18 Нояб 2013

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ, 4.1.4, 16.06.96, Красноярск.

йас тайох пурушах сакшад вишнур йаджна-сварупа-дхрк

йа стри са дакшина бхутер амша-бхутанапайини

Мальчик, появившийся на свет из чрева Акути, был непосредственным воплощением Верховной Личности Бога. Ему было дано имя Ягья, которое является одним из имен Господа Вишну. Девочка же была частичным воплощением Лакшми, богини процветания, вечной супруги Господа Вишну.

КОММЕНТАРИЙ: Лакшми, богиня процветания, – вечная супруга Господа Вишну. Как говорится в этом стихе, вечные супруги, Господь и Лакшми, появились на свет из чрева Акути одновременно. Ни Господь,ни Его супруга не подчиняются законам материального творения, что подтверждают многие авторитетные комментаторы (нарайанах паро вйактат). Их вечные отношения не могут измениться, поэтому Ягья, мальчик, рожденный Акути, спустя некоторое время взял в жены богиню процветания.

ПОЯСНЕНИЯ: В предыдущем стихе обсуждалась очень высокая квалификация Ручи и его жены Акути. Ручи был достойным брахманом первого класса, а Акути была дочерью Свайамбхувы Ману. Оба они были духовно продвинутыми личностями и обладали всеми возвышенными качествами. Результатом их совместной жизни были столь же достойные дети. Один из детей, мальчик, был Самой Верховной Личностью Бога, а девочка была Лакшми деви, богиней удачи.

Можно сделать вывод, что Верховная Личность Бога не появляется в любой обычной семье. Верховная Личность Бога приходит только в семье первоклассных чистых преданных. Ручи и Акути были настолько квалифицированны, что Верховная Личность Бога решила принять их в качестве Своих родителей. Эта квалификация является главным фактором для того, чтобы произвести хорошее потомство. Первое условие состоит в том, что родители должны быть духовно развитыми людьми. Потому, что если родители духовно развиты, дети будут такими же. На поле битвы Курукшетра Арджуна сокрушается, что если будут убиты все достойные кшатрии, собравшиеся там, то каким же будет следующее поколение. Поскольку все достойные кшатрии были собраны на Курукшетре, это означает, что остальные боялись и это говорит об их недостаточной квалификации. Арджуна интересуется, что если достойные будут убиты, а недостойные останутся, то каким же будет следующее поколение. Тогда Арджуна сказал: джайате варна-санкара, «Вся слава недостойному потомству!» Сейчас, в Кали-йугу, мы видим, что если родители недостойны, то каждое следующее поколение рождается все менее квалифицированным, и плохие качества начинают преобладать среди этих детей.

Тридцать-сорок лет назад, когда Шрила Прабхупада еще был с нами, Элвис Пресли был очень  популярен. Он был чем-то неординарным, выходящим за обычные рамки. Вы слышали об Элвисе Пресли? Но сейчас, когда дети слышат о нем, они думают, что это был какой-то толстый и никому не нужный клоун. То есть, некто очень старый и консервативный. Если в то время люди считали его отринувшим нормы морали, то нынешние поколения считают его консервативным стариком. Интересно, что это будут за личности, которые будут считать панк-рокеров слишком консервативными? Знаете кто такие панк-рокеры? Есть такие в Красноярске? Насколько падшей должна быть личность, чтобы считать панк-рокеров очень спокойными, и что у них много джентльменских качеств? Это Кали-йуга и каждое поколение людей становится все хуже и хуже.

В Шримад-Бхагаватам говорится, что, в конце концов, люди настолько деградируют, что родители будут заводить детей только для того, чтобы съесть их. Мы можем думать: «Как это возможно?» Но, видя, как деградирует человеческое общество, можно понять, что этих времен не так уж долго ждать. Находясь в сознании Кришны, мы должны не только надеяться, но и быть уверенными, что дети, рожденные в сознании Кришны, будут хорошими преданными. Поэтому на домохозяев в сознании Кришны ложится большая ответственность. Это не значит, что, будучи мужем и женой, люди могут делать все, что угодно. Нет, в жизни грихастх существуют очень строгие регулирующие принципы.

