07 Дек 2012

Шрила Джайадвайта Свами
Лекция по Шримад-Бхагаватам (4.22)
Москва, 14.09.1998
(перевод Вайдьянатхи прабху)

Джая Радха Мадхава...
Ом Намо Бхагавате Васудевая...

Шикшая – ученостью, ашчарье – богатством, химаван ива – как Гималайские горы, кувера – хранитель райских сокровищ, ива – как, коша адья – в обладании богатствами, гупта арта – секреты, варуна – полубог Варуна, ятха – как.

Перевод: Разумом и ученостью Махараджа Притху не уступал Ямараджу, повелителю смерти. Он был богат, как Гималайские горы, хранящие в своих недрах неисчерпаемые запасы драгоценных камней и металлов. Сокровища Махараджа Притху не уступали сокровищам Куверы, казначею райского царства, и разгадать его секреты было также невозможно, как проникнуть в тайны полубога Варуны.

Комментарий: Ямараджу, или иначе Дхармараджу, повелителю смерти, приходится судить преступных живых существ, которые всю жизнь занимались греховной деятельностью. Поэтому он должен лучше кого бы то ни было разбираться в судебных делах. Притху Махарадж тоже был сведущ в этих вопросах, и приговоры, которые он выносил своим подданным, всегда точно соответствовали тяжести совершенных ими преступлений. Стать богаче его было так же трудно, как определить запасы полезных ископаемых и драгоценных металлов, хранящихся в недрах Гималайских гор. Поэтому в данном стихе его сравнивают с Куверой, хранителем райских сокровищ. Выведать его секреты было так же невозможно, как проникнуть в тайны полубога Варуны, во власти которого находится вода, ночь, и западная сторона горизонта. Варуна всеведущ и к нему обращаются с молитвами о прощении грехов, поскольку именно он наказывает за них. Кроме того он насылает болезни и водит дружбу с Митрой и Индрой.

Лекция.
Здесь продолжается описание того, как Махарджа Притху, могущественное воплощение Господа Кришны, проявлял все качества полубогов. Дхармададж ива шикшая – по своей учености он был подобен Ямараджу. Среди тех, кто присуждает наказание – Ямарадж является представителем Кришны. Таким образом он должен знать законы дхармы, потому что ему приходится судить людей. Об этом мы уже говорили в прошлой лекции. Ашчарве химаван ива – Гималайские горы настолько богаты драгоценными камнями и полезными ископаемыми, что Махараджа Притху сравнивают с ними. В Гималаях очень много различных полезных ископаемых: золота, драгоценных камней, полезных трав. Кувера ива кошадье – и по богатству своему он сравнивался с Куверой, хранителем сокровищ полубогов. Гуптартхо варуно ятха – по умению хранить тайны он был подобен полубогу Варуне. У царя должны быть какие-то тайны, он не открывает свою душу каждому. Разумеется, это не значит какие-то страшные тайны. Политики современности имеют за душой очень много тайн, которые лучше, чтобы никто не знал. Потому что если люди узнают об этих тайнах – его изгонят с его места, за разврат, за деградацию, за еще что-то... за преступные действия. Современные лидеры имеют очень много вещей, которые им приходится хранить в секрете, потому что они ведут себя как уличные собаки. Но так как они не настолько хорошо владеют собой, им очень трудно хранить свои секреты в тайне. Теперь все секреты американского президента опубликовали в ИНТЕРНЕТе. Это 300 страниц различных жутких секретов, которые, как говорят, читаются как некий порнографический роман, опубликовали в качестве официального доклада Конгрессу. Точно так же недавно была опубликована книга знаменитым журналистом, который написал свою книгу о тайнах Президента Кеннеди. Как он выиграл выборы с помощью денег мафии, как он охотился за женщинами, как он страдал хронически от венерических заболеваний... Все эти секреты – все они опубликованы.

Прежде всего, у Притхи Махараджи не было таких секретов. Его секреты были дипломатическими тайнами. Если вы хотите достичь цели, то иногда вам нужно делать это молчком. Чанакья Пандит тоже говорит, что не делитесь с другими своими планами – исполняйте их. Потому что если вы заранее поделитесь своими планами, то кто-то может расстроить их. Поэтому тихо, молчком, исполняйте свои планы. Царю приходится делать это. И Притху Махарадж очень с большим искусством хранил свои секреты. Среди лучших способов сохранить тайну втайне является мауна, или лучший способ сохранить тайну в тайне. Мауна – молчание. Говорится, что как только о чем-то, о какой-то тайне знают двое, то это уже больше не тайна.

