последователи подумали: «Если эти мелкие торговцы владеют санскритом столь совершенно, и они такие опытные философы, и они всему научились у Нароттамы даса, что же представляет собой Нароттама дас?» И они развернулись и ушли.

Путь преданного служения очень личностный. Это для настоящих людей с настоящими чувствами. Это не что-то такое ребяческое или глупое. Это на самом деле очень глубокий путь. Есть очень много  подобных примеров.

Однажды великий философ Кешава Кашмири пришел в Навадвипу спорить с Господом Чаитаньей. На самом деле он приходил спорить с другими учеными. Но, когда другие ученые услыхали, что прибывает Кешава Кашмири, они вдруг все покинули город. Остался только Нимай Пандит. Этот большой ученый нашел Господа Чаитанью. Господу было тогда лишь шестнадцать или семнадцать лет. И этот ученый Кешава Кашмири сказал Господу Чаитанье: «Я слышал, что Ты очень хороший учитель для начинающих изучать санскрит».

Он попытался унизить Его, и Господь Чаитанья сказал: «Да, Я делаю совсем немного, но Я не такой как ты, великий ученый». Кешава Кашмири сказал: «Давай я покажу тебе свое умение». И тут же на месте он составил и продекламировал сто стихов, прославляющих Гангу. В Чаитанья-чаритамрите объясняется, что он читал эти стихи так сильно, что это напоминало дующий ветер. Он спросил Господа Чаитанью: «Как Тебе понравилось?»

Господь Чаитанья сказал: «Очень хорошо. За исключением ошибок все очень хорошо». Ученый спросил: «Что Ты имеешь ввиду под ошибками? Там нет никаких ошибок, это совершенно!» Господь Чаитанья ответил: «На самом деле там много ошибок, но я укажу тебе на ошибки только в одном стихе». Господь Чаитанья повторил один из сотни стихов. В этом стихе Кешава Кашмири говорил, что Ганга падает на голову Господа Шивы, и Господь Чаитанья указал на несколько ошибок в одном этом стихе. Господь Чаитанья сказал: «Ты обращаешься здесь к Господу Шиве как к бхавани-бхарту. Бхава это Господь Шива, бхавани этоДурга, жена Господа Шивы, а бхарту означает «муж». Поэтому, когда Кешава Кашмири описывал Господа Шиву как бхавани-бхарту, он тем самым сказал, что Господь Шива -мужжены Господа Шивы. Это выглядело так, будто уДурги два мужа.

Господь Чаитанья указал и на другие ошибки в том же стихе. Кешава Кашмири был в замешательстве. Господь Чаитанья сказал: «Подобных ошибок много во всех стихах». Кешава Кашмири пытался защититься. Он пытался начать какие-то новые дебаты, но когда он пытался привести какие-то аргументы, из его рта вылетали какие-то глупости. Он не мог понять, что с ним происходит. Все люди вокруг смеялись. Тогда он подумал: «Это, должно быть, какая-то великая личность.

Итак, этот процесс сознания Кришны очень глубок. И преданные также очень глубоки. Они развиваются в просто замечательные личности. Поэтому, в этом стихе Шукадева Госвами говорит, что путь бхакти, которому следует чистый преданный, благонравный и исполненный лучших качеств, несомненно, является самым благоприятным путем в материальном мире. Преданные, просто выполняющие преданное служение, развивают благие качества. Они становятся знающими. Как говорится в Бхагаватам:

васудеве бхагавати бхакти-йога прайоджитах

джанайатй ашу ваирагйам джнанам чай ад ахаитукам

Просто благодаря выполнению преданного служения Васудеве (Кришне), в сердце беспричинно проявляются знание и отречение. И «Бхагавад-гите» Кришна говорит:

тешам сатата йуктанам бхаджатам прити пурвакам

дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те

«Для тех, кто постоянно занят любовным служением Мне, Я даю понимание, как прийти ко Мне».

Кришна снова говорит:

сарвасйа чахам хрди саннивишто

маттах смртир джнанам апоханам ча

«Я пребываю в сердце каждого, и из Меня исходят знание, память и забвение». Кришна пребывает в сердце преданного, и отвечает взаимностью на искренние усилия преданного. Он дает знание и понимание, и очищает сердце от всего осквернения. Поскольку преданные получают эту милость от Кришны, благодаря этому они становятся замечательными личностями. Есть двадцать шесть качеств преданного. Преданный умиротворен, смирен и терпелив. Преданный очень честен, поэтичен и правдив. Итак, двадцать шесть качеств.