Иногда Шрила Прабхупада называл семейную жизнь дозволением на чувственные наслаждения. Но, если у вас есть какого-либо рода дозволение, это не означает, что вы можете заниматься всем, чем захотите. Например, у вас есть права на вождение автомобиля, но это не означает, что вы можете ездить по главной улице Красноярска со скоростью двести километров в час и ехать не по той стороне улицы, сбивая людей. Если полиция вас остановит, вы достаете права и говорите: «Нет проблем, мне можно это делать». Или если у вас есть разрешение владеть оружием, вы не можете ходить по Красноярску и стрелять в людей. Когда полиция останавливает вас, вы достаете свою лицензию и говорите: «Нет проблем, у меня есть разрешение». Разрешение может быть, но это не значит, что вы можете делать все, что угодно. Наличие такого разрешения означает, что деятельность, которой вы занимаетесь, требует внимания и осторожности. Вы должны быть осторожны, когда водите машину и когда у вас есть оружие. Поэтому домохозяева в сознании Кришны должны тщательно следовать регулирующим принципам, которые существуют для домохозяев. Если они очень внимательно следуют принципам, то дети, которые появятся в результате такого брака, станут очень хорошими чистыми преданными. Но, если муж и жена занимаются сексом так же, как и обычные люди, то дети, которые появятся у них, будут довольно низкого класса.

Ручи и Акути были очень просвещенными и продвинутыми преданными. Дети, которые появились в результате их брака, были просто замечательными детьми. Здесь Шрила Прабхупада подчеркивает, что мальчик был Верховной Личностью Бога, а девочка богиней процветания, и что Они всегда приходят вместе. Где бы ни появился Кришна, там появляется и Шримати Радхарани. Какую бы форму ни принял Кришна, Шримати Радхарани принимает форму, подходящую для игр Кришны. Когда Кришна явился в Своей изначальной форме, как Кришна, Шримати Радхарани тоже явилась в подходящей форме. Кришна очень игрив и поэтому Он развлекается разными играми. Шримати Радхарани отвечает Кришне взаимностью на игривое настроение Кришны в соответствующей форме. Но, например, когда Господь Кришна явился как господь Рамачандра, у Него было другое настроение. Он был очень гордым, благородным и у Него были очень высокие моральные принципы. Тогда Шримати Радхарани явилась как Ситадеви, которая обладала подобной природой. А Господь Баларама явился как Лакшман, и его отношения с Господом Рамачандрой обрели тот же оттенок аристократизма. И отношения Господа Бала рамы или Лакшмана тоже приобрели этот оттенок. Когда же Господь Баларама приходил вместе с Кришной в Его изначальной форме, Его отношения с Шримати Радхарани были очень дружескими и легкими. Но когда Он явился как Лакшман, Их отношения приобрели формальный оттенок.

Однажды, когда Господь Рамачандра находился в изгнании в лесу, Ситу похитил Равана. Когда Сита была похищена, Хануман и его спутники обезьяны пришли и предложили найти Ситу. Хануман никогда прежде не видел Ситу и он хотел знать, как выглядит та личность, которую он будет искать. Сердце Господа Рамы было разбито, и Он не мог разговаривать с Хануманом, и тогда Хануман обратился к Лакшману: «Пожалуйста, опиши мне жену своего брата». Лакшман ответил: «Мне очень жаль, но я не знаю». Хануман, конечно, был сбит с толку: «Это жена твоего брата и вы провели столько лет вместе, виделись каждый день, а теперь ты говоришь мне, что не знаешь, как она выглядит?» Хануман пытался разобраться в ситуации, и он спрашивал: «Я говорю о Сите, ты же должен знать, как она выглядит». Лакшман ответил: «Да, я знаю Ситу, но я никогда не смотрел на нее выше ее стоп». Тогда он дал прекрасное описание лотосных стоп Ситадеви.

