18 Нояб 2013

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ. 6.1.16, 18.07.00, Красноярск.

спаршан кртва бахир бахйамш чакшуш чаивантаре бхрувах

пранапанау самау кртва насабхйантара-чаринау

йатендрийа-мано-буддхир мунир мокша-парайанах

вигатеччха-бхайа-кродхо йах сада мукта эва сах

Полностью отрешившись от объектов чувственного восприятия, сосредоточив взор на межбровье, уравновесив в ноздрях вдох и выдох и остановив дыхание, йог, стремящийся к освобождению, укрощает таким образом свой ум, чувства и разум и избавляется от желаний, страха и гнева. Тот, кто всегда пребывает в таком состоянии, безусловно, освобожденная душа.

КОММЕНТАРИЙ: Развив в себе сознание Кришны, человек сразу осознает свою духовную природу и затем в процессе преданного служения постигает Верховного Господа. Достигнув совершенства в преданном служении, он утверждается на духовном уровне и обретает способность ощущать присутствие Господа в любой своей деятельности. Такое состояние называют высшей ступенью освобождения.

Рассказав Арджуне об этой ступени освобождения, Господь говорит, как достичь этого состояния, занимаясь практикой аштанга-йоги, состоящей из восьми ступеней: ямы, ниямы, асаны, пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи. Эта практика йоги подробно описана в шестой главе «Бхагавад-гиты», здесь же, в конце пятой главы, даны лишь предварительные сведения о ней. На ступени пратьяхары йог должен оторвать чувства от объектов восприятия, таких, как звук, осязательной ощущение, форма, вкус и запах, а затем, полузакрыв глаза, сосредоточить взгляд между бровей или устремить его на кончик носа. Глаза не нужно закрывать совсем, потому что так можно легко заснуть. Не имеет смысла и держать их широко открытыми, чтобы не отвлекаться на объекты восприятия. Уравновесив восходящий и нисходящий потоки воздуха в теле, йог задерживает дыхание в ноздрях. Тот, кто занимается такой практикой йоги, подчиняет себе чувства, отстраняется от объектов восприятия и таким образом подготавливает себя к тому, чтобы обрести освобождение и постичь Высшую Истину.

Эта практика йоги помогает человеку избавиться от любых проявлений страха и гнева, подняться на духовный уровень и ощутить присутствие Сверхдуши. Отсюда следует, что самым легким из всех видов йоги является метод сознания Кришны. Об этом будет подробно рассказано в следующей главе. Здесь же можно сказать, что человек, обладающий сознанием Кришны и всегда занятый преданным служением Господу, никогда не рискует потерять контроль над своими чувствами и не позволит им найти себе другое занятие. Этот метод позволяет управлять чувствами гораздо лучше, чем метод аштанга-йоги.

ПОЯСНЕНИЯ: Следующая глава «Бхагавад-гиты» посвящена аштанга-йоге. Аштанга-йога – это механический процесс контроля ума и чувств. И здесь, в конце пятой главы, Господь Кришна делает небольшое предисловие к тому, что будет изложено в шестой главе. Итак, мы уже слышали, что это не такой простой процесс. Мы должны отсечь себя от внешнего воздействия. Мы должны удерживать свои чувства от контакта с объектами чувств и концентрировать взгляд между бровей. Затем, мы должны удерживать входящий и исходящий воздух в носу. Кто-нибудь может продемонстрировать это? Вы можете делать это несколько дней и после этого проверить, насколько это помогло вам. Но проблема в том, что если вы попытаетесь делать это, но не знаете, как это делать, вы умрете. Это не очень легкий процесс. Если вы, таким образом, будете контролировать свой ум, чувства и разум этим механическим процессом контроля вашей физической системы, тогда некоторые трансценденталисты могут очиститься и освободиться от грубого осквернения материальной энергией, такого как гнев, похоть и страх. Если вы сможете это сделать, вы сможете получить освобождение.

Это, конечно, очень трудный процесс.

