04 Дек 2012

Лекция Гопипаранадханы Прабху.
ВВТ-Сочи. 3 Февраля 1996 года.
Шримад-Бхагаватам, Песнь 2, Глава 4, Текст 25.

этад эватма-бху раджан
    нарадайа виприччхате
веда-гарбхо ‘бхиайхат сакшад
    йад аха харир атманах

Дорогой царь, отвечая на вопросы Нарады, Брахма, первый из живых существ, слово в слово повторил все, что Сам Господь поведал собственному сыну, обладавшему ведическим знанием с самого рождения.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Как только Брахма родился на лепестках лотоса, растущего из пупка Вишну, Господь вложил в его сердце ведическое знание. Поэтому его называют веда-гарбхой, ведантистом от рождения. Без ведического, то есть совершенного, безупречного знания невозможно сотворить что бы то ни было. Всякое по-настоящему научное и совершенное знание является ведическим. Из Вед можно почерпнуть информацию по все отряслям знания, и потому это всеобъемлющее знание было вложено в сердце Брахмы, чтобы он мог приступить к сотворению вселенной. Таким образом, Брахме было известно совершенное описание творения, которое поведал ему Верховный Господь Хари. Отвечая на вопросы Нарады, Брахма рассказал ему все, что сам некогда услышал от Господа. Нарада без искажений передал эти знания Вйасе, а Вйаса пересказал их Шукадеве. И теперь Шукадева собирается повторить то, что сам некогда услышал от Вйасы. Таков путь постижения Вед. Смысл Вед, как указывалось выше, раскрывается только через ученическую преемственность, и никак иначе.

Во всякого рода теориях нет никакого смысла. Знание должно основываться на фактах. В мире очень много сложных явлений, который можно понять, только обратившись к знающим людям. Ведическая наука также чрезвычайно сложна и постичь ее можно, только прибегнув к методу, о котором говорилось выше. Другого пути познания этой науки не существует. Поэтому Шукадева Госвами взывает к милости Господа, прося даровать ему способность повторить то, что Сам Господь поведал Брахме, а Брахма -- Нараде. Следовательно, все, что Шукадева Госвами рассказал о процессе творения, не просто некая теория, как полагают материалисты, а подлинные факта. И тот, кто внимает словам Шукадевы Госвами и пытается понять их, получает совершенное знание о материальном творении.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к четвертой главе Второй песни ЈШримад-Бхагаватам”, которая называется ЈПроцесс творения”.

Комментарий Гопипаранадханы Прабху

Человек способен достичь совершенства, несмотря на то, что представления в других религиях и философиях противоположны. Совершенство означает совершенно понимать свое положение. Сейчас наше состояние очень несовершенно, потому что мы не знаем, кто мы такие и какова цель нашей жизни. Как же человек может достичь совершенства, если он не знает, какова истинная цель его жизни? Даже человек с великими возможностями, способностями и талантом обязательно использует их неправильно, ради неправильной цели. Таких примеров неправильного использования своих способностей и талантов очень много в истории человеческой цивилизации.

Все великие цари и политические лидеры старались достичь различных совершенств. Наполеон считал, что он увенчает Францию славой по всей Европе. Он думал что он -- представитель вершины апофеоза человеческой цивилизации. Но что он сделал на самом деле? Он убил сотни тысяч людей. Он просто проложил путь смерти и уничтожения от Парижа до Москвы. Что же это за совершенство? Даже те, кто непосредственно не причастны к убийству, например, великие ученые и люди искусства людской цивилизации не понимают цель жизни. Истинное искусство должно быть использовано для прославления Бога. Если красота и искусство используются не для прославления Бога, то они обязательно будут прославлять майю. Вплоть до четырнадцатого столетия в Европе исскуство и музыка использовались почти исключительно для прославления Бога. Но затем западная цивилизация стала более мирской и материалистичной. И начиная с этого времени мы стали считать поэтов, музыкантов, людей искусства героями нашей культуры. И философы тоже были причислены к их когорте. И позже великими героями стали также ученые. Даже в школах нас учили, что именно эти люди возглавляют прогресс человеческой цивилизации. Мы, наверно, тоже имели такие предрассудки в своих умах и считали, что эти великие люди знают путь к совершенству. Но все эти великие мыслители, люди искусства и другие были глупцами и не знали истинной цели жизни. Они по-своему старались сбить с истинного пути человеческое общество, давая им ложную идею о совершенстве. И это не больше, чем глупость.