Таким образом, молчание – это самый лучший способ хранения секретов, поэтому среди всех этих вещей он представляет Кришну. Гуптартха. Артха означает цель. Гуптартха означает, что он хранил свои цели в секрете. Артха значит также богатство. И Прабхупада говорит, что тоже лучше не рассказывать другим людям о своем богатстве. Как например, самые богатые люди, бизнесмены, никто на самом деле не знает, сколько у них денег. И с их стороны было бы не очень разумным, если бы они стали публиковать свои отчеты. Лучше, если они будут хранить это в тайне. Шрила Прабхупада также говорит, что у преданных также есть свое секретное, тайное богатство. Прабхупада говорит, что преданные хранят свои тайные сокровища у лотосных стоп Господа. Раджа-гухьям, это самый большой секрет, самая большая тайна. Каким образом живое существо может занять свое идеальное состояние в служении Кришне. В Бхагавад гите Кришна говорит, что это самое тайное, самое сокровенное знание – преданное служение Господу Кришне. Хотя Шрила Прабхупада говорит, что этот секрет открыт для всех, однако, далеко не каждый поймет эту тайну. Далеко не каждый понимает ее, потому что Кришна охраняет эту тайну. Дхармасья таттвам нихитам гухайам – эта тайна доступна только тем, кто следует по стопам махаджан. В этом случае тайна преданного служения раскрывается человеку. Это подобно меду, вкус меда недоступен никому, он является тайной для любого, кто не может открыть эту банку. Можно смотреть на эту банку, можно говорить об этой банке, слушать о вкусе меда, размышлять о вкусе меда, но до тех пор, пока вы не раскроете банку с медом – вы на самом деле не постигнете этот вкус. Философы, размышляющие об Абсолютной Истине всего лишь облизывают эту банку, но не могут ощутить вкус меда.

Но даже в преданном служении есть темы, которые на доступны всем и каждому. Они не предназначены для каждого. Это не то что тайны, но эти темы не нужно обсуждать среди людей, не обладающих должной квалификацией. Это сокровенные игры Кришны. Они не предназначены для обычных людей. Для обычных людей мы как правило, обсуждаем, что я – не тело, я – душа, что Кришна – владыка всего, и Кришна повелевает всем, Кришна стоит надо всем. Более сокровенные темы, касающиеся Кришны, предназначены для тех, кто очистился. Эти темы нельзя обсуждать с людьми, которые не совершают тапасью и не стоит обсуждать их с непреданными, а также с теми, кто не занимается преданным служением, а также с теми, кто завидует Кришне. Люди, завидующие Кришне, не преданные, люди, которые идут на поводу у своих чувств, гедонисты, не могут понять Кришну. И с ними не стоит обсуждать эти темы. В Библии тоже говорится, что не нужно метать бисер перед свиньями. Свинья будет просто топтать этот бисер. Они не смогут оценить этот жемчуг. Шрила Рупа Госвами говорит, что человек, достигший совершенства в преданном служении, полностью постиг Кришну, но он не трубит об этом повсюду. «Я видел Кришну прошлой ночью, Кришна танцевал с гопи, Кришна делал это... А я был там, и я делал еще что-то... Как жалко, что вас там не было... Я великий, я – чистый преданный...» Шрила Рупа Госвами говорит, что об этих вещах нужно молчать и хранить их в секрете. Сиддха-рупена – человек может достичь совершенства, но он не рассказывает об этом другим. Но внешне он ведет себя как садхака-рупена, человек, который совершенным образом выполняет все правила и ограничения. Госвами были совершенными преданными, они находились в своей сварупа-сиддхе, они осознали свою собственную природу, но внешне они вели себя как люди, которые неукоснительно выполняют все правила и ограничения. Они каждый день читали очень строго и неукоснительно определенное количество кругов мантры Харе Кришна, и они не просто повторяли мантру, но и каждый день обходили холм Говардхану, кланяясь в дандавате. И они очень строго ограничивали себя в еде и сне, а также во всех других потребностях своего тела. Таким образом они вели себя идеально, показывая пример, как неофиты должны заниматься преданным служением, как нужно исполнять предписанные обязанности. В Бхагавад гите Кришна говорит, что даже Я исполняю Свои предписанные обязанности. Если бы Я не исполнял Свои предписанные обязанности, то все бы скатилось в ад. Все бы подражали Мне. (Цитирует стихи из Бхагавад-гиты) Даже до этого Кришна говорил, что у человека, который осознал себя нет необходимости исполнять свой долг, но у него нет также причин, по которым он бы не исполнял своего долга. Поэтому он действует из чувства долга, без привязанности, для того, чтобы научить других. Поэтому цари, подобные Махараджу Джанаке, прилежно исполняли свой долг, для того, чтобы показать пример другим людям. Все то, что делает человек, стоящий во главе – другие следуют его примеру. Говорится: ятха раджа татха праджа – каков поп, таков и приход. Разумеется, в демократическом государстве эту поговорку можно переиначить: каковы подданные, таков и царь. Как говорится в Шримад-Бхагаватам, обычные люди в Кали-Югу становятся подобны свиньям, ослам, собакам и верблюдам, и поэтому они выбирают самых лучших свиней, ослов, собак и верблюдов в качестве своих вождей. Он таким образом подает пример, как нужно вести себя как идеальное животное, и соответственно, этот заколдованный круг продолжается.

