18 Нояб 2013

Бхакти Чайтанья Свами, Бг. 2.35, 06.08.99, Красноярск.

бхайад ранад упаратам мамсйанте твам маха-ратхах

йешам чат вам баху-мато бхутва йасйаси лагхаам

Великие военачальники, которые были о тебе столь высокого мнения, решат, что только страх заставил тебя покинуть поле боя, и сочтут тебя ничтожеством.

КОММЕНТАРИЙ: Господь Кришна продолжает увещевать Арджуну: «Не рассчитывай, что такие великие воины, как Дурьйодхана, Карна и другие твои ровесники, поверят, будто ты отказался сражаться из жалости к братьям и деду. Они скажут, что ты это сделал из страха за собственную жизнь. Так ты  навсегда лишишься уважения».

ПОЯСНЕНИЯ: Итак, во второй главе со стиха 31 по 38 Кришна пытается вдохновить Арджуну к исполнению долга на основе очень интересных соображений. Основой здесь выступает гордость Арджуны как кшатрия. На протяжении всей «Бхагавад-гиты» Кришна пытается вдохновить Арджуну сражаться. Но, в основном, делает это, основываясь на высших соображениях. Кришна пытается охватить все возможности. С точки зрения Арджуны быть связанным на материальном уровне очень благоприятно и Господь Кришна пытается дать ему стимул на этом уровне. Арджуна кшатрий. Это, разумеется, материальное определение. Несколькими стихами ранее Кришна проповедовал Арджуне на основе духовной философии, дехино 'смин йатха дехе каумарам йауванам джара татха дехантара-праптир дхирас татра на мухйати

Душа, воплощенная в материальном теле, проходит через разные этапы от детства к юности, и от юности к старости. Точно также в момент смерти душа переходит в другое тело. Но, дхирас татра на мухйати, мудрые, осознавшие себя люди не тревожатся этими переменами. Это очень возвышенные соображения. Они полностью чисты и духовны. И в основном в «Бхагавад-гите» Кришна проповедует Арджуне на подобной основе. Но дело в том, что Арджуна выражает откровенно мирские настроения, высказывая всевозможные материальные соображения. Например, он не хочет, чтобы кто-то из его родственников погиб, даже если они нанесли очень серьезные оскорбления. Арджуна говорит: «Мне все равно». Это не хорошо, это больше похоже на мирские сантименты. Это не очень высокие или чистые соображения.

Так, в конце первой главы и начале второй, Арджуна выражает ряд соображений подобного типа. Он был так эмоционально возбужден, что даже выронил свой лук. Он плакал. Это совершенно необычно для кшатрия. Кшатрии очень могущественные личности. Это бесстрашные люди и они готовы противостоять любому противнику. Их ничто не напугает. Классическим примером такой натуры выступает Равана. Конечно, Равана был не очень хорош в других аспектах. Но, что касается смелости и бесстрашия, он был очень велик. В последний день битвы за Ланку единственным солдатом на стороне Раваны оставался он сам, и он должен был в одиночку сражаться со всей армией Господа Рамачандры. В «Рамайане» описывается, как много солдат было на стороне Господа Рамачандры. Это ведическое число: один коти махаугха. В «Рамайане» это описывается как один с шестьюдесятью четырьмя нулями. Это много. Один из преданных провел вычисления, и получилось, что если бы Равана убивал по солдату в секунду, это заняло бы у него время до конца дня Брахмы. Но Равана не испугался. Он думал: «Нет проблем!Хорошая битва!»

Так или иначе, Арджуна, хотя он и был кшатрием, попал под влияние мирских и ничтожных настроений. До этого он дал обет, что если кто-нибудь когда-нибудь скажет ему, что он должен опустить лук, он убьет этого человека. Но в конце первой главы «Бхагавад-гиты» Арджуна сам бросает лук и плачет/ Обычно кшатрии совершенно бесстрашны, и здесь Кришна пытается стимулировать кшатрийский дух Арджуны. Он уже сказал Арджуне, что если на долю кшатрия неожиданно выпадает возможность сражаться, то он думает, что это его счастливый день.