Такова природа взаимоотношений, когда Кришна приходит как Господь Рама. Радха и Кришна и все Их спутники появляются в подходящей форме и подходящем настроении в зависимости от воплощения Господа. Очень важный момент здесь отмечается, что когда дети родились, мальчика отдали Свайамбхуве Ману, отцу Акути. Немного раньше рассказывалось, что был заключен договор между Свайамбхувой Ману и Ручи, что если у Ручи родится мальчик, он отдаст его Свайамбхуве Ману, у которого не было сына. Обычно родители очень привязаны к своим детям, особенно когда дети еще маленькие, и если вы попросите отца или мать отдать вам ребенка, они не будут рады сделать это. Но Ручи был настолько продвинут, что не был привязан к этим отношениям. Поэтому он мог отдать этого ребенка согласно соглашению.

Таким образом, мы видим возвышенный уровень этих личностей. И на примере того, как Сита была похищена Раваной, мы можем понять, насколько сильна эта связь между Ними. Когда Сита была похищена у Господа Рамы, с Ним случилась известная вспышка гнева. Господь Рама был настолько огорчен похищением Ситы, что Он начал очень громко кричать не кому-то, а всей вселенной: «Верните Ситу, верните немедленно! Верните ее немедленно или Я уничтожу все творение! Все планеты и населяющие их существа будут уничтожены, если Мне не вернут Ситу сейчас же!» Любовная связь между Господом и Его спутниками так сильна, что вызывает определенные эмоции у них. Иногда в материальной жизни люди испытывают друг к другу какие-то чувства. В таком романтическом настроении они думают: «О, было бы прекрасно, если бы мы остались вместе навечно!» Молодая девушка встречает красивого юношу, и они испытывают так называемую любовь.

Вы слышали о Белоснежке и принце? В конце этой истории Белоснежка и принц Очаровательный поженились и жили долго и счастливо. Чтобы показать глупость этого выражения, один преданный написал продолжение истории, после того как они поженились.

Белоснежка и принц Очаровательный были настолько похотливы, что у них было, по крайней мере, десять детей. После того, как у Белоснежки родилось десять детей, она уже выглядела не так хорошо. Она стала очень толстой. Поддерживать десять детей очень накладно, поэтому принц Очаровательный разорился. Ему пришлось работать на двух работах. Он постоянно был выжат, и у него не оставалось сил, а Белоснежка все время жаловалась: «Почему ты так мало денег приносишь? Мне нужна одежда и украшения, и нам нужен больший дом». И, в конце концов, они развелись. В материальном мире люди думают: «Наша привязанность так глубока, что хорошо было бы, если бы мы были вместе жизнь за жизнью». Но это всего лишь ловушка майи. Кришна, Шримати Радхарани и Их вечные спутники остаются вместе жизнь за жизнью, вечно.

В материальном мире муж и жена заключают брак, затем у них появляются дети, но через какое-то время они уже не нужны друг другу. Шрила Прабхупада приводил пример того, как мелкие щепки и листья плывут в бурной реке. Она течет очень быстро и бурно, и все эти прутики и листья разбросаны по ее поверхности. Поскольку река очень бурная, то прутик и лист могут секунду другую плыть вместе, но когда движение реки изменяется, прутик и лист разделяются и никогда больше не встретятся. Шрила Прабхупада приводил этот пример, чтобы проиллюстрировать временность материальных отношений. С великими личностями иногда происходит так, что они встречались в прошлой жизни и могут встретиться в следующей, но это очень редкий случай.