К примеру, великий гений Моцарт. Что он знал о цели жизни? Он считал, что цель жизни -- это веселье. Романтическая любовь, разного рода любовные истории -- в этом состояла для него цель жизни. Прабхупада говорит, что такие гении пали с высших планет и в этом истоки их дара. Но этот гений, конечно, не трансцендентный. На протяжении всех этих столетий величайшие умы человечества вели нас по неправильному пути.

Величайшим англоязычным писаталем считается Шекспир. Очень многие поздние авторы заимствовали свои идеи и целые обороты из Шекспира. Но на самом деле Шекспир был атеистом. Просмотрите все его пьесы, и вы почти ничего не найдете в них о Боге. Кроме вводных слов, восклицаний и проклятий. ‘Splud’. Это слово может показаться странным даже людям, которые знают английский. Это сокращенное выражение „Јкровь Бога„” (God’s blood). Аристократы в средние века были люди достаточное средние и неотесанные, поэтому было привычно слышать из их уст всякие оскорбления и ругательства. Но ведь в Библии написано, что человек не должен упоминать имени Господа всуе. Понятно, что вы не можете повторять Јкровь Бога” свободно, походя. Или Јраны Бога”. Потому что, как Иисус Христос страдал на кресте, проливал свою кровь на кресте, получил эти раны, на самом деле должно быть святой тайной, а ни в коем случае не основанием для создания проклятия. Но именно так вели себя люди в Европе, именно такими выражениями они пользовались. Во время великого Возрождения. Итак, чтобы быть немного более культурными и вежливыми людьми, вместо Јраны Господа” они говорили “swounds” (God’s wounds), а вместо Јкровь Господа” -- “splud”. Это единственные намеки на сознание Бога, которые можно найти в пьесах Шекспира. И большая часть английской литературы основывается на гении Шекспира.

Поэтому Прабхупада говорит, что в современном обществе нет никого с хорошим разумом. А в последнее столетие мы тщательно развиваем новые мифы. Мифы о прогрессе. Эти мифы помог развить профессор Гегель. Гегель учил, что история имеет свое собственное направление, и в ней заключен свой интеллект, разум. И история постепенно разворачивается и так проявляет высшее предназначение. Но что это за разум, который заключен в истории, личность ли это, и как вообще развивается история -- он не объяснил. Может быть, это компьютер? Господь вложил программу в этот компьютер и отправился спать? Этого Гегель не объяснил. Но эта гегельянская идея развития истории завладела миром. Вы все изучали в школе марксизм. Он основывается именно на этой идее, гегельянстве.

В капиталистическом мире тоже есть мифы о прогрессе. В первую очередь мы верим в научный прогресс. Мы откроем все тайны природы и достигнем совершенства. Это современное настроение ума. Люди не всегда думали так. Конечно же, думать так -- это неестественно, и думать так -- это просто миф. В 13 столетии люди не думали, что в четырнадцатом жизнь будет лучше, а в двадцатом -- уже совсем совершенной. В основном люди в Европе думали, что ничто не меняется. Они думал, что весь мир находится под контролем Бога, и он стабилен, и ничего подобного развитию истории не существует. В особенности современная вера в то, что наука сделает нас совершенными -- это, пожалуй, самое грубое и неправильное представление из всех, которыми руководствуется человечество. Потому что это представление основывается на совершенно неправильном представлении о том, как все развивается в истории.

Каждый знает, что согласно закону гравитации вещи падают вниз, они не подпрыгивают вверх. Реки стекают с гор, они не забираются вверх по горам. Один из основных законов материальной природы -- закон энтропии. Постепенно, говорится в этом законе, энергия вселенной будет рассеиваться. Возьмите какую-то систему определенной степени сложности. В конечно счете она развалится и обратится в прах, если кто-нибудь не будет следить за всем этим и исправлять разрушения. Посмотрите, у нас в Сочи хороший городской парк, дендрарий, и о нем постоянно кто-то заботится. Чтобы он постоянно был в порядке, в нем работает много садовников, заботятся о нем. Если муниципалитет решит больше не выделять средств для ухода за парком и на садовников, то через год парк превратится в ужасный хаос, в джунгли. Единственный способ предотвратить хаос в материальном мире -- постоянно что-то поправлять и чинить. И чтобы предотвратить хаос, требуется вмешательство живого разума. С материалистической точки зрения на то, как действует природа, в конечном счете все должно обращаться в хаос. На самом деле именно таков истинный ход истории -- все изменяется от хорошего к плохому, а не от плохого к хорошему. Но идея прогресса представляет все наоборот. Сатья-юга продолжалась почти два миллиона лет, затем пришла гораздо более плохая юга, затем еще хуже, а после нее пришла уже самая плохая юга. И это просто закон природы. Чем дальше, тем хуже все становится.