В настоящее время у нас не так много кшатриев. Здесь есть какие-нибудь кшатрии или воины? Сейчас их не так много, но очень много шудр. Вы все, конечно, брахманы. Вы даже лучше, чем брахманы. Вы все вайшнавы. Это просто замечательно! Но кроме вас в Красноярске в основном шудры. И может быть кто-то, кто ниже, чем шудры. Шудре, по крайней мере, нравится работать. Если они не могут работать, они плохо себя чувствуют. Но когда человек становится очень ленивым, он становится ниже, чем шудра. Шрила Прабхупада рассказывал историю о лентяе.

Жил-был один царь, который хотел знать, есть ли в его царстве действительно ленивый человек. Он сделал большое объявление, что если в его царстве есть лентяи, пусть они приходят в один зал в определенное время и если кто-то из них докажет, что он действительно лентяй, для него будет устроен большой пир. Пришло множество людей, и каждый говорил: «Я лентяй». Царь говорил: «Тогда иди вон в тот зал». Они зашли в этот зал и ожидали, что сейчас начнется большой пир. Но царь сделал нечто иное. Он поджег это здание, и оно загорелось. Некоторые из этих лентяев увидели: «О, здесь становится опасно!» Пламя разгоралось, и они начали выбегать. Когда здание пылало, они все выбежали оттуда за исключением двух. Они просто лежали, и один сказал другому: «Знаешь, здесь становится жарко». Другой ответил: «Нет проблем, перевернись на другой бок». Тогда человек становится ниже шудры, но эти двое получили пир.

Сейчас в основном люди шудры. Настоящий кшатрий это особенная личность. В этом стихе используется слово маха-ратха и Прабхупада переводит его как «великие военачальники». Маха-ратха это своего рода звание в армии. Например, существуют звания ратха, ади-ратха, маха-ратха. Маха-ратха обозначает могущественного воина. Ратха означает воина, который может сражаться с десятком обычных солдат и победить. Ади-ратха означает того, кто может сражаться с тысячей ратх и победить. А маха-ратха означает того, кто может сражаться с тысячей ади-ратх и победить. Арджуна должен относиться к этой категории, настолько он бесстрашен и могуществен.

Шрила Прабхупада рассказывал об одном воине, который жил триста или четыреста лет назад в Индии. Его звали царь Яшоманта. Однажды он участвовал в большой битве, и его сторона проигрывала, но каким-то образом он спасся. Его не убили, хотя его армия была в значительной степени уничтожена. Он спасся и добрался до дома. Он подходил к дворцу, и царица увидела: «О, идет мой муж. Мы слышали, что он потерпел поражение в битве, и вся его армия была уничтожена. Но, похоже, что сам он спасся и возвращается домой». Для кшатрия это очень плохо.

Если вы серьезно относитесь к противнику, и он победил вас, и если он принимает вас серьезно, он вас убьет или, по крайней мере, возьмет в плен, и будет держать вас как пленника. Но если он думает о вас как о незначительном солдате, вам могут сказать: «Ладно, иди домой». Его жена увидела: «Вот идет мой муж. Его не убили. Его даже не сочли достойным быть пленником и просто отпустили его. Это очень огорчительно». И она заперла ворота дворца. Он подошел к дворцу и подумал: «О, ворота дворца закрыты изнутри». Он стал стучаться и кричать, и царица поднялась на стену над воротами и закричала: «Кто там?» «Это твой муж, царь Яшоманта!» Она ответила: «Нет, нет, это не может быть он. Он потерпел поражение в битве, и он настоящий кшатрий. Он должен быть убитым или взят в плен. Его никогда не отпустили бы. Поэтому ты не можешь быть моим мужем. Мой муж мертв. Поэтому просто уходи». Это был конец их брака. Итак, кшатрии были очень могущественны. Даже женщины-кшатрии. У нас здесь есть кшатрийки?