Однако, в ведическом царстве царь был идеальным примером, и он подавал пример всем своим подданным. Кришна говорит, что во всех трех мирах Я не должен ничего делать, у Меня нет никаких обязательств, Я Сам создал систему Варнашрамы, но я не должен следовать этим правилам, потому что Я не являюсь частью этой системы. А также Я ни в чем не нуждаюсь, Мне не нужно ничего, но, тем не менее, я исполняю свои предписанные обязанности. Хотя у Меня нет никаких обязанностей, тем не менее Я следую этой системе. Потому что если бы Я не исполнял Своих обязанностей, то все остальные следовали бы Моему примеру. «Кришна не выполняет Своего долга, почему я должен исполнять свои обязанности?» Поэтому Сам Кришна, живя в Двараке, подавал идеальный пример того, как должен жить семейный человек, царь, правитель. Стоило петуху прокукарекать рано утром, Кришна сразу же вставал с постели и начинал исполнять предписанные обязанности. Поэтому Шрила Прабхупада говорит, что Рукмини деви ненавидела кукарекание петухов, потому что Кришна вставал с постели и отправлялся к Себе работать. И Шрила Прабхупада говорит, это значит, что любой семейный человек, как бы хорошо и тепло ему не было в постели, он должен вставать рано утром, при первых петухах и отправляться на мангала-арати. Кришна совершал омовение, раздавал милостыню, кормил коров, и занимался всем тем, что необходимо, что должен делать царь. Он медитировал утром. Разумеется, Он медитировал на Самого Себя. Потому что Васудевах сарвам ити – Кришна есть все сущее. Он – Брахман, Параматма и Бхагаван, на что бы мы не медитировали – мы будем медитировать на Кришну. Поэтому Кришне приходилось тоже медитировать на Самого Себя. Однако, Прабхупада говорит, что это не значит, что мы должны медитировать на самого себя. Мы не есть верховный повелитель. Таким образом, Кришна исполнял Свои обязанности. «Потому что, говорит Он, если бы я не выполнял Своих обязанностей, то весь мир бы погиб.» Снова Кришна упоминает ту же самую мысль, что если это бы случилось, то Я был бы причиной нежелательного населения. Мы говорили об этом в одной из лекций в связи с философией майавады, что в конечном счете деградация человечества приводит к появлению нежелательных детей. Майавада, безличностная философия, философия имперсонализма приводит к тому, что человеку становится очень скучно, и от скуки он начинает заниматься сексом, а в результате секса появляются нежелательные дети.