В следующей главе Четвертой Песни есть история о том, как Дакша проклинает Господа Шиву. Дакша – очень значительная личность во вселенной, и он проводил очень дорогостоящую йаджну. Он пригласил всех полубогов, включая Господа Шиву. Когда он появился на жертвенной арене, все полубоги встали из уважения к нему за исключением Господа Шивы. С одной стороны, Господь Шива был старше Дакши по рождению и он был также очень продвинутым преданным. Но с другой стороны, Господь Шива был женат на дочери Дакши, Сати. Когда Господь Шива не поднялся, Дакша очень разозлился: «Это мой зять, и он не выказывает мне никакого почтения». И между ними сложились очень неприятные отношения. После этого Господь Шива вернулся домой и сказал Сати, чтобы она больше не ходила и не встречалась со своим отцом. Однако позже Сати, переполненная привязанностью к родственникам, пошла в дом своего отца. Когда она пришла в дом своего отца, он полностью игнорировал ее из-за ее связи с Господом Шивой. Сати так была этим огорчена, что совершила самоубийство прямо на месте. Она села, усилила элемент огня в своем теле, и все ее тело сгорело.

Суть здесь в том, что в следующей жизни Сати родилась как Парвати, дочь Гималаев, и снова стала супругой Господа Шивы. Хотя Господь Шива не находится на том же уровне, что и Господь Кришна, но он и его спутники появляются вместе рождение за рождением. В ведические времена жена после смерти мужа добровольно заходила в погребальный костер, чтобы вновь родиться вместе с мужем. Мы не знаем, есть ли сейчас такие прекрасные мужья, жены которых хотели бы оставаться с ними вместе и в следующей жизни. Но иногда среди продвинутых личностей подобные ситуации случаются. Когда Господь Кришна низошел на землю пять тысяч лет назад, это был третий раз, когда Он родился у одних и тех же родителей. Васудева и Деваки, не в предыдущем рождении, а через одно, были известны как Пришни и Сутапа. В том рождении, чтобы иметь Верховную Личность Бога своим сыном, они совершали суровые аскезы двенадцать тысяч лет. Все, что они ели, это были листья, упавшие с деревьев на землю. Их умы были полностью сконцентрированы на том, чтобы иметь Верховную Личность Бога своим сыном. В результате этого самопожертвования и усилий, Господь явился в их семье как Пришнигарбха. Это воплощение Господа, которое явилось перед Дхрувой Махараджей. В следующем рождении Васудева и Деваки были Кашйапой и Адити. И в тот раз Господь пришел как их сын, Господь Вамана. В следующий раз они были Васудевой и Деваки и Кришна лично явился в их семье. Но нам следует учесть те суровые аскезы, которые они совершали, будучи Пришни и Сутапой, чтобы Господь явился как их дитя.

Последователи ИСККОН тоже могут иметь очень хороших детей. Возможно, не Верховную Личность Господа, но, по крайней мере, очень хорошего преданного, который был преданным в прошлой жизни. Шрила Прабхупада говорил, что полубоги хотят принять рождение в семьях движения сознания Кришны. Потому что это движение сознания Кришны господа Чаитаньи дает прекрасный шанс вернуться обратно к Господу. Полубоги живут многие тысячи лет по нашему исчислению. Но, получив рождение в этом движении сознания Кришны, они за какие-то семьдесят лет могут вернуться обратно к Господу. Для них семьдесят лет это как несколько часов или даже меньше. Очень легко вернуться назад к Господу в этом движении Господа Чаитаньи. Родители в сознании Кришны могут смотреть на своих детей и думать: «Кто это? Господь Брахма или Господь Индра?» Мы можем быть уверены, что у преданных грихастха-ашрама, которые строго следуют регулирующим принципам, родятся хорошие преданные.

Вопрос: Тут рассказывалось, что на поле битвы Курукшетра погибло много достойных кшатриев. Но Кришна говорит, что Он пришел, чтобы уничтожить демонов.

Ответ: Это был план Кришны. Там было убито много демонов, но также погибли и очень хорошие, благочестивые кшатрии. Арджуна сопротивлялся этому, говоря, что если все достойные кшатрии будут убиты, то появится дурное население. Так оно и случилось. Спустя некоторое время после битвы из-за недостатка хороших брахманов и кшатриев человеческое общество начало деградировать. Многие демоничные кшатрии, которые погибли на Курукшетре, приняли следующее рождение в качестве брахманов в Кали-йугу. Один из них был Шрнги, неквалифицированный мальчик-брахман, который проклял Махараджу Парикшита. В принципе, то, чего боялся Арджуна, случилось. Но, в конце концов, это был план Кришны, чтобы битва на Курукшетре состоялась, и демоны кшатрии были убиты. Там, на поле битвы Кришна поведал «Бхагавад-гиту» и восстановил духовную преемственность. Но также Он положил начало Кали-йуги, потому что это тоже является частью Его плана. Если мы будем следовать наставлениям «Бхагавад-гиты» и ученической преемственности, то тьма Кали-йуги рассеется.