В действительности, это очень неожиданно для Арджуны – попасть под влияние эмоций. Он был известен как великий воин. У него были определенные виды оружия. Он однажды сражался с Господом Шивой и победил его. Однажды Арджуна практиковался в стрельбе из лука. Он охотился и попал стрелой в дикого вепря. В тот же момент, когда его стрела вонзилась в этого вепря, с другой стороны вонзилась другая стрела. Арджуна подошел к месту, где лежало животное, и туда же подошел человек, похожий на охотника. Это на самом деле был Господь Шива. Арджуна сражался так доблестно, что практически победил Господа Шиву. Тогда Господь Шива раскрылся и дал Арджуне пашупата-астру. Это особое мистическое оружие и, в конце концов, Арджуна использовал это оружие в битве на Курукшетре. И для Арджуны, такого великого воина, попасть под влияние эмоций очень странно.

Мы должны знать, что это слишком странно. За всем этим стоит особый план Кришны. Кришна поместил Арджуну под влияние майи, чтобы иметь возможность рассказать Арджуне «Бхагавад-гиту». Таким образом, Кришна дает обзор «Бхагавад-гиты» и пытается провоцировать Арджуну. Поскольку кшатрии обычно немного горды, они не принимают поражения. Здесь Кришна отчитывает Арджуну. В этом стихе Кришна говорит ему: «У тебя такое хорошее имя воина, а сейчас ты говоришь, что не хочешь сражаться, и говоришь, что ты это делаешь из сострадания. Но воины на другой стороне не увидят, что ты сострадателен. Ты говоришь, что у тебя такие благородные порывы, очень почитаемые чувства и надеешься, что они будут восхищаться тобой? «О, как сострадателен и добросердечен Арджуна! Какой джентльмен!» ?»

Но Кришна говорит Арджуне: «Они не будут так думать. Они будут думать: «Вот Арджуна, который не хочет сражаться, он просо евнух!» Таким образом, Кришна старается стимулировать кшатрийскую природу Арджуны. И позже Кришна также будет обращаться к материальной природе Арджуны, когда будет говорить, что Арджуна должен выполнять свой долг. Он скажет Арджуне: «Лучше выполнять свой долг, пусть даже несовершенно, чем чужой долг, даже если ты думаешь, что можешь выполнить его в совершенстве».

Факт, что Кришна иногда проповедует Арджуне с точки зрения его материальной природы кшатрия. Но здесь, когда Кришна говорит с Арджуной в рамках его материальной природы, Он опирается на низшие побуждения. Даже не на побуждение выполнять свой долг, но больше на материальное побуждение кшатрия – гордость. Суть состоит в том, что, несмотря на то, что позже Кришна будет побуждать Арджуну выполнять долг кшатрия, все равно остается опасность сохранить привязанность к своей материальной природе. Поэтому мы должны быть очень осторожны. Это одно из отличий карма-йоги от бхакти-йоги. В карма-йоге человек очень привязан к выполнению своих материальных обязанностей и не собирается делать чего-то более того. Опасность состоит в том, что человек может привязаться к своей материальной природе. В то же время принципы бхакти-йоги иные.

Принцип бхакти-йоги таков: «Чего бы Кришна ни захотел, я буду делать это». Это мы называем преданием. Иногда мы можем попасть в такие ситуации, когда практикуем сознание Кришны. Иногда нас просят выполнять какие-то обязанности, но мы можем думать, что это нам не подходит и чувствовать, что не хотим выполнять это служение. Но предание означает: «Если Кришна хочет, чтобы я это делал, я буду это делать». Так мы пожжем продвигаться в сознании Кришны. Мы должны быть чувствительны ко всему, что может захотеть от нас Кришна. Шрила Рупа Госвами объясняет, что есть шесть принципов предания.

Первое, это принимать все, что благоприятно для преданного служения. Второе – отвергать все, что неблагоприятно для преданного служения. Принимать то, что благоприятно для преданного служения, значит, что иногда может появиться нечто, чего вы не хотите делать, но в действительности это очень благоприятно для служения Кришне. Предание означает, что вы будете это делать как служение Кришне. Затем, отказ от всего, что неблагоприятно для преданного служения, означает, что может быть нечто, что вам очень нравится, но это не подходит к преданному служению. Тогда предание означает, что мы не будем делать этого.