Этого практически никто не понимает, в современном человеческом обществе учат наоборот. Разве мы сможем достичь истинного успеха в жизни, если не будем правильно понимать, что такое мир, история, время, и кто мы сами такие? Это невозможно. Именно поэтому Прабхупада говорит, что в этом мире нет истинного разума. Единственная надежда избежать хаоса в этом мире -- это надежда на вмешательство высшего разума.

Полубоги и великие мудрецы тяжко трудятся, чтобы предотвратить наступление хаоса в этом мире. И они действуют, исходя именно из Ведического знания. Именно оно дает им силу. Ведические мудрецы -- это профессионалы; они очень сведущи в Ведах. Они практикуют медитацию и в своей медитации воспринимают ведические мантры. Именно так мы и получаем Веды в материальном мире. Их привезли не из Сингапура на корабле, оттуда, где их напечатали. Их не получили по СОМу с райских планет. На эту землю они пришли через медитацию великих мудрецов. Конечно, есть много так называемых пророков, которые получили так много всего в своей так называемой медитации. Иногда они получают истинные откровения, а иногда эти откровения -- это безумные идеи, порожденные их умом. Господь дал частичные откровения для частично цивилизованных людей, разной степени истины. Но некоторые так называемые религии -- это плоды измышления людей.

Благодаря христианству, Европа стала более цивилизованной, по сравнению с прошлым. Современная история показывает, что европейцы очень умело убивают людей в двадцатом столетии. Только представьте себе, как же они выглядели до принятия христианства. Наше ВВТ в Швеции расположено на месте древнего поселения викингов. Тогда это был берег океана, но теперь это место находится в 45 км от океана. И рядом с ВВТ находится маленькое черное озеро. Преданные купались там, но у них были странные ощущения -- им снились кошмары, или им казалось, что когда они купаются, кто-то за ноги тащит их под воду. И тогда преданные поинтересовались историей этого места. Они выяснили, что именно в это озеро в древние времена викинги бросали своих детей, принося их в жертву своим полубогам. Таким образом они выполняли человеческое жертвоприношение. Такова была европейская цивилизация до принятия христианства. Конечно же, христианство -- это значительное улучшение. По крайней мере, европейцы больше не убивают своих детей, они убивают чужих детей, сбрасывая бомбы на города. Американцы очень гордились тем, что во время последней войны в Ираке погибло всего 33 американца. Конечно, говорят американцы, нам очень жаль, что погибло сто пятьдесят тысяч иракцев, но что мы могли поделать. К сожалению, это побочные эффекты войны.

Полным откровением духовного знания являются сами Веды. И единственная достойная человеческая цивилизация за всю историю человечества -- это ведическая цивилизация. Именно поэтому сидящие здесь одеты в дхоти и сари, а не потому, что мы притворяемся индийцами. Я думаю, что большинство из нас пришло в ИСККОН не потому, что у нас было желание стать индийцами. Мы одеваемся так и едим дал и чапати потому, что на нас произвело впечатление превосходство ведической цивилизации. Прабхупада учил нас, что это настоящая человеческая цивилизация. А ведической она называется потому, что основана на знании Вед. Ведические мудрецы -- это истинные лидеры человеческой цивилизации. Даже великие ведические цари играли второстепенную роль. И даже полубоги играли второстепенную роль. Они -- просто руководители. А истинные гении ведической цивилизации -- это мудрецы, которые получают знание через медитацию. Личности, подобные Вьясадеве. Они указали истинный путь, по которому должна идти человеческая цивилизация. Бхагаватам -- это Јопус магнум”, или самое великое произведение -- зрелый плод творчества Вьясадевы. Вьясадева отредактировал все ведические произведения, Веды, Пураны, Махабхарату. Он дал различные отрасли знания своим ученикам и их ученикам. Но увенчал творчество Вьясадевы Шримад-Бхагаватам. Бхагаватам дает самое главное и важное знание о том, как достичь совершенства в жизни.

