18 Нояб 2013

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ 5.3.7, 08.08.99, Красноярск.

атханайапи на бхавата иджйайору-бхара-бхарайа самучитам артхам ихопалабхмахе.

Поклоняясь Тебе, о великий, мы совершали жертвенные обряды со множеством разных подношений, однако, чтобы угодить Тебе, вовсе не нужна вся эта пышность.

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Рупа Госвами говорит, что нет смысла предлагать роскошные яства тому, у кого нет аппетита. Во время большого жертвоприношения жрецы могут преподнести Верховной Личности Бога много самых разных даров, но если эти подношения делаются без любви и преданности, то все они бесполезны. Господь самодостаточен, и Ему ничего от нас не нужно. И таем не менее, когда мы с любовью предлагаем Ему немного воды, цветок, листок туласи, Он принимает наши подношения. Иначе говоря, удовлетворить Верховную Личность Бога можно только с помощью бхакти, преданного служения. Для этого вовсе не обязательно устраивать богатые жертвоприношения. Поэтому жрецы, считая себя далекими от преданного служения, сокрушались о том, что их жертвенные дары неугодны Господу.

ПОЯСНЕНИЯ: Этот стих продолжает тему, затронутую вчерашним стихом: каким образом мы на самом деле можем доставить удовольствие Верховной Личности Бога ? И опять здесь отмечается, что дело состоит не просто в какой-то механической формуле, не в том, чтобы сделать нечто впечатляющее. Суть в искренности и преданности преданного. Это как раз то, чего хочет Господь Кришна. Невозможно чем-то удивить Кришну, чем-то материальным: «У меня есть много денег!» Все эти деньги пришли от Кришны. Кришна известен как бхагаван. У Него есть все богатство. Если все богатство у Кришны, как же оно может быть у кого-то из нас ? У нас есть что-то, может быть один рубль, а может миллион долларов, но у каждого есть что-то. Если Кришна обладает всеми достояниями, включая все богатство, как можем мы обладать чем-то? Ответ в том, что Кришна одолжил нам и через некоторое время Он заберет это. Это то, что всегда случается с долгами. Этим можно пользоваться некоторое время, но потом нужно будет отдать. Кришна в надлежащее время заберет это. Самый последний срок, это момент смерти. Если у вас нет ни копейки, или у вас есть миллионы, когда к вам придет смерть, Кришна заберет у вас все.

Поэтому следует понимать, что все это на самом деле не наше. В какой-то момент мы совершили ошибку, и привязались к этому. Мы неправильно отождествили себя и думаем: «Это мое. Это неотъемлемая часть меня». У нас у всех есть немного разума. Кришна, являясь бхагаваном, обладает всем знанием. Каким же образом мы обладаем каким-то разумом и знанием? Потому что Кришна одолжил нам и в надлежащее время Он может забрать все это. И последний срок это момент смерти. Сейчас вы можете быть очень разумны. Можно иметь докторскую степень, но когда придет смерть, Кришна заберет и вашу докторскую степень. И разум, который вам понадобился, чтобы получить ее. Потом вы родитесь опять.

Если вам повезет, вы станете человеком. Но столь многие люди родятся в следующей жизни животными. И в какой бы форме жизни вы ни родились в следующий раз, у вас не будет разума. Даже если только что вы были очень умны, как только вы умираете и вновь рождаетесь, у вас вообще нет разума. Младенец совершенно беспомощен. Маленький ребенок обладает даже меньшим разумом, чем животное. Кошка, собака или птица, по крайней мере, могут поддерживать свою жизнь. Каким-то образом они узнают, где достать еду, но маленький человеческий ребенок, если родители не будут за ним присматривать, не будет способен ни на что. Таким образом, Кришна дает разум, а потом забирает его. Поэтому мы не должны допускать ошибку, ложно отождествляя себя: «Это мое. Это часть меня». Это не так. Все это лишь дано нам в долг. Поэтому мы никогда не должны гордиться этим. И также не должны гордиться тем, что предлагаем это Кришне: «У меня так много денег! Я такой хороший! И теперь я немного предложу Кришне, и это очень щедро с моей стороны!

Кришна должен оценить это». Но все не так. Все деньги, что у вас есть, принадлежат Кришне, и если у вас есть возможность предложить их Кришне снова, то это не удача Кришны, это ваша удача. У вас появилась возможность немного усилить свои взаимоотношения с Кришной. Например, если человек снимает квартиру.

После того, как он проживет там некоторое время, он может подумать: «Это принадлежит мне». Но потом может прийти истинный владелец здания и скажет вам: "Время съезжать». Вы скажете: "Нет, это принадлежит мне». Но вы не добьетесь успеха. Вас просто вышвырнут оттуда. Таково наше положение в материальном мире.