Мы совершаем небольшое жертвоприношение для удовлетворения Кришны. Кришна проповедует Арджуне, что тот должен выполнять свой долг. И в основном, мы стараемся занять преданных наиболее подходящим для них образом, согласно их природе. И поэтому, если кто-то из вас действительно кшатрий, мы попытаемся занять вас. Вы можете стать телохранителями.

Время от времени, Кришна будет помещать нас в ситуацию, в которой нам придется делать то, что в обычных обстоятельствах мы не стали бы делать. Когда это случается, мы должны помнить, как говорит Прабхупада, даже травинка не шелохнется без воли Господа. Кришна может помещать нас в такие ситуации, и мы должны выполнять это служение, активно предаваясь Кришне. Не только выполнять служение, когда это удобно для меня. Для этого нужно немного разума в сознании Кришны, а для этого нужна искренность в сознании Кришны. Очень легко, когда все идет очень хорошо. Шрила Прабхупада говорит: «Когда все идет хорошо, каждый может танцевать и воспевать «Хари, Харибол!». Но мы действительно понимаем, каково положение преданного, когда видим, как он ведет себя, столкнувшись со сложностями». Это очень важная часть сознания Кришны – учиться предаваться Кришне и развивать это желание: «Что бы Кришна ни захотел, я попытаюсь сделать это».

Вопрос: Не могли бы Вы немного рассказать о природе испытаний в сознании Кришны.

Ответ: Обычно Кришна посылает испытания, основываясь на личностных характеристиках. Он использует любые ваши слабые места. Он попытается проникнуть в ваши слабые места. Если вы очень сильны в определенном отношении, то тут нет никакой надобности проверять вас. Но, если у вас есть какие-то слабые места, Кришна сделает именно так, чтобы проявить именно их. Вы увидите: «О, я должен быть очень осторожен!Я должен улучшить себя именно в этом направлении». Тогда, если мы предаемся Кришне именно в этой ситуации, по Его милости мы обретем силу и будем способны разобраться в этой ситуации. И будем способны преодолеть эту слабость. У разных преданных свои слабости. Каждый индивидуален. То, что может быть большим испытанием для одного преданного, может быть просто ничем для другого. Кришна очень умен. Он чрезвычайно разумен. Кришна понимает нас лучше, чем мы сами себя понимаем.

Поэтому не волнуйтесь, Кришна иногда будет вас испытывать. Когда вы действительно очень продвинитесь, у вас не будет слабостей, и вы не будете беспокоиться насчет испытаний. Когда преданный проходит через какое-то испытание, он должен принять прибежище Кришны. Тогда преданный получает милость Кришны и тем самым становится ближе к Кришне. Таким образом, по мере того, как преданный продвигается все больше и больше, он видит Кришну в этих испытаниях. Преданный не будет думать: «О, опять испытание. Это так плохо». Преданный будет думать: «О, Кришна заставляет меня приблизиться к Себе!» Когда человек находится на очень возвышенном уровне, его настроение выражено царицей Кунти. Царица Кунти говорит в своих молитвах в восьмой главе Первой песни «Шримад-Бхагаватам»:

випадах санту max шашват татра татра джагад-гуро бхавато даршанам йат сйад апунар бхава-даршанам

«Пусть эти беды повторяются вновь и вновь, чтобы мы могли вновь и вновь видеть Тебя, ибо видеть Тебя – значит не видеть больше круговорота рождения и смерти». Она знает, что если приходят испытания, она может принять больше прибежища у Кришны. Когда мы будем чувствовать подобным образом присутствие Кришны, это так замечательно, что мы просто забудем о сложности испытания. Мы просто погружаемся в экстаз общения с Кришной. Она говорит: «Пусть испытания приходят, я хочу больше испытаний, я хочу больше трудностей». Конечно, мы не рекомендуем вам молиться о трудностях. Похоже, трудностей и так хватает. По крайней мере, мы должны понять, как справиться с этими трудностями. Если мы должным образом встречать эти сложности, они будут усиливать нас. Они приведут нас ближе к Кришне. Как есть известная история о Дхруве Махарадже. Он был великим преданным.