Вопрос: Если продвинутые личности рождаются вместе в следующей жизни, будет ли их жизнь материальной?

Ответ: Это зависит от того, каковы причины, по которым они хотят быть вместе в следующей жизни. Но продвинутые преданные молят Господа: «Позволь мне служить Тебе жизнь за жизнью». Нароттама дас Тхакур говорит: «Мое единственное желание – служить преданным жизнь за жизнью». Это определенно духовное желание. Но материально продвинутые личности, которые сведущи в ведическом знании, особенно в разделе карма-кандии, могут хотеть родиться вместе снова, но это уже будет материальная привязанность. Если они материально продвинуты, они могут добиться этого благодаря определенным аскезам. Когда женщина входит в погребальный костер мужа, она сильно концентрирует свой разум на муже. Тогда, если она действительно сконцентрирована на муже, она может быть вместе с ним в следующей жизни.

Вопрос: Вы говорили, что Васудева и Деваки были в своей прошлой жизни Кашйапой и Адити, но в Шримад-Бхагаватам говорится, что они были родителями двух демонов.

Ответ: Кашйапа и Дити. Дити и Адити это сестры. От Кашйапы и Адити произошли все полубоги, начиная с Господа Индры, а от Кашйапы и Дити произошли все демоны. Все, а не только два демона. Это особенные личности. Дити и Адити постоянно ссорились друг с другом. И это отразилось в природе их детей.

Когда дети Дити во главе с Бали Махараджей прогнали Господа Индру с небесных планет, Адити была так расстроена, что провела большое жертвоприношение, чтобы у нее родился сын, который выгонит Бали и восстановит власть Индры. Эта церемония длилась почти год, и в результате появился Господь Вамана. Это Адити и Дити.

Вопрос: В Махабхарате говорится, что некоторые демоны воплотились как святые цари. Не было ли это устроено Господом, чтобы помочь им вернуться в духовный мир?

Ответ: Как правило, люди получают следующее рождение в соответствии с их умонастроением, и если они умирают как демоны, то они не могут родиться святыми. Но дело в том, что многие демоны, которые погибли на Курукшетре, созерцали в момент гибели Кришну и таким образом очистились. А те кшатрии, которые сражались на стороне Кришны, не видели Его и получили рождение как демоничные брахманы в Кали-йугу. Поэтому возможно, что те демоны, которые были убиты Арджуной в присутствии Кришны, очистились. Многие кшатрии которые были убиты Арджуной, вернулись обратно к Господу. В Бхагаватам говорится, что стрелы Арджуны были формой общения с Арджуной. Такая интересная форма садху-санги.

О Кришне рассказывают:

Амар дживан (вариант 1)

1
амар дживан, сада папе рата,
нахико пунйера леша
парере удвега, дийаче дже кото,
дийаче дживере...

Могущество и терпеливость

Шрила Джаядвайта Свами
Лекция по Шримад-Бхагаватам (4.22).
Москва, 12.09.1998
(перевод Вайдьянатхи...

Принципы развития органов чувств

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ 2.10.17 Июнь 2004.

праненакшипата кшут трд антара джайате вибхох

...

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Имена Господа

Калайати найанам

Шри Рамананды Райа

Когда Господь Чайтанья встретил Рамананду Рая, он сказал: «Дорогой Рамананда,...

Прославление Шримад-Бхагаватам

Из «кришна-лила-ставы» Шрилы Санатаны Госвами

Шрила Санатана Госвами родился в 1488 году, за...