Нам нечем гордиться. Наши деньги взяты в долг у Кришны, и Он заберет их в надлежащее время. Также наш дом, наша машина, даже это материальное тело. В материальной жизни люди думают: «Я есть это тело». Но в сознании Кришны мы стараемся подготавливать людей так, чтобы они думали по-другому. Это тело не есть я. Мы в основном даем возможность людям думать: «Это тело мое». Это, по крайней мере, позволяет покинуть первый уровень ложного понимания. Аханкара означает – «я есть это тело». Но, в конце концов, это тело даже не принадлежит мне.

Есть поговорка, в которой говорится, что если что-то действительно принадлежит вам, вы не можете потерять это. Если вы можете что-то потерять, это означает, что это на самом деле не ваше. Например, по природе мы сач-чид-ананда. Мы вечны, исполнены знания и блаженства, и эти качества действительно принадлежат нам. Мы не можем потерять их. В материальной жизни люди зачастую разочарованы. Они устают жить. Они иногда думают: «Покончу-ка я с собой. Я прекращу эту жизнь». В некоторых случаях им удается сделать это. И как только они убивают это тело, что же они обнаруживают? Они обнаруживают, что все еще живы. Может быть, тело не живо, но духовно они все равно живут. И с ними все еще остался их ум. Это указывает на то, что жизнь принадлежит нам, потому что мы не можем потерять ее. Даже если бы мы захотели, мы все равно не сможем потерять ее.

Аналогично сознание и блаженство. В материальной жизни каждый ищет счастья. Поскольку в самой глубинной части нашей природы мы исполнены блаженства. Мы ищем наслаждения. Мы не можем прекратить этого. Даже если мы попытаемся отречься, мы сможем сделать это лишь на время. Шрила Прабхупада приводит пример имперсоналистов. Они пытаются подавить свои желания наслаждаться. Какое-то время у них это, может быть, будет получаться. Но через некоторое время это желание наслаждаться будет переполнять их. Поэтому Господь Брахма говорит в «Шримад-Бхагаватам»: «Эти имперсоналисты могут думать, что они освобождены, но это лишь умственная концепция, и в надлежащее время, поскольку у них нет привязанности к лотосным стопам Господа, они падают». Эти имперсоналисты, даже если достигают осознания Брахмана, обязательно падут обратно в обычную материальную жизнь. Итак, это желание наслаждаться принадлежит нам, Мы не можем потерять его. Даже если попытаемся.

И также милость Господа. Кришна очень добр, поэтому Он всегда милостив к нам, прямо или косвенно. Кришна очень добр к Своим преданным. Кришна говорит: «Мои преданные – Мои друзья, они во Мне, и потому Я им друг». Кришна очень добр к Своим преданным. Он разными способами помогает Своим преданным. Но материалисты, как мы видим, страдают, и мы можем подумать, что Кришна не добр с ними. Но в действительности Кришна добр и к ним. Он подталкивает их: «Давайте, поймите, что это место не подходит вам!» – это Его милость. Итак, прямо или косвенно, так или иначе, у нас всегда есть милость Кришны. Возможно, мы не всегда способны понять это. Но постепенно, по мере продвижения в сознании Кришны, мы начнем видеть как, в принципе, все является милостью Господа.

Однажды отец одного преданного обратился к Шриле Прабхупаде и спросил его, может ли он обрести сознание Кришны. Прабхупада сказал: «Да, конечно, это очень просто». Но этот человек сказал: «У меня дурная привычка курить». Прабхупада сказал: «Ну, надо оставить это». Тот спросил: «Какя могу оставить это ?» Прабхупада ответил: «Оставите ли вы эту привычку добровольно, или вам придется понести кармические реакции и пострадать за это, после чего вы откажетесь от этой привычки». Этот человек спросил: «Могу ли я сознавать Кришну и продолжать курить?» Прабхупада ответил: «Нет, вы должны будете отказаться от этого. Чего вы хотите – прямой путь, и тогда вы просто оставляете это, или косвенный, когда вы вынуждены будете оставить это через страдания?» Человек ответил: «Я предпочитаю прямой путь».