На самом деле ведические тексты представляют собой промежуточные ступени знания. А вершиной человеческого познания является понимание наших взаимоотношеий с Верховной Личностью Бога и развитие любви к Богу. В этом заключается совершенство жизни. Из Библии и Корана можно научиться бояться Бога. Это только начало преданности, это не чистая преданность. Искреннего христианина или мусульманина можно считать вайшнавом, преданным Бога. Мы должны почитать таких людей. Если нам удастся встретиться с человеком, у которого есть истинное смирение, истинная преданность к Богу, то мы должны уважать его. Такие люди должны быть естественными союзникам в борьбе против атеизма и нигилизма.

Но поскольку у них нету трансцендентного знания, их преданность без такого знания несовершенна. Мы должны разыскивать таких людей и помогать им, давая им то, чего им не хвататает в жизни, то есть трансцендентное знание. Прабхупада, обладая трансцендентным видением, понимал, что милость Господа Чайтаньи не только для Бенгалии, а для всего мира. Если националистически настроенные русские люди спрашивают нас, почему мы практикуем какую-то чуждую нам религию, отвечая, мы указываем эту причину. Ведическая цивилизация универсальна. Можно утверждать, что она основа как славянской, так и мировой цивилизации.

Все, что есть хорошего и разумного в этом мире, приходит из ведического понимания. Как бы тяжело ни было сломать эти националистические и другие предрассудки, мы обязаны это сделать. Если мы сможем убедить людей, что мы нормальные, разумные, интеллигентные люди, то это очень поможет. Что мы не негодяи, что мы хорошо знаем законы этики и правильного поведения, знаем, как себя вести. На самом деле преданные Кришны лучше всех знают законы этики и они самые разумные люди в человеческой расе. Просто мы должны тщательнейшим образом стараться не противоречить этим принципам и ни в коем случае не действовать как негодяи и глупцы. Когда у преданных есть определенные отклонения в семейной жизни, и в грихастха-ашраме все идет не так хорошо, то это плохая проповедь. Это заставляеет людей думать, что мы нецивилизованные. Если преданные не одеваются, как культурные люди, не думают, как культурные люди и не ведут себя как культурные люди, окружающие начинают думать о нас дурно. И если мы действуем противозаконным образом, если мы начинаем заниматься контрабандой, или делаем еще что-то противозаконное, когда это выходит наружу, то выглядит очень плохо. Вайшнавы должны быть самыми культурными людьми, лучше всех знать этику и культуру поведения. Поэтому мы обязаны дать образование людям, которые считают, что они очень цивилизованные и культурные, но на самом деле таковыми не являются. Несмотря на то, что цель наша трансцендентна, что мы понимаем, что у нас есть милость Господа Чайтаньи, мы не имеем права действовать как глупцы. Мы должны наилучшим образом представлять Прабхупаду. А это значит, что мы обязаны основывать наше поведение и наше понимание на наставлениях гуру и шастр. Мы должны просто тщательно изучать то, что написано в Бхагавад-Гите и в Бхагаватам, и постоянно обдумывать, как применить в повседневной жизни все почерпнутые из этих книг практические принципы.