Большую часть этих качеств имперсоналисты, йоги мистики и прочие спиритуалисты пытаются развивать.

Иногда майявади и другие становятся очень приятными людьми. Они развивают превосходные личностные качества. Иногда мы обнаруживаем преданных, у которых нет таких хороших качеств. Иногда преданные говорят немножко грубо. Иногда какой-нибудь преданный может быть не очень чистым. Конечно, мы должны стараться быть чистыми и приятными, но иногда преданные не совсем такие. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Мадхурйа-кадамбини» говорит об этих двадцати шести качествах и поднимает вопрос – которое из них самое важное ? Быть смиренным, поэтичным или правдивым? Есть одно качество, кршна-акаршанам, то есть преданный привязан к Кришне. Шрила Вищванатха Чакраварти говорит, что это самое важное качество. Даже если преданные недостаточно квалифицирован в остальных качествах (может быть преданный немного груд в определенном смысле), но, поскольку преданный очень привязан к Кришне, то недостаток остальных качеств не так уж и важен. С течением времени, если преданный остается привязанным к Кришне, Кришна поможет преданному из сердца и очистит сердце от нечистот. И даст знание из сердца. С течением времени, просто благодаря привязанности к Кришне, этот преданный станет просто замечательной личностью.

Но эти имперсоналисты, йоги и прочие могут быть очень знающими, смиренными, терпеливыми и так далее, они не привязаны к Кришне. Как мы описывали в последние дни, им очень легко пасть под ударом материальной природы. Кришна не защищает их. Они пытаются защитить сами себя собственными силами. Но мы лишь очень маленькие личности. Если материальная энергия решит предпринять большую атаку на них, они будут очень быстро сметены. Для этих имперсоналистов и прочих, хорошие качества, которые они имеют, описываются как ненадежные солдаты. Они могут казаться способными защитить вас, но все эти солдаты ненадежны. Скажем, придет Арнольд Шварценеггер, он выстрелит и убьет всех этих солдат. Как эти солдаты защитят вас? То есть, все хорошие качества, которыми обладают непреданные, являются всего лишь проявлениями гун природы. Каким-то образом личность может возвыситься до гуны благости. В этот момент он очень умиротворен и очень умен, но в «Бхагавад-гите» Кришна говорит об этих гунах, что они постоянно мерцают. В какой-то момент вы находитесь под влиянием благости, но через какое-то время, все ваше умиротворение и чистота утрачиваются. Но поскольку преданный находится под защитой и контролем Кришны, а Кришна – чистый верховный дух, качества преданных защищены Кришной, и преданные становятся на вечную платформу. Их хорошие качества проявляются вечно.

Итак, есть большая разница между путем, которому следуют преданные и путем, которому следуют все прочие спиритуалисты. И если сейчас преданный кажется не очень достойной личностью, с течением времени его квалификация придет. Просто благодаря тому, что преданный привязан к Кришне. Поэтому мы должны придерживаться процесса преданного служения. Даже если иногда может быть трудно и иногда наш ум приходит в беспокойство или какая-то личность может беспокоить нас. Но если мы придерживаемся процесса преданного служения, то все постепенно придет к нам по милости Кришны. В «Чаитанйа-чаритамрите» есть история охотника Мригари. Он был просто отвратительной личностью. Он охотился и убивал животных. Но он не просто убивал их. Он очень тяжело ранил их, и они медленно умирали. Это казалось ему очень приятным. Он очень восхищался, смотря, как животные умирают и страдают от боли. Однажды пришел Нарада Муни. Он сказал ему: «Ты нарабатываешь очень плохую карму этим». И он дал ему мистическое видение, что все эти животные, которых он убил столь ужасным способом, все пришли, чтобы отомстить Мригари, и вся боль, которую перенесли эти животные, будет испытана Мригари. Так, Мригари был убежден, что нужно переменить свой образ жизни. Он отказался от своей охоты и стал преданным. Нарада ушел, но спустя некоторое время вернулся со своим другом Парашарой Муни.

Когда они подходили к дому Мригари, они увидели, что Мригари вышел из дома, чтобы поприветствовать их. Мригари побежал к ним. Внезапно он остановился и начал прыгать очень странным способом. Когда он наконец подошел к ним, Нарада спросил его: «Сначала ты побежал к нам, а потом остановился и начал очень странно прыгать. Что произошло?» И Мригари объяснил: «Когда я побежал с энтузиазмом встретить вас, я заметил, что мой путь пересекает поток муравьев. Я не хотел повредить ни одному их них. Я старался шагать между ними, чтобы не наступить ни на кого». Нарада и Парашара были очень счастливы. Парашара сказал Нараде: «Только взгляни на свою силу и силу преданного служения! Этот человек был таким плохим! Он был слишком плохим! Как злобный демон. А сейчас он стал таким джентльменом. Прежде он вредил животным, а теперь жалеет муравья».