В Первой песне Шримад-Бхагаватам также говорится, что если подрывается авторитет царя и власть царя ослабляется, то люди пускаются во все тяжкие и ведут себя как собаки и мартышки, и также появляется нежелательное население. Арджуна приводит тот же самый аргумент, от говорит, что если я убью людей, которые стоят во главе рода, уважаемых членов семьи, то тогда, соответственно, женщин можно будет легко сбить с толку, и в результате этого они развратятся и появится нежелательное население. И шанкаро наракай эва – это значит, что в результате этого мир превратится в ад. Идея трех с половиной принципов также приводит нас к тому же самому. Если мы думаем, что сексуальные половые отношения в браке – в этом нет ничего страшного, для того, чтобы у нас усилилась любовь к своим супругам, то что произойдет в результате этого? Вы разве не знаете биологии? Вы не знаете, что получается в результате этого? Секс подразумевает беременность. Может быть, не всегда. Но достаточно часто. Особенно, если вы хотите очень сильно любить друг друга, то раньше или позже любимая жена подойдет к мужу, и заикаясь, скажет: «Я немножко беременна.» И муж схватится за голову. Только потому, что воспитывать детей очень дорого нынче. Это очень дорогое удовольствие. Я не знаю, сколько стоит вырастить ребенка здесь, но в Америке это целое состояние. Нужно сначала заботиться о ребенке до его рождение, потом платить за роды, затем о новорожденном, и это в обычном случае, когда роды проходят без осложнений. Если получаются какие-то осложнения, то Господь да сохранит ваш карман. И это только рождение, а потом за ребенком нужно ухаживать, его нужно одевать, его нужно лечить, и он вырастает из своей одежды каждые полторы недели. Ему нужны игрушки, и ему нужно ходить куда-то, ему нужно дарить подарки на день рождения, ему нужно давать образование, и образование в наше время, практически, недоступно никому, столько нужно платить. Чтобы послать ребенка в хорошую школу и в конце-концов в институт – это десятки тысяч, сотни тысяч долларов для одного ребенка. И когда люди не могут сдерживать себя, и очень сильно любят друг друга, то дети появляются один за другим – один, два, три, четыре, пять... И чисто исходя из экономических соображений – это невозможно сделать все это. Вам нужно работать, работать и работать, и все равно вам не хватит денег, чтобы оплатить все эти расходы. Лучше, чтобы ваши расходы были более низкими. И в конце-концов очень любвеобильные люди, они говорят, да мы решили эту одну проблему, мы избавились от всех этих ограничений и можем предаваться любви. Мы приспособили все это и у нас теперь на одно правило меньше. Однако, возникает другая проблема – наша жизнь переворачивается вверх тормашками, от того, что у нас появляются эти дети, которых мы не хотим. И если позволить этому продолжаться, нам придется работать как карми, мы в конце-концов разочаруемся и будем очень несчастны, мы не сможем обрести Сознание Кришны, поэтому нам придется предпринять какие-то меры, касающиеся этого. И тогда мы делаем следующий шаг: либо противозачаточные средства, либо аборт. Это все практично, это разумно, в конце-концов это Кали-юга, мы живем не в ведическое время с вами. Потому что мы должны быть честными перед самими собой. В конце-концов мы доходим до этого. Вы становитесь перед выбором: либо у вас появляется много нежелательных детей, либо вы убиваете этих нежелательных детей. Санкаро наракай эва – таким образом это все приводит к тому, что жизнь человека превращается в ад. Каким образом женщина-мать может развиться до естественного живого человека, если она убивает своего ребенка? Это невозможно. Мать подразумевает, что она любит своего ребенка. А ради своих наслаждений приходится убивать детей. Это неестественная жизнь, и все эти механические приспособления также не являются естественными. Собаки и кошки живут естественной жизнью, но человек не предназначен для такой жизни. Поэтому естественная жизнь для человека значит самоограничение. И Бхагавад-гита предназначена для людей, которые хотят ограничивать себя. Поэтому мы читаем здесь, что эта книга, это знание не предназначено для тех, кто не готов к тапасье, ограничениям. Тех, кто не готов ограничить себя в чем-то. Любая система йоги основана на самоограничении. Самоограничение помогает человеку прогрессировать и развиваться духовно, и таким образом он сможет понять тайну преданного служения. Другое значение гупрартха – артха также значит «смысл». Преданное служение исполнено смысла. И без преданного служения Кришне жизнь становится бессмысленной. И каждый стих в Шримад-Бхагаватам исполнен смысла. Шри Чайтаньйа Махапрабху дал 64 различных объяснения стиху Атмарама. Атма может значить это, может значить это – столько значений. Грантха значит это... Урукрама значит то.... И если взять все возможные сочетания этих слов, смысловые сочетания, то мы получаем 64 различных смысла, которые Шри Чайтаньйа Махапрабху объяснил Сарвабхауме Бхаттачарье. И позже Санатана Госвами сказал: «Я слышал, что ты объяснил 64 смысла этого стиха ему, не мог бы ты объяснить это мне?» И Чайтаньйа Махапрабху опять дал 64 объяснения смысла этого стиха. И сказал: «О, просто находясь рядом с тобой, я подумал еще об одном значении.» Но дальше он сказал: «На самом деле все это неисчеспаемо, беспредельно». Потому что Шримад-Бхагаватам так же неисчерпаем, как и Кришна. Это значит, что каждый стих Шримад-Бхагаватам неотличен от Кришны. Каждый слог, каждое слово неотличен от Кришны. Поэтому каждый слог в Шримад-Бхагаватам имеет очень много смыслов и оттенков. Потому что Кришна безграничен. Поэтому мы можем наслаждаться безграничным количеством значений стихов Шримад-Бхагаватам. И ачарьи являются теми самыми людьми, которые могут погрузиться в этот безграничный нектар Шримад-Бхагаватам и извлекать значение из этих стихов. Мы читаем эти стихи и мы понимаем какой-то смысл. Точно так же, как мы смотрим на океан и мы видим что-то в океане. Но исследователи морских глубин могут погрузиться в эти глубины и найти там жемчуг, драгоценности и много-много всего другого. И когда мы читаем комментарии Шрилы Прабхупады – мы получаем эти смыслы, значения, извлеченные по частям из парампары. Поэтому эта драгоценность Шримад-Бхагаватам является великим даром всему миру.