Шрила Прабхупада приводит примеры в комментарии. Он говорит о том, что касается глаз. Если вы будете держать свои глаза полностью раскрытыми, тогда вы увидите весь окружающий вас мир со всеми его привлекательными чертами и можете пасть. Вы можете чем-то привлечься и потерять контроль над душой. Но, может быть, будет хорошо закрыть глаза полностью ? Не надо будет беспокоиться, что вы что-то увидите. Но проблема такова, что вы можете заснуть. Шрила Прабхупада рассказывает о некотором опыте, который у него был, когда он впервые приехал в Америку. Он был приглашен неким доктором Мишрой, у которого был клуб йоги. Доктор пригласил Прабхупаду на уикенд. У него была комната для медитации. Она была меньше этой, и в ней была очень умиротворенная и расслабляющая атмосфера. Шрила Прабхупада подумал, что это очень хорошее место для встречи с людьми, интересующимися сознанием Кришны. Он вошел в эту комнату для медитации, сел в сторонке и начал спокойно воспевать на четках. Затем, вошло несколько членов этого клуба йоги, сели, скрестив ноги, и закрыли глаза как для медитации. Спустя некоторое время Шрила Прабхупада заметил, что сначала один, затем другой и так весь класс погрузились в сон. Спустя некоторое время они подняли головы, и один повернулся к другому и сказал: «О, это очень хорошая медитация. Я чувствую себя расслабленным и отдохнувшим». Шрила Прабхупада посмеялся про себя. Конечно, вы можете почувствовать себя отдохнувшим после того, как поспали.

В Кали-йугу очень непросто следовать такому процессу. Это практически невозможно. Такая практика в Кали-йугу не рекомендуется. Это на самом деле всего лишь обман. И совершенно непохоже, что люди достигнут многого. Конечно, они могут отдохнуть, после того как поспят. Но в Кали-йугу только процесс бхакти-йоги действительно эффективен. Этот процесс бхакти-йоги, сознания Кришны, настолько прост, что даже ребенок может делать это. Сегодня утром мы говорили о Дхруве Махарадже. Дхруве Махарадже было всего пять лет. И сейчас мы можем видеть детей такого возраста в хорошем сознании Кришны. Они любят воспевать Харе Кришна, вкушать прасад. Это все очень важные части бхакти-йоги. Однажды, один преданный говорил Шриле Прабхупаде: «Нам нужно совершать больше аскез. Нам надо меньше есть, меньше спать и меньше удобств. Это поможет нам в духовной жизни». Шрила Прабхупада сказал: «Да, возможно». Его не очень обрадовала эта идея.

Шрила Прабхапада слушал эти жалобы, что нужно больше аскез, и сказал: «Знаете, я на самом деле не очень с вами согласен. Мы можем взять сладость «простое чудо» и положить его в рот». Он сказал: «Мы просто проедим дорогу обратно к Богу». Сознание Кришны очень хорошо. В «Шримад-Бхагаватам» есть описание Шукадевы Госвами. Прежде он был имперсоналистом. Это тоже разновидность йоги, но это также механический процесс и очень требовательный. Когда он был в утробе своей матери, и пришло время ему родиться, Шукадева Госвами сказал себе: «Нужно ли мне выходить, или лучше остаться внутри ? Если я решу выйти наружу и приму рождение у матери, очень многое начнет привлекать меня. А если я решу остаться в утробе матери, я буду защищен от всего этого».

И он решил: «Я остаюсь. Я не выйду». Знаете, как долго он оставался там? Шестнадцать лет. Только представьте себе, что думала об этом мать! Ей пришлось вынашивать его до шестнадцатилетнего возраста. Она пожаловалась его отцу. Его отец – Шрила Вйасадева. Она сказала: «Ты должен что-т то сделать с этим мальчиком! Он должен наконец-то выйти!» Вйасадева обратился к Шукадеве, который был в утробе матери. Он сказал: «Выходи. Ты очень продвинут. Ты можешь выйти». Но Шукадева сказал: «Нет, это будет очень опасно. Там всюду майа. Я здесь в безопасности». Вйасадева сказал: «Да, здесь снаружи майа, но майа также и там, внутри». Шукадева ответил: «Я предпочитаю эту майу. С ней проще иметь дело». Вйасадева с мольбой обратился к нему: «Пожалуйста, выходи. Подумай о своей матери! Ты должен выйти!» Шукадева ответил: «Я не верю тебе. Ты находишься под влиянием жены». И он не выходил. Тогда Вйасадева сказал: «Что если я приведу Кришну? Я обещаю тебе, что ты не падешь, когда выйдешь. Но ты не веришь мне. Но если Кришна пообещает, может быть, ты тогда поверишь?» И он ответил: «Ладно, тогда я выйду, но ты должен привести Кришну». И Вйасадева проделал весь путь до Двараки, попросил Кришну, и Кришна проделал весь путь до его дома. Кришна дал Шукадеве гарантию: «Хорошо. Ты можешь выйти и будешь в безопасности». Наконец, Шукадева вышел, и его мать вздохнула с облегчением. А затем, что Шукадева сделал ? Он побежал! Он не остался даже на одну минуту. Он убежал и был таков. Итак, для имперсоналистов и других йогов это не очень просто. Но для преданных это очень просто. Просто воспевая, танцуя и пируя. Это очень простой и блаженный процесс. Любой может следовать ему. Ребенок может следовать.

Шрила Прабхупада даже говорил, что собака может воспевать Харе Кришна. Об этом говорится в «Чаитанья-чаритамрите». Все преданные из Бенгалии отправились в Джаганнатха Пури, чтобы увидеться с Господом Чаитаньей и принять участие в Ратха-Ятре. Руководителем группы был Шивананда Сена. Он занимался организацией и управлением. Однажды, когда он прогуливался один, к нему подошла собака. Так или иначе, эта собака привлеклась Шиванандой Сеной. И эта собака проделала весь путь от Бенгалии до Джаганнатха Пури. Это путешествие заняло достаточно много дней. И Шивананда Сена сделал все, чтобы собака могла дойти. Он обеспечивал собаку едой и, если было необходимо пересечь реку, Шивананда платил лодочнику за переправу собаки. Он очень хорошо заботился об этой собаке. Однажды, когда они подошли близко к Джаганатха Пури, Шивананда Сена был очень занят и не обеспечил собаку прасадом. Тогда собака исчезла.

Когда Шивананда Сена вернулся, он обнаружил пропажу собаки и очень обеспокоился. «Что случилось с собакой? Мы пренебрегли собакой!» и он очень сожалел об этом. Так или иначе, им оставалось день или два пути до Джаганнатха Пури. Наконец, они пришли и увидели Господа Чаитанью. Господь Чаитанья был во дворе, и собака была уже там. Господь Чаитанья пел Харе Кришна и бросал мякоть кокосового ореха собаке. Он кричал собаке: «Воспевай Кришна, Кришна!» И собака воспевала «Кришна, Кришна!» На собачьем языке. Но это было узнаваемо, поскольку Господь Чаитанья бросал прасад, и собака хватала его пастью. Это очень экстатичные игры. Два дня спустя, собака вернулась к Богу.

Даже собака может вернуться к Богу. Любой может вернуться к Богу. Вы можете вернуться к Богу. Почему нет ? Я вам рассказывал уже историю о преданных, путешествовавших с санкиртаной по Америке ? Однажды преданные отправились на санкиртану по Америке. Они путешествовали по всей Америке на микроавтобусе, на котором были номера штата Мичиган. Однажды они посетили один город, в котором несколько гангстеров ограбили банк. Они скрылись на микроавтобусе, который был точно таким же, как микроавтобус преданных. И даже номер был штата Мичиган. В ту ночь преданные спали в микроавтобусе. Около полуночи послышался сильный шум. Кто-то стучал по микроавтобусу и кричал, и вокруг были вертолеты. Преданные начали выглядывать, и вокруг было много полицейских с автоматами. Они начали кричать преданным: «Выходите с поднятыми руками!» Преданные выходили, и они были не в экстазе. К ним подошел шеф полиции.

Это был очень большой человек, почти под этот потолок и такой же широкий, как эта комната. Это правдивая история. Это не история, как о римском Папе. Этот большой полицейский со своим большим другом – автоматом очень настороженно подошел к преданным. Он сказал: «Мы знаем кто вы! Вы ограбили банк!» Преданные сказали: «Что ? Мы ограбили банк? Мы – Харе Кришна!» Они показали шикхи: «Вот, посмотрите!» И шеф полиции сказал: «Что?Харе Кришна?Я не верю!», но старший преданный сказал: «Да, да, мы Харе Кришна. Мы просто распространяем книги. Посмотрите! Наши книги с нами». Шеф полиции сказал: «Харе Кришна, распространяющие книги?» Один преданный дал ему книгу. Полицейский смотрит на книгу и не может поверить в это. Смотрит на книгу, смотрит на преданных. Смотрит на книгу, смотрит на преданных. Наконец, он подошел к «шефу» преданных очень близко. Посмотрел преданному в глаза и сказал: «Вся слава Шриле Прабхупаде!» Он был преданным! Он был преданным Нама Хатты. Любой может быть преданным. Вам не нужно становиться суровыми отшельниками. Вам не нужно уходить в лес и оставаться там до конца своих дней. Нет, этого не нужно делать. Не нужно смотреть на кончик носа. Не нужно сидеть и контролировать входящий и исходящий воздух. Просто воспевайте Харе Кришна и будьте счастливы.

Однажды преданная спросила Шрилу Прабхупаду: «Вы говорили, что если мы будем воспевать шестнадцать кругов и соблюдать регулирующие принципы и выполнять свое служение, мы можем в конце жизни вернуться к Богу?» Прабхупада сказал: «Да». Преданный сказал: «Это, кажется, слишком просто. Как это может быть так просто? Это действительно так?» Шрила Прабхупада посмотрел на нее с состраданием и сказал: «Уж не думаете ли вы, что я вас обманываю?» Нет, Шрила Прабхупада не обманывает нас. На самом деле сознание Кришны такое простое. Если мы попытаемся искренне служить Господу и стараться избегать дурных привычек. Нужно общаться с хорошими преданными, петь и танцевать в экстазе и принимать хороший прасад. Тогда любой из нас может вернуться к Богу. И мы тогда все встретимся на Голоке Вриндаване. И у нас будет большое объединение. Преданные ИСККОН Кришнаярска встретятся все вместе. И мы будем очень счастливы. Харе Кришна.

Вопрос: Как научиться выполнять ритуалы поклонения не формально, а с душой?

Ответ: Шрила Прабхупада говорил: «Мы должны воспевать Харе Кришна также, как ребенок взывает к своей матери». Ребенок взывает к матери довольно часто, но разным криком. Иногда ребенок зовет свою мать, но она понимает, что настоящей нужды здесь нет. Но иногда ребенок действительно в тревоге, он очень искренне зовет: «Мама!» Тогда мама может сказать: «Я действительно нужна ребенку». Тогда она бежит к ребенку. Когда ребенок знает, что ему на самом деле нужна мать, когда действительно складывается плохая ситуация, он зовет соответствующим образом. Но, если он не находится в какой-то действительно опасной ситуации и кричит: «Мама, мама», это не серьезно.

И мы должны таким же образом взывать к Кришне. Когда мы действительно знаем, что мы в плохом положении, а мы на самом деле в плохой ситуации, всегда, даже сейчас. Кто-то может думать: «У меня все нормально. Никаких проблем». Когда мы думаем, что какиеОнибудь гангстеры придут и застрелят нас, то это и будет проблемой. Но нет! У нас большая проблема все время! Рождение, смерть, старость и болезни, вся наша карма. Очень опасная ситуация! Проблема в том, что мы четко не осознаем этого. Поэтому, мы должны изучать книги Шрилы Прабхупады, глее он сообщает нам, что мы не в очень хорошей ситуации. Мы на самом деле в очень опасной ситуации. В Бхагаватам говорится: падам падам яд випадам на тешам, «на каждом шагу здесь подстерегает опасность». Не обязательно придут вооруженные гангстеры. Просто мы постоянно находимся в очень большой опасности. Если мы будем как следует развивать сознание Кришны, мы четко поймем этот факт. Тогда мы почувствуем, что мы должны воспевать и взывать к Господу из сердца. Со всем сердцем и душой. Но когда мы думаем, что все нормально. У меня несколько рублей в кармане. У меня есть машина «Лада». И мистер Жириновский сказал, что его план таков: каждому мужчине бутылка водки, а каждой женщине мужчину, тогда наступит счастье, успех в жизни. И мы думаем: «Все нормально. Нет проблем. Жизнь хорошо». Но все не так хорошо. Мы должны осознавать, что из себя на самом деле представляет этот мир. Тогда мы действительно призывать Кришну, как если бы наша жизнь зависела от этого. Тогда не будет оскорблений, это будет очень искреннее воспевание. С полным вниманием.

О Кришне рассказывают:

Брахма - самая великая личность во вселенной

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ 3.9.18, 20.05.05, Красноярск.

йасмад бибхемй ахам апи...

Пара каренге

пара каренге наийа ре, бхаджа кришна канхаийа
кришна канхаийа дауджи ке бхаийа

Поклоняйся...

Повторяй имя Радхарани

radhe radhe japa karo
krishna nama rasa priya karo

Пожалуйста, повторяй "Радхе! Радхе!, имя...

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Имена Господа

Йамуна-пулине

1
йамуна-пулине, кадамба канане, ки херину сакхи! аджа
шйама вамшидхари, мани-манчопари, коре лила...

Кришна, приди скорее

Бхаджан, прославляющий Удупи Шри Кришну в классическом стиле Южной Индии штата Карнатака на...