Итак, если мы устойчивы в процессе преданного служения, просто благодаря воспеванию Харе Кришна и следованию регулирующим принципам, стараясь хорошо выполнять наше служение и общаясь с преданными, Кришна ответит взаимностью в нашем сердце. Сердце очистится, и проявятся все благие качества полубогов. Прабхупада приводит стих из «Шримад-Бхагаватам», что у преданного все качества полубогов возникают естественным образом, а все остальные просто едут на колеснице ума. Сейчас эта колесница ума едет в хорошем направлении, и потому эти личности кажутся очень хорошими. Но эта колесница – всего лишь колесница ума, а ум может сменить свое направление в любой момент. Прямо сейчас все хорошо, но завтра может наступить совсем другая ситуация. Поэтому люди очень зависимы от этого. Никогда невозможно положиться на человека, который находится под влиянием гун материальной природы, потому что гуны меняются мгновение за мгновением. Они меняются, их природа меняется. Но преданные находятся на вечной платформе, связанные с Кришной. Потому их качества постоянны и реальны.

Вопрос: Вчера на лекции говорилось, что нужно сознавать, что этот мир ужасное место, и всегда нужно молиться Кришне о помощи. Как достичь этого состояния и поддерживать его?

Ответ: Чтением книг Шрилы Прабхупады и слушанием преданных. Тогда все будет ясно. Это наш метод обретения знания и осознания. Мы изучаем книги Шрилы Прабхупады, слушаем преданных, воспеваем Харе Кришна, тогда все становится ясным. Мы утверждаемся в нашем положении знания.

Вопрос: Не слышно.

Ответ: Это описывается в шастрах. Разные типы разрушения. В разные моменты времени вселенной. В конце жизни Ману происходит частичное разрушение. В конце дня Брахмы низшие и средние планеты уничтожаются. В конце жизни Брахмы все разрушается. Когда Брахма спит, низшие и средние планеты разрушаются. Но высшие планеты и собственная планета Брахмы остаются.

Вопрос: Ваша божественная милость, как развить качества ученика, как это лучше сделать ?

Ответ: Первая часть состоит в том, чтобы просто следовать процессу сознания Кришны. Воспевать свои круги и выполнять служение. Это очистит сердце. Когда ваше сердце достаточно очистится, тогда вы все сможете делать лучше в сознании Кришны. Если вы хотите стать хорошим учеником, вы должны очень стойко придерживаться сознания Кришны. Тогда вы будете осознавать наставления духовного учителя. Как это сделал Арджуна в Бхагавад-гите. Он приял наставления Кришны, и он просто делал все, чего хотел Кришна. Шрила Прабхапада говорит, что примеру того, как Арджуна принял наставления Кришны, должны последовать все преданные. Мы всем сердцем должны принять эти наставления как свою жизнь и душу. Мы должны оставить все наши измышления о независимости и посвятить свои жизни служению духовному учителю. Вы научитесь делать это, если будете воспевать очень хорошо, следовать регулирующим принципам и читать книги Шрилы Прабхупады. В противном случае ум не позволит вам этого. Ум не будет умиротворен. Есть очень много препятствий: почему это, почему не так? Мы не сможем погрузиться в наставления духовного учителя.

О Кришне рассказывают:

12 имен Шри Чайтаньи

Шри Кришна Чаитанйа Двадашани Намани Стотрам

Гимн из двенадцати имен Шри Кршны Чаитанйи

Шрила...

Достижение совершенства - в труде для Верховного Господа

Бхакти Чайтанья Свами, Бг. 12.10 19.05.05, Красноярск.

абхйасе 'пй асамартхо 'си...

Высшее достижение – это возвращение к Богу

Бхакти Чайтанья Свами, Бг. 18.47, 22.05.2005, Красноярск.

на ва идам раджарши-варйа читрам...

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Имена Господа

Дамодараштака (с пословным переводом)

Я смиренно склоняюсь перед Верховным Господом, чье тело является обителью вечного блаженства,...

108 имен Шрилы Прабхупады

ПРОВОДЯ 6 СЕНТЯБРЯ 1996 ПРАЗДНИК СТОЛЕТИЯ В ХРАМЕ вы можете прочитать для удовольствия Шрилы...