Вопросы?

Вопрос: Чанакья Пандит говорит, что не нужно делиться планами, но Рупа Госвами говорит, что нужно раскрывать свое сердце, при каких случаях это нужно и при каких случаях не нужно.
ДС Поэтому человек должен обладать разумом, способностью различать. Человек должен понять: этим я должен поделиться, а это я должен сохранить в тайне. Как Шрила Прабхупада знал, о чем стоит говорить снова и снова, а о чем стоит лучше промолчать или лучше почти не говорить. Не то, что он был скупцом, но он знал, что этим нужно делиться, а это нужно держать в секрете. Он дал наставления, что в нашем журнале можно обсуждать только эти темы, в книгах можно обсуждать что-то другое. Он сказал, что танец раса не нужно обсуждать на страницах Бэк ту Годхен, но Шрила Прабхупада говорит, что в своих книгах я буду писать об этом. Поэтому человеку нужно обладать способностью различать и способностью делать выводы. Особенно это относится к делу, к бизнесу. Бизнес подразумевает, что мы должны быть немножечко хитрыми. Шрила Прабхупада говорил, что с хитрецами нужно быть хитрым. И с людьми, которые пытались напасть на Сознание Кришны, Шрила Прабхупада не очень-то делился своими планами. Потому что с хитрецами нужно быть хитрым. И Шрила Прабхупада обычно перехитрял их. Но распространяя учение сознания Кришны Шрила Прабхупада также был очень щедрым, он давал людям это богатство трансцендентного знания, такое великое множество книг.

Вопрос: Во Второй песни, десятой главе третий стих говорится, что материальное эго состоит из материального ума и разума, но в то же время, мы знаем, что аханкара это покрытие души. Как это понимать?
ДС Я должен посмотреть на этот стих.
Еще вопросы?