Если, например, мне не нравится этот конкретный прасад, я должен тщательно взвесить слова Вед по поводу прасада. Я, конечно, могу думать, что пища должна быть такой, а может, другой, или, может быть, в нее вообще не нужно класть никаких специй. Но в первую очередь нужно учитывать то, что говорят по этому поводу Веды. В ЈАюрведе” содержится целая наука о том, как нужно готовить пищу и как ее есть. Аюрведа -- не мирская наука, она приходит из высшего понимания. Прабхупада дал нам основные принципы Аюрведы, он научил нас правильно питаться, он научил своих учеников готовить. Он сам шел на кухню и показывал, как нужно готовить для Кришны. И многие преданные, которые научились готовить у Шрилы Прабхупады, до сих пор живы и до сих пор готовят прасад, и знания эти доступны. Это просто практический пример. И вообще говоря, знания о том, как жить согласно ведическим стандартам, доступны. Как жить соответственно требованиям ведической цивилизации -- именно на это мы должны постоянно медитировать. Даже несмотря на то, что единственное, что нам нужно делать -- это повторять Харе Кришна. Если мы видим, что наши преданные живут неправильным образом, если они больны и не могут действовать надлежащим образом, то можно заметить, что они не могут как следует, хорошо, повторять Харе Кришна. И если мы не будем понимать практического применения в жизни принципов ведической цивилизации, то люди, которые находятся вне нашего общества и считают себя культурными, будут думать, что мы некультурные. Конечно же, это не означает, что мы сразу же должны отправиться читать ЈМану-Самхиту“ и десятки других книг. Все, что нам нужно знать, уже содержится в комментариях к ЈШримад-Бхагаватам“ и других наставлениях Шрилы Прабхупады. И если мы будем действовать таким образом, то даже на западных людей наше поведение произведет благоприятное впечатление. Единственной причиной того, что сознание Кришны не очень быстро распростряняется, является наша неспособность применить в жизнь ведические принципы. В первую очередь мы должны закончить собственное духовное образование, а затем со всей серьезностью давать его другим.

бхарата-бхумите хайла мануша-джанма йара
джанма сартхата кари кара пара упакара

Господь Чайтанья учил, что каждый, кто получил человеческое тело в Бхарата-Бхуми, должен выполнять 2 вещи: он должен сделать свою жизнь совершенной, приняв сознание Кришны, и он должен помогать другим людям. Вот о чем просит Господь Чайтанья каждого, кто родился в человеческом теле в Индии. И каждый, кто находится в сознании Кришны, уже знает, что такое истинная благочестивая деятельность. Он понимает, что строить больницы и давать деньги пьяным на улице -- это совсем не то, что нужно. Такой человек естественным образом понимает, что необходимо делать, и как проповедовать. Проповедовать не сложно, но прежде чем проповедовать, нужно развить в себе сознание Кришны. И хотя говоря это, Господь Чайтанья обращался к конкретным людям, рожденным в Индии, мы принадлежим к числу тех, к кому обращены эти слова. Потому что, приняв посвящение в ученической последовательности от Прабхупады, мы стали частью ведической цивилизации.

Для нас большой удачей является то, что в следующей жизни мы можем не родиться в Калькутте, в Индии, а можем отправиться прямо к Богу. Приняв инициацию в ИСККОН, мы уже достигли того, чего достигли бы, родившись в Индии. А это означает, что мы уже стали цивилизованными людьми. А поэтому наша цель -- сделать свою жизнь совершенной, и помогать другим людям, готовым принять эту помощь. Другие люди, живущие в Индии, большинство из них, по крайней мере, такой милости не имеют. Великие полубоги стараются поддерживать творение в порядке, однако Калиюга продолжается, и несмотря на их усилия, все разваливается. Они не могут вечно поддерживать порядок в этой вселенной, и поэтому постепенно все идет к хаосу. Даже величайшие брахманы, йоги и благочестивые люди в Индии не могут сделать большого духовного прогресса в Индии, потому что Калиюга развивается дальше. И без милости Чайтаньи Махапрабху даже вайшнавы не могут сделать большого прогресса в настоящей жизни. Даже последователи Мадхва-сампрадаи и Рамануджа-сампрадаи, которые считают, что Господь Чайтанья -- это просто великий святой, не способны достичь совершенства в этой жизни, не предавшись Господу Чайтанье, не признав, что он -- на самом деле Кришна. Поскольку они получили знание в своих сампрадаях, Рамануджа и Мадхава-сампрадаях, они преданные Господа. Таким образом они выживут как цивилизованные люди и следуют принципам человеческой цивилизованной жизни. И конечно, в отличие от большинства людей в современном мире они не родятся в следующей жизни животными. Но даже этим цивилизованным людям в Индии, вайшнавам, не хватает в духовной жизни чего-то очень важного. Без особой милости Господа Чайтаньи они не могут достичь совершенства в этой жизни и не могут помочь в этом другим.

Мы должны убеждать нецивилизованных людей в том, что они слуги Бога. А сделать это можно только если они примут милость Господа Чатайньи Махапрабху. А вот цивилизованным людям не хватает понимания того, кто такой Господь Чайтаньи, и не хватает Его милости.
Итак, движение санкиртаны — это единственная истинная надежда для всего человечества. Мы должны как можно лучше воспользоваться возможностью участвовать в движении санкиртаны.

