07 Дек 2012

Шрила Джаядвайта Свами
Лекция по Шримад-Бхагаватам (4.22).
Москва, 12.09.1998
(перевод Вайдьянатхи прабху)

дурдаршас теджаса ива агни
махендра ива дурджаяха
татикшая даритрива
дьйор ива абхишта дйор нринам

дурдаршас - непобедимый, теджаса - могуществом, ива - как, агни - огонь, махаиндра - владыка