Вопрос: Иногда у преданных бывают такие крайности, что они вообще не говорят о Кришне, не то, что сокровенные вопросы, а вообще ничего.
ДС Эти люди не являются скупыми, они являются очень щедрыми – щедрыми на майа-катху. Все должны говорить о чем-то. Поэтому если мы скупимся на Кришна-катху – мы будем щедрыми по отношению к майа-катхе. Мы должны говорить о Кришне. Это не значит, что как только мы видим кого-нибудь, мы бросаемся на него и говорим: «О, я прочитал такое в книге, такое в этой книге, это просто потрясающе. О, у меня есть еще одна книга, я прочитал там такое...» Такие люди читают книги, которые предназначены для парамахамс, но они до сих пор толком не поняли, что они есть не это тело, а душа. В конце-концов, что произойдет, они начинают путать то, о чем они читают, и тот уровень, на котором они находятся, осознают. И под вывеской духовной жизни они читают о чем-то, что им кажется простыми любовными делами юноши и девушки. И так как они еще не являются опытными преданными, то это просто возбуждает их ум и порождает аналогичные желания в их уме. И в конце-концов они падают. И если они хотят испытать трансцендентный экстаз, то они смешивают одно с другим, и они говорят: «То, как я это смешиваю – это трансцендентный опыт. Все то, что я испытываю обладает глубоким трансцендентным смыслом.» Это сахаджия, секта. Они смешивают самое высшее с самым низшим. Шрила Прабхупада говорит, что они приносят грязь в облик трансцендентного. Насчет этого нужно быть осторожным. Поэтому лучше следовать ачарьям, и не перескакивать, не обладай должной квалификацией к темам, которые нам недоступны, но постепенно-постепенно-постепенно нужно очистить сердце, чтобы в один прекрасный день, достигнув зрелости, мы могли понять это. Шрила Нароттама Дас Тхакур говорил: вишая чария хобе – когда же ум мой очистится полностью от всех мыслей о чувственном наслаждении? Только в этом случае я смогу понять Шри Вриндавана-дхаму и игры Шри-Шри Радхи и Кришны. До этих пор я не смогу понять. Я по-прежнему должен очищать свое сердце, следуя регулирующим принципам и следуя этому постепенному пути самоочищения, вставая рано утром, поклоняясь Божествам, повторяя свои 16 кругов, читая книги, посещая лекции. Есть очень много принципов преданного служения. Таким образом, чтобы в результате практики я полностью очистился, и когда я полностью очищусь – то тогда я смогу понять сам все. Это невозможно заставить сделать себя, это невозможно имитировать, человек не может ничего такого сделать, чтобы сразу получить возможность войти в эти сокровенные темы. Поэтому Шрила Рупа Госвами рекомендует, что прежде всего нужно с энтузиазмом заниматься преданным служением, что нужно быть уверенным, твердым, убежденным, что нужно следовать методу преданного служения, который дали предшествующие ачарьи, избавиться от дурного общения и общаться с преданными – и тогда всего можно будет достичь. Вы не можете заставить Солнце встать в 3 часа утра. Но если вы проявите терпение, то в свой срок Солнце встанет по своей воле. Поэтому нам нужно ждать, ждать терпеливо этой зрелости, и тогда мы сможем понять все эти сокровенные темы.

Вопрос: Можно ли сказать, что гуны материальной природы действуют в соответствии с нашим желанием, если мы не осознаем наши желания, чего мы хотим, и контролируем наши желания, мы не сможем заниматься преданным служением?
ДС Не совсем правильное утверждение. Если мы говорим, что гуны материальной природы действуют по моему желанию – я должен понять, кто я такой, поэтому сначала я должен понять, чего я хочу. Давай-ка я загляну в свое сердце и посмотрю, чего же я хочу. Я хочу этого, и этого, и этого. Если я честен перед собой, то я еще и этого хочу. И этого тоже... И очень скоро мы начинаем размышлять и думать над всем, и медитировать на все чего мы хотим, и что я есть, и в конце-концов человек думает: «Я столько всего хочу, и если я не осуществлю этого, то я сойду с ума просто.» И конца этому и края нет, нашим желаниям, если мы постоянно будем думать о том, что же я хочу в соответствии с соприкосновением гун материальной природы. Поэтому наша философия заключается в том, что пусть все, чего я хочу, катится в тартарары. Или, вернее, чего же я на самом деле хочу? Я знаю, что я хочу делать все то, что я делал во время всех своих предшествующих остановок в 8 400 000 формах жизни. И где-то там, на дне, в глубине моего сердца все эти желания по-прежнему хранятся. Однако, сейчас у меня появилось более высокое желание. Я хочу полюбить Кришну. Я хочу вырваться из этого мира и вернуться к Богу. И так как у меня есть это желание, то ради него я могу пожертвовать всеми остальными. Анья-бхилашита шуньям – пусть они все сведутся к нулю. Философия, которая гласит, что сначала я должен обнаружить в своем сердце все, чего я хочу – это философия Фрейда. А философия избавления от всех материальных желаний – это философия Рупы Госвами. Или с другой точки зрения рассмотреть все свои материальные желания очень внимательно, подробно – это все равно что рассмотреть в унитаз и внимательно изучать его содержимое, и очень тщательно изучать все, что там находится. Но у нас другая философия – просто смыть это все. Чето дарпана марджанам. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Еще вопросы?