Вопрос (Анируддха д.): Можно ли сопоставить Возрождение с появлением Чайтаньи Махапрабху? Является ли это совпадением или же это произошло случайно?

Ответ: Это не просто любопытное совпадение. Чтобы подготовиться к принятию милости Господа Чайтаньи, Европа должна была постепенно возвышаться. Ренессанс в Европе был тусклым отражением ренессанса, который проходил в то время в Индии, во время Господа Чайтаньи. Мы знаем, что в то же время, когда развивалось движение Господа Чайтаньи, Христофор Колумб открыл Западное полушарие. И тогда много европейцев отправилось в Америку, пытаясь основать свою так называемую цивилизацию. Так они основали город Нью-Йорк, сначала голландцы, а потом англичане. Они потратили эти 350 лет и миллиарды долларов, чтобы создать этот город, чтобы затем быть готовыми принять Прабхупаду. Чтобы Прабхупада приезал в Нью-Йорк и встретил там своих утраченных учеников. Все это было подготовкой. То есть мы можем смотреть на историю развития европейской цивилизации как на подготовку к принятию милости Господа Чайтаньи.

Вопрос (Хри дас): Вы сказали, что мы стали частью ведической цивилизации, и нам не придется рождаться в Индии, что в этой жизни мы вернемся к Богу. Но с другой стороны, однажды Прабхупада, в Индии сказал, что все должны родиться сначала во Вриндаване, а потом уже уйти в духовный мир.

Ответ: Я никогда не слышал утверждения, что мы должны родиться в Индии. (Его поправляют — во Вриндаване). Хорошо, я думаю, что большинство из нас не будет против рождения во Вриндаване. Правда, такого наставления я тоже не слышал, но это неплохо. Но Вриндаван -- это не Индия, это не материальный мир.

Вопрос уточняют: Говорят, что даже мясоеды и мусульмане из Врин„давана сразу попадают в духовный мир.

Ответ: Да конечно, даже поросята, свиньи, животные тоже уходят. Это большая удача. Мы можем купить билет в Индию, слетать туда, но билет на рождение во Вриндаване мы купить не можем. Мы можем родиться там, только если нам очень повезет, а это происходит по милости вайшнавов. На самом деле я вообще не уверен в том, что Прабхупада давал такое наставление, потому что он часто говорил, что мы можем отправиться к Богу уже в конце этой жизни. Скорее всего, если такое наставление и было дано, то конкретному человеку, что ему еще нужно родиться во Вриндаване ...

Уточнение: У Прабхупады специально уточнили, все или нет, и он ответил, все. Потом мне объяснили, что Прабхупада имел в виду не наш Вриндаван, а также другие вселенные,  в которых он проводит свои игры.

Ответ: Но на самом деле, мы можем принять участие в играх Кришны уже сейчас. Берите книги, выходите на улицу и распространяйте их. Так вы будете участвовать в санкиртане Господа Чайтаньи. Это непосредственное участие в играх Кришны. И после такого участия в играх Кришны, насколько я понимаю, так учит Шрила Прабхупада, вы можете отправиться к Богу. Хотя при обычных условиях мы должны будет еще родиться и принять участие в играх одного из воплощений Кришны, в его проявлении в материальном мире. Но мы можем сделать это прямо сейчас, в этом теле, приняв участие в играх Господа Чайтаньи. ИСККОН -- это игра Господа Чайтаньи Махапрабху. Именно поэтому так сложно быть членом ИСККОН. Не потому, что ИСККОН осквернен, а потому что мы осквернены, и нам, таким оскверненным, очень трудно быть частью целиком духовной деятельности. Иногда нам очень трудно понять, увидеть духовную природу святой дхамы. Мы видим нищих, множество людей, который стараются как-то вытянуть наши деньги. Или мы неделю сидим в туалете. Так что даже если физически мы присутствует во Вриндаване, нам очень сложно оценить это место по достоинству. То же самое относится к ИСККОН. Поймите, что это духовное существо, но нам трудно увидеть это при нашей оскверненности. Все, что требуется от нас -- это развить каждому полное сознание Кришны, и тогда ИСККОН расцветет во всю силу. А как это сделать? Как развить в себе чистое полное сознание Кришны? Прабхупада учил нас сотрудничать, помогая друг другу развивать сознание Кришны. Именно так, сказал Прабхупада, мы станем чистыми. Посмотрите на тех, кто руководит сегодня нашим движением. Как они стали такими, какие они есть? Потому что именно эти преданные прилагали большие усилия для того, чтобы сотрудничать вместе, выполняя желание Прабхупады. Так они стали руководителями нашего движения. Мы также можем стать совершенными, если будем сотрудничать и действовать заодно ради целей ИСККОН. Чтобы достичь чего бы то ни было значительного, нужно тяжело работать. Мы должны рассудительно выбирать, какие аскезы нам следует принять. Не очень практично и важно поститься на винограде 6 месяцев. Или выдумать из собственной головы другие аскезы. Гораздо большей аскезой являются наши попытки сотрудничать друг с другом. Это достаточно сложно. Мы не можем притворяться парамахамсами, показывая, как любим все живые существа. Развить это качество мы сможем позже, на другой ступени. А уровень совершенства, которого нам нужно достичь сейчас -- это уровень, на котором мы сможем жить вместе и сотрудничать с собственными братьями и сестрами в Боге, живя с ними в одном здании. Это наша аскеза и наше совершенство, и когда мы достигнем этого уровня, то сможем перейти на следующую ступень.