В конце концов, пришло время смерти. Прилетел корабль с Ваикунтхи, чтобы забрать его обратно к Богу, и он бежал на этот корабль. Затем, пришло последнее испытание: между ним и кораблем появилась олицетворенная смерть. Суть в том, что, увидев смерть, Дхрува Махараджа мог сбиться с толку и мог пасть в самый последний момент. НоДрува Махараджа был очень разумен. Он подбежал к смерти, поставил свою стопу ей на голову и использовал голову смерти как ступеньку, чтобы подняться на корабль Ваикунтхи.

Это было испытание. Но он знал, как пройти это испытание и это помогло ему. И, в принципе, каждое испытание таково. Мы должны быть немного разумны насчет того, как вести себя в этих испытаниях. В одной из Панчатантр есть история о разуме. Это рассказ о животных, но они иллюстрируют различные важные моменты. Жила была семья шакалов. Они бродили по лесу, и у них не было места для жилья. Они нашли пещеру, и отец-шакал сказал: «Давайте остановимся здесь». Мать сказала: «Я думаю, что в этой пещере живет лев. Мы не можем оставаться здесь, это слишком опасно». Мистер шакал сказал: «Не волнуйся об этом». Мистер шакал сказал миссис шакал: «Если я скажу тебе, что идет лев, заставь наших детей громко плакать, и когда я позову тебя и скажу: « Что случилось?», отвечай: «Наши дети голодны и хотят львиного мяса». Позже пришел лев, и мистер шакал сказал своей супруге: «Эй, идет лев». Миссис шакал заставила детей громко плакать. Громким голосом мистер шакал сказал: «Что там такое с этими детьми ?» И жена ответила ему очень громко: «Они голодны. Они хотят львятины!» Когда лев услышал это, он был потрясен и убежал.

Но там была одна обезьяна. Она остановила льва и сказала: «Ты куда побежал?» Лев ответил: «Да там кто-то съесть меня хочет». Обезьяна сказала: «Нет, это просто шакалы. Не волнуйся об этих шакалах, иди в свою пещеру, ты с ними легко справишься». Но лев не был так в этом уверен и сказал: «Ладно, я туда вернусь, но ты должна пойти со мной и помочь мне». Обезьяна сказала: «Да нет проблем! Пойдем со мной». Теперь обезьяна вела льва обратно и говорила: «Пойдем, пойдем». Мистер шакал сказал жене: «Опять лев возвращается, заставь детей плакать». Дети начали громко плакать, и шакал закричал: «Да что там опять с детьми?» И опять его жена закричала: «Да они голодны! Они хотят львятины!» Лев немного занервничал, и обезьяна сказала: «Не волнуйся, пойдем со мной». Она схватила льва и потащила его к пещере. Мистер шакал закричал своей жене: «Скажи детям, чтобы не волновались!Я попросил друга-обезьяну, чтобы она обратно льва притащила!» Тогда лев просто убежал оттуда. Поэтому надо быть немного разумным. Не слишком разумным, хотя бы немного разумным. Иначе, мы слишком погрузимся в тамо-гуну, и как только появится какое-то испытание, какая-то проблема, мы подумаем: «Ох, я не знаю, что мне делать». Мы будем сбиты с толку.

О Кришне рассказывают:

Пара каренге

пара каренге наийа ре, бхаджа кришна канхаийа
кришна канхаийа дауджи ке бхаийа

Поклоняйся...

Далалера-гита (с комментариями Ниранджаны Свами)

Спешу сообщить вам радостную весть. Господь Нитьянанда Лично открыл в Сурабхи-кундже рынок...

Повторяй имя Радхарани

radhe radhe japa karo
krishna nama rasa priya karo

Пожалуйста, повторяй "Радхе! Радхе!, имя...

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Имена Господа

Как мы можем доставить удовольствие Верховной Личности Бога ?

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ 5.3.7, 08.08.99, Красноярск.

атханайапи на бхавата...

Шри Нанда-нанданаштакам (с пословным переводом))

1
сучару-вактра-мандалам  сукарна-ратна-кундалам
сучарчитанга-чанданам  намами нанда-нанданам

...