Вопрос: По поводу вчерашней лекции. Иногда можно встретить преданных, которые говорят, мы предались Кришне, доверились Ему, пришли в ИСККОН, провели там несколько лет своей жизни, и затем нас просто выбросили, и мы заболели...
ДС Не нужно действовать таким образом, чтобы нас как-то выгнали. Не нужно быть в их числе. Если мы не хотим попадать в эту категорию людей, которые изгнаны из Общества, то не нужно действовать соответствующим образом. Есть много людей так же, которых помещают в карантин, их как бы изолируют от общества, но мы не должны вести себя таким образом, чтобы оказаться в их числе. Нужно следовать гигиеническим принципам и содержать себя в чистоте, таким образом, чтобы мы не заболели. Мы должны оставаться здоровыми.  Нароттама Дас Тхакур молит Кришна, пожалуйста, не прогоняй меня. Но Шрила Прабхупада комментирует на это, что даже если Кришна прогоняет вас, то это тоже неплохо. Чайтаньйа Махапрабху говорит, что Ты можешь обнять меня, или Ты можешь прогнать меня. Таким образом, даже быть изгнанным Кришной или преданным Кришны – это тоже преимущество. Кришна танцевал на змее Калие, и Он попирал его Своими ногами, а Нагапатни думали: «Какие же благочестивые поступки он совершил, чтобы заслужить это? Даже Брахма недостоин этого, а этот змей получает это?» Таким образом, даже Кришна если обойдется так с нами, то это тоже благо. Шивананда Сена – Господь Нитьйананда тоже пнул его. Шивананда Сена отвечал за эту группу преданных, которые каждый год отправлялись из Западной Бенгалии в Джаганнатха Пури. Он устраивал ночлег, он устраивал прасад для всех, он платил налоги, подати по пути. И однажды они пришли очень поздно, и Нитьянанда прабху не получил никакого прасада, Его не накормили, и в конце-концов Он рассердился на Шивананду Сена и пнул его. Его жена и сын рассердились на это, но Шивананда Сена очень страшно обрадовался: «О, Нитьйананда прабху пнул меня.»

Вопрос: Но эти преданные иногда становятся зависливыми...
ДС Чайтаньйа Махапрабху, когда Он устраивал санкиртану в доме Шриваса Тхакура, они на пускали туда Гопала Чапала, потому что он был не совсем достоин этого, и тогда он начинал все больше и больше злиться на них. Он совершал больше и больше оскорблений. И в конце-концов он устроил план. Иногда такие люди придумывают различные планы для того, чтобы доставить беспокойство преданным. Поэтому он собрал различные атрибуты, с помощью которых поклоняются Дурге и Господу Шиве. Красные цветы, и все, чем делают Дурга-пуджу. И он оставил это у крыльца Шриваса Тхакура, чтобы все поняли, что он притворяется вайшнавом, но на самом деле поклоняется Дурге. Шривас Тхакур открыл свою дверь, увидел все это и стал созывать всех брахманов и кричать: «Э, посмотрите, я поклоняюсь Дурге!» Что за чушь. Но если я не ошибаюсь, этот брахман заболел проказой. Он встретился с Чайтаньей Махапрабху где-то за пределами города, так как прокаженным запрещено было заходить, он увидел Его, Чайтанья Махапрабху проходил мимо, и он сказал: «Ты – патита-павана, Чайтанья Махапрабху, пожалуйста, спаси меня!» Чайтанья Махапрабху сказал: «Ни за что! Ты оскорбил Шриваса Тхакура, я не спасу тебя.» И прошел дальше. Затем, когда Он возвращался: «Пожалуйста, спаси меня, помоги мне.» «Я не спасу тебя, но если Шривас Тхакур простит тебя, то по милости вайшнавов ты можешь спастись. Ты должен попросить прощения у него.» Он сделал это и тогда все встало на свои места. Иногда это происходит, иногда такие вещи случаются. Человек хочет курить, хочет пить, и при этом жить вместе с преданными. Это трудно сочетаемые вещи. Разумеется, это не значит, что мы стараемся выгонять людей. Шрила Прабхупада говорил, что в больнице нет ничего удивительного, если там находятся больные, если у людей проявляются признаки болезни. Если врач, стоит ему увидеть какого-то очень серьезно больного человека, он будет его выкидывать, то что это такое? Однако, если пациент отказывается лечиться в этой больнице, то какой смысл ему находиться там? В этом случае можно сказать, что там нужно это место для другого, для кого-то, кто хочет лечиться.