Вопрос (Раса Расешвара дас): Почему последователи Рамануджа и Мадхва сампрадай не принимают Господа Чайтанью как Господа? Ведь вроде бы у вайшнавов не должно быть зависти, и должно быть знание. Прочитав научное объяснение Вед, сиддханты Вед, как преданного служения, например, Рупы Госвами, биографов Господа Чайтаньи, казалось бы, все сомнения развеиваются. Почему, являясь вайшнавами, цивилизованными людьми, они не понимают такого очевидного факта, даже имея н„аучные подтверждения.

Ответ: На самом деле, величие Господа Чайтаньи не очевидно для всех. Этого не видят самые развитые ученые ведической культуры. Даже вайшнавы не понимают величия Господа Чайтаньи. Ведешу дурлабхам. Господь Брахма говорит, что невозможно полностью понимать величие Кришны с помощью ведического знания. Это возможно посредством атма-бхакта, преданного служения Господу. Мы можем получить преданное служение только с помощью представителя Господа Ча„йтаньи. Многие представители других сампрадай получили милость Господа Чатайньи, когда он был на планете. Но современные представители этих сампрадай не находятся на таком духовном уровне. Они привязаны к своим духовным руководителям, и считают, что у них нет необходимости следовать преданным „Господа Чайтаньи. Они получают милость Кришны, но полной милости Господа Чайтаньи они не получают, потому что не могут предаться Ему. Им кажется, что у них есть совершенное знание и совершенные наставления, ведь ни Рамануджачарья ни Мадхвачарья не говорили: ЈПредайтесь Господу Чайтанье”.

На самом деле Бхактивинода Тхакур описывает в Навадвипа-Дхама Махатмье, как и Рамануджачарья и Мадхвачарья встретились с Господом Чайтаньей. Но Он сказал и одному и другому: ЈНе открывайте этого пока никому. Пока что эту тайну нельзя открывать”. И те, кто сегодня следует этим двум школам, привязаны к своему знанию и думают, что это знание совершенно. Но если они будут общаться с членами ИСККОНа, с теми, кто имеет милость Чайтаньи, то они могут получить эту милость. Именно этого им не хватает. Им не хватает милости Господа Чайтаньи, которая приходит через преданность Ему.

Вопрос (Раса Расешвара дас): Каким же образом эта тайна стала доступной нам?

Ответ: Для простых людей это проще. Мы ведь никогда не думали, что мы знаем все о Кришне. Может быть, кто-то когда-то прочел в нашей Большой Советской Энциклопедии какой-то абзац о Кришне. И потому, когда Прабхупада говорит нам о Кришне, мы принимаем все, что он говорит, и принимаем его слова о том, что Господь Чайтанья -- это Кришна. Мы не знали раньше ничего о Кришне, мы принимаем все. Мы не были какими-то изощренными умами, не знали много, и потому легко приняли все, что узнали о Нем.