Так или иначе, все ведет к одному-любой путь это милость Кришны. Поэтому нам нечем гордиться. Мы не можем гордиться своим разумом, который исходит от Кришны. Мы не можем гордиться даже своим материальным телом, которое тоже дано Кришной. Все это лишь милость Кришны. Поэтому разумный человек понимает: «Я должен все предлагать Кришне, и особенно я должен отдавать Кришне себя самого». Мы удерживаем себя от возвращения к Кришне. Мы сдерживаем свою преданность и возможность любить. Это тоже часть нас. Нитйа-сиддха кршна-према сатйа кабу ной. Господь Чаитанья объясняет, что любовь к Кришне вечно находится в нашем сердце. Это тоже часть нас. Все остальное, что у нас есть, принадлежит Кришне. Но это любовное отношение, которое у нас есть, – вечно любить Кришну в настроении преданности – это наше. Это часть нас. Но это то, что мы прячем от Кришны. Все остальное Кришна может дать нам на какое-то время. Может быть на одну жизнь. Потом заберет. Но свою любовь и преданность мы пытаемся спрятать от Кришны с незапамятных времен. А именно этого Кришна и хочет. Ваши деньги не имеют большого значения. Через несколько лет Он это заберет. Ваше тело тоже не очень значительно. Через несколько лет Он заберет и его. Но ваша любовь и преданность это то, чего Кришна хочет. Это единственное, чего Он хочет. В этом суть преданного служения и нет иного способа удовлетворить Кришну. Ему не нужны ваши деньги, Его супруга – богиня процветания. Она – источник всех денег по Его милости. Зачем же Ему ваши деньги? Он может просто сказать богине процветания: «Дай денег». И тогда Он может получить бесконечное количество денег. Мы не можем произвести впечатления на Кришну. Ему не нужна ваша машина. Это не впечатлит Его. Даже если у вас очень дорогая машина – очень первоклассная «Лада», и вы предлагаете ее Кришне, Кришна не будет вдохновлен. Однажды Шрила Прабхупада приехал в Чикаго, и преданные посадили его на «Роллс-ройс», что считается самой престижной машиной в мире. Она есть только у очень богатых людей. Там была репортер, которая была очень завистлива, и позже она спросила Шрилу Прабхупаду: «Я слышала, что ваши последователи возят Вас на «Роллс-ройсе». Это не очень хорошо, не правда ли ? Вы же должны быть отрешенными и духовными личностями». И она пыталась критиковать Шрилу Прабхупаду. Она говорила: «Роллс-ройс» это ведь не очень хорошо, вы не должны были принимать его, а они не должны были предлагать Вам его». Прабхупада сказал: «Да, вы правы, это не очень хорошо. Они должны были подать мне машину из чистого золота, потому что я – представитель Верховной Личности Бога. Ко мне нужно относиться так же как к Богу. Вы совершенно правы, это было нехорошо. Этот «Роллс-ройс» сделан из какого-то обыкновенного металла!» Поэтому мы не сможем произвести впечатление на Кришну. Все, так или иначе, принадлежит Ему.

Но склонность любить, которая есть у нас, мы неправильно используем благодаря своей незначительной независимости уже многие годы. Мы отдаем свою любовь и преданность столь многим: членам семьи, стране и даже каким-то домашним животным. Мы неправильно используем нашу способность любить. Но именно этого хочет Кришна. И когда мы начинаем предлагать Кришне именно это, Кришна удовлетворен, а не какими-то материальными подношениями. Но мы должны предлагать все эти материальные вещи Кришне, мы не должны быть скупцами.

Прабхупада рассказывал историю об одном человеке в Индии. Он был немножко преданным и молился одному Божеству Кришны по имени Шри Натхаджи. Однако у него были некоторые дурные привычки. Он играл на скачках. Но перед тем, как идти на скачки он молился Кришне: «Пожалуйста, сделай так, чтобы моя лошадь победила, тогда я Тебе что-нибудь поднесу». Однажды там были очень большие скачки. Если бы его лошадь победила, он выиграл бы сто тысяч рупий. Он пошел к Шри Натхаджи и молился: «Пожалуйста, пусть моя лошадь победит. Если Ты это сделаешь, я отдам Тебе половину. Я отдам тебе пятьдесят тысяч рупий. Обещаю! Поверь мне!» Затем скачки состоялись, и его лошадь выступила очень хорошо, но недостаточно, чтобы победить – она пришла второй, и он выиграл всего пятьдесят тысяч рупий. Он пришел к Щри Натхаджи и сказал: «Господь, я вижу, ты не веришь мне. Когда я говорил с Тобой, я говорил, что поделю деньги пополам и дам Тебе пятьдесят тысяч рупий. Я смотрю, что ты устроил все так, чтобы самому забрать все деньги и дал мне выиграть всего пятьдесят тысяч рупий. Хорошо, Свои пятьдесят тысяч можешь оставить Себе». Есть история о трех христианских священниках. Они спорили о том, как поделить деньги, пожертвованные людьми во время служения в церкви. Один сказал: «Я делю пополам: половину церкви, половину себе». Второй сказал: «Я еще лучше делаю: я смотрю, что нужно для церкви, покупаю все это, а все, что остается, оставляю себе. Это намного лучше». А третий сказал: «Нет, у меня гораздо лучшая система: я предлагаю Богу все. Я кладу все деньги на поднос, затем подбрасываю все деньги в воздух и кричу: «Господь, возьми все, что хочешь!» А все, что падает на землю, Ему не нужно, и я оставляю это себе». Мы не должны быть скупцами. Мы должны отдать Кришне все. Но если вы отдадите Кришне все материальное, но не отдадите Ему свое сердце, это на самом деле ничто.

Есть одна история о Господе Чаитанье. Каждый вечер Он приходил в дом Шривасы Тхакура и проводили там с преданными киртан всю ночь. Поразительный киртан. Все люди в округе могли слышать этот киртан, но не могли войти в дом, чтобы увидеть его. Дом был заперт. Многие люди думали: «Какой замечательный киртан. Как бы я хотел увидеть его». Был один брахмачари. Он обратился к Шривасу Тхакуру и сказал: «В твоем доме проходят большие киртаны по ночам. Ты не мог бы как-нибудь устроить так, чтобы я проник туда и посмотрел?Я очень духовен. Я очень отрешен -я ем только фрукты и пью только молоко. Поэтому, наверняка ничего плохого не будет, если кто-нибудь вроде меня придет посмотреть на киртан». Шривас Тхакур позволил ему. Он сказал: «Ты должен спрятаться». Там был большой кувшин, и он забрался внутрь. Затем пришел Господь Чаитанья, пришли все преданные и начался киртан. Господь Чаитанья танцевал в экстазе, но затем остановился и сказал: «Тут что-то не так. У нас идет киртан и очень хороший киртан, но не такой как обычно. В чем дело?» Он спросил преданных: «Здесь есть кто-то не преданный? Кто-то из вас привел с собой непреданного?» Все сказали: «Нет, только одни преданные». Господь Чаитанья опять начал киртан. Снова киртан становился все сильней и сильней, и Господь Чаитанья опять остановился. Он сказал: «Здесь действительно что-то не так. Китран не такой как обычно. Кто-то наверняка привел с собой непреданного!» Тогда Шривас Тхакур признался: «Вот в этом кувшине сидит брахмачари. Он очень просился прийти, и я думал, что все будет нормально». Он вытащил этого брахмачари из кувшина и сказал Господу Чаитанье: «Он очень отрешен и духовен – он есть только фрукты, и пьет только молоко. Я думал, что все будет нормально». Тогда Господь Чаитанья очень разгневался. Он схватил брахмачари и сказал ему: «Ты думаешь, что Меня можно удовлетворить, лишь принимая в пищу фрукты и молоко? Ты никогда не удовлетворишь Меня этим!», и выбросил его. Затем этот брахмачари молил о прощении и сказал, что когда услышал этот киртан, он стал преданным. Тогда Господь Чаитанья принял его. Но на основе того, чтобы просто быть отрешенным, Господь Чаитанья вовсе не был заинтересован в нем.

Господь Нарайана сказал Нараде Муни: нахам тиштхами ваикунтхе йогинам хридайешу ва тат ча тиштхами нарада йатра гайанти мад бхакта. Господь сказал: «Парада, Я не нахожусь на Ваикунтхе, нет Меня и в сердцах йогов. Где же Я нахожусь?Я нахожусь лишь там, где преданные воспевают Мою славу». Мы должны очень правильно понять это. Единственное, что может удовлетворить Кришну, это наша любовь и преданность. Мы должны предлагать все Кришне. Но особенно – наши сердца. Если мы будем делать это, Кришна будет доволен, что предложит нам все, Он предложит нам Себя и предложит нам Свое сердце. У Кришны, несомненно, очень большое сердце и очень много любви. Если Он предложит ее вам, вы просто потонете в ней. Это и есть совершенство жизни. Мы можем испытать это даже в этой жизни, если очень хорошо будем следовать процессу сознания Кришны.

Когда Рупа Госвами обсуждает всевозможные плохие и хорошие поступки, которые может совершить преданный, он упоминает шесть факторов, которые разрушают преданное служение. Этот стих есть в «Нектаре наставлений». Он говорит, что человек не должен есть больше, чем нужно или накапливать больше, чем необходимо. Не следует говорить о ненужных мирских делах. Он говорит, что нужно очень внимательно следовать правилам и предписаниям и не следует сохранять свои материальные привычки. Также человек не должен следовать правилам и предписаниям только ради них самих, а не относиться к ним, как к тому, что помогает нам развить сознание Кришны. Поэтому мы должны с большой осторожностью подходить к процессу сознания Кришны. К счастью, Шрила Прабхупада дал нам этот процесс совершенным образом. Мы можем думать: «Я могу просто воспевать Харе Кришна, и все будет хорошо». Но на самом деле здесь есть очень много тонких моментов. Как практиковать сознание Кришны эффективно? Это может быть преподано нам человеком очень искушенным в преданном служении. Итак, Шрила Прабхупада дал нам этот процесс совершенным образом. Если мы будем следовать ему так, как дал нам его Шрила Прабхупада, то мы очень легко станем сознающими Кришну. Каждый может стать сознающим Кришну.

Вопрос: Какие усилия преданный должен прилагать в преданном служении? В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что излишняя аскеза ожесточает сердце. Поясните это и расскажите о том, как преданный должен предаваться в процессе.

Ответ: У нас есть определенный запас энергии, данный нам Кришной. Это принадлежит Кришне и мы должны использовать это в служении Ему. Мы не должны быть ленивы, и присваивать часть энергии, которая принадлежит Кришне. В то же время Шрила Прабхупада говорит, что мы не должны чрезмерно усердствовать. Если вы начнете прилагать слишком много усилий, это будет слишком сложно для вашего тела.

Иногда мы видим преданных, которые пытаются сократить свой сон. Они спят очень мало, но как только они садятся, они немедленно засыпают. Если они собираются воспевать, садятся и засыпают. Садятся читать и засыпают. Даже иногда, когда они собираются есть прасадам, они садятся и засыпают. Иногда, когда они ведут машину, они засыпают. Это называется чрезмерные усилия. Чрезмерные усилия будут беспокоить тело, а когда тело в беспокойстве, оно начинает болеть, а когда ваше тело больно, вы уже ничего не можете делать. Если вы будете прилагать чрезмерные усилия, вы будете также беспокоить свой ум. Тогда ум не сможет быть как следует занятым в сознании Кришны. Появится слишком много тревог. Шрила Прабхупада не хотел, чтобы мы прилагали чрезмерные усилия. Конечно, мы также не должны не-усердствовать. Но, если мы переусердствуем до такой степени, что не сможем нормально слушать и воспевать Кришну, это очень опасно для нашего сознания Кришны. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати построил очень большой храм в Калькутте, и затем некоторые его старшие ученики стали бороться между собой за лучшие комнаты. Тогда Шрила Бхактисиддханта сказал Шриле Прабхупаде: «Я хотел бы снять с этого храма весь мрамор, продать его и напечатать книги». Мы не должны попадать в ситуации, в которых материальная энергия будет влиять на нас таким образом. Мы можем переусердствовать в отношении того, что очень трудно. Лучше делать то, что мы можем делать и поддерживать свое сознание Кришны.

Вопрос: Мы знаем, что излишняя аскеза ожесточает сердце, но иногда руководитель может дать поручение, которое очень трудно выполнить, но человек должен выполнять его.

Ответ: Это факт, что мы должны следовать указаниям руководителей, но иногда, в определенной ситуации, когда руководитель недостаточно хорошо понимает ситуацию, или мы неспособны на это, мы должны подойти к руководителю и попросить пересмотреть ситуацию. Даже если руководитель авторитетен, это необязательно означает, что он совершенен, и все, что он говорит, является абсолютной истиной. Это наша обязанность следовать авторитету, даже если мы не согласны с этим на сто процентов. Но когда со временем становится ясным, что это не верный подход, мы должны прийти к авторитету и попросит какого-то пересмотра. Это не противоречит важности принятия авторитета. Но иногда нужно проводить какие-то практические пересмотры ситуации.

О Кришне рассказывают:

Желание вырваться из плена майи

Бхакти Чайтанья Свами, Бг. 5.25, 17.07.00, Красноярск.

на татха хй агхаван раджан пуйета...

Агйа-Тахал (Аджна-Тахал)

Приказ Господа - проводить харинамы по всему городу.

(1)
надийа-годруме нитйананда махаджана

Путь к планете Личности Бога

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ 2-2-24, 10.08.2003, Красноярск.

ваишванарам йати вихайаса гатах...

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Имена Господа

Шри Шачи-сута-аштакам (вариант 1)

нава гаура-варам нава-пушпа-шарам
  нава-бхава-дхарам нава-ласйа-парам
нава-хасйа-карам...

Преданный живет в Кришне

Бхакти Чайтанья Свами, Бг.12.8, 17.05.05, Красноярск.

майй эва мана адхатсва майи буддхим...