Вопрос: Есть утверждение, что одну колючку нужно достать другой колючкой, Чанакья Пандит это сказал, как это понять?

ДС Как во время Курукшетры. Когда демоны убивали других демонов. Или во время любой другой большой войны. Кришна устраивает так, что демоны убивают других демонов, таким образом они избавляются друг от друга, когда одна колючка вытаскивает другую, один демон убивает другого, это как одна колючка вытаскивает другую колючку. Есть ли еще вопросы?

Вопрос: Почему все эти цари в ведические времена совершали всякие Ашвамедха-ягьи и так далее, почему бы им просто не ходить вокруг Туласи и все такое?

ДС Да, цари, подобные Амбарише Махараджу и другие делали все это, но это были определенные обязанности, которые они исполняли для того, чтобы заслужить какую-то карму хорошую. Это были обычные ритуалы ведические. Карми делают это для материального процветания. Но преданные делают это в преданном служении Кришне. Они следуют всем этим принципам различных жертвоприношений, но при этом они делают это все для Кришны. Как, например, семейная жизнь – это обычная материальная деятельность. У каждого материалиста есть семья. Но у преданного может быть также семья, но с другим сознанием – что все это предназначено для удовлетворения Кришны. А Бхактивинода Тхакур говорит, что мое тело, моя семья, все остальное – все предназначено для Тебя, о Нанда Кишор. Махараджа Юдхиштхира также провел великую Раджасуя-ягью, которая была подобна океану материалистической деятельности, но цель всего этого была только в том, чтобы доказать всему миру, что Кришна является Верховной Личностью Бога.

Вопрос: А почему они просто не делали ритуалов преданного служения.

ДС Потому что в предшествующие времена они должны были делать, это была их обязанность. Все эти ритуалы. Шрила Рупа Госвами говорит, что когда эти ритуалы производятся для удовлетворения Кришны – они также становятся преданным служением. Как, например, бракосочетание. Это также как будто материальный обряд, вы приглашаете всех своих родственников и так далее, и все это ради будущего счастья семьи. Но преданный делает это как преданное служение Кришне. То же самое, что делает материалист для своего семейного счастья и из других материальных соображений, преданный делает это для Кришны. В этот век у нас есть всего лишь несколько простых  ритуалов, подобных ритуалу бракосочетания. В другие века у людей было гораздо больше обрядов, но в наш век – харер нама харер нама харер нама эва кевалам, эва насти, эва насти, эва гатир аньятха. Поэтому даже во время церемонии бракосочетания в основном поют Харе Кришна. Как мы также обсуждали гарбходхана самскару – в основном она сводится к повторению Харе Кришна. Или похоронная церемония – тоже, в основном сводится к этому. Все Харе Кришна, Харе Кришна. Прабхупада также устанавливал Божества во Вриндаване, он приглашал всех пандитов и устроил огромный обряд, чтобы все люди во Вриндаване, и все пандиты, и все Вриндавана баси считали это настоящим храмом. И все должное количество капель воды должное количество раз через должное плечо перебрасывали. Но при этом Прабхупада сказал, что в основном, установление прошло успешно благодаря тому, что преданные повторяли Харе Кришна.

Мы должны закончить. Харе Кришна!

О Кришне рассказывают:

Путь преданных - самый светлый путь

Бхакти Чайтанья Свами, ШБ. 6.1.16, 18.07.00, Красноярск.

садхричино хй айам локе пантхах кшемо...

Амара дживана (вариант 3)

1
амара дживана сада папе рата,
нахико пунисра леша
парере удвега дийачхи дже кото дийачхи дживере...

Шри Шри Радха-крипа-катакша става раджа

Молитва, произнесенная Господом Шивой в беседе с Гаури в Урдхвамнайа-тантре.
Будучи величайшим...

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Имена Господа

Шри нама киртан

Пение святых имен
(из «Гитавали»)

яшомати-нандана    любимый сын матери Яшоды

Духовный путь жизни

Симхагрива дас, 2008

Путь духовной жизни не такой простой, как кажется на первый взгляд. Вообще...