Когда конкистадоры прибыли в Мексику, там было множество индейцев, поклонявшихся различных духам, призракам и прочим существам, и многие из этих сразу приняли христианство. Это не было сложно для них. Индейцы не были изощренными людьми, не взвешивали противоречия между христианством и собственными религиями, и сравнительно легко приняли христианство. Так что варварам, людям некультурным, аборигенам проповедовать проще. Опасность в том, что они падут, если не очистятся от своих старых заблуждений и предрассудков. Или они могут стать сентименталистами и не получить истинное знание. Христиане обн„аружили в Мексике, что индейцы очень легко принимают христианство и рады следовать ему, но одновременно они с той же радостью следуют своим религиям, занимаются черной магией. По праздникам они ходят в соборы, выстаивают мессу, потом выходят из собора и где-нибудь за пределами храма перерезают горло цыплятам и поклоняются всяким существам. Возможно, месса еще продолжается, но они выходят с мессы и сразу же начинают выполнять свои ритуалы черной магии.

Мы легко приняли милость Шрилы Прабхупады, но перед нами сейчас трудный этап -- мы должны стать цивилизованными людьми. Мы должны отказаться от своей черной магии и предрассудков, и стать настоящими ведическими людьми, вайшнавами и брахманами.

Вопрос (Саулюс): Когда вы говорите Јстать цивилизованными”, то это значит жить в сельской местности? Вторая часть вопроса -- что делает в настоящее время Джи-би-си в этом направлении?

Ответ: Жизнь в сельской местности -- это идеал. Вриндаван -- это высочайший идеал, но есть также и Дварака. И потому ведическая цивилизация существует даже в больших городах. Если человеку нравится жить в Двараке, он может отправиться в Двараку и жить в большом городе. А если ему более импонирует жизнь во Вриндаване, он может жить в деревне. Обычно проповедь сводится к большим городам. Конечно, мы можем быть преисполнены энтузиазма и желания жить на ферме, но это не означает, что все должны стать фермерами. Джи-би-си следует наставлениям Прабхупады и старается воплотить их в жизнь, создавая фермы. Развивать фермы преданным нелегко. В основном это делается не в таких широких масштабах, поскольку это очень нелегко. Очень часто случается, что мы покупаем большие участки, но создать ферму, которая будет хорошо развиваться, не так то просто... Для того, чтобы ферма развивалась, нужны опытные в сельском хозяйстве люди. И у нас не так много опытных фермеров. Нельзя, чтобы ферма превращалась в место, куда храм будет отсылать людей либо сумасшедших, либо тех, кто не может ни с кем ужиться в храме. На самом деле чтобы жить и успешно работать на ферме, недостаточно иметь желание удрать из города. Нужно еще иметь желание тяжко трудится. Для этой страны, насколько я понимаю, это очень важно. Здесь должны быть фермы преданных. Особенно учитывая, что на рынке практически нет никаких овощей. Нечем кормить Божества и преданных, чтобы они были здоровы. Но люди в этой стране имеют дачи, и выращивают овощи у себя на даче. Одна из причин того,что у преданных должны быть фермы -- это та, что они должны иметь овощи, чтобы предлагать их Кришне. У нас есть прекрасная книга кухонных рецептов на русском. И там сотни рецептов, но большинство ингредиентов нельзя добыть в этой стране. И для того чтобы люди почувствовали истинный вкус прасада, мы должны выращивать в этой стране хотя бы некоторые виды овощей. Джи-би-си имеет очень большое желание развивать этот проект, но должны быть преданные, готовые исполнить этот проект. У Джи-би-си слишком много обязанностей, они не могут сами доить коров и работать на поле.

О Кришне рассказывают:

День Явления Господа Рамачандры

1999г. Лекция Вайдьянатха прабху. Беговая.

Чанакья Пандит говорит, что мудрый человек, сведущий...

Погружение в экстаз по милости Кришны

Бхакти Чайтанья Свами, Бг. 8.20, 22.07.97, Красноярск.

парас тасмат ту бхаво нйо вйакто вйактат...

Вриндадевйаштака

8  молитв-прославлений  Туласи

1
гангея  чампея  тадид  вининди
рочих праваха снапитайма вринде

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Имена Господа

Мы должны доверять Кришне

Бхакти Чайтанья Свами, Бг 2.37-38, 08.08.99, Красноярск.

хато ва прапсйаси сваргам джитва ва...

Амара джибана (вариант 2)

Песня Бхактивиноды Тхакура

амара джибана, шада папе рата
нахико пунйера леша
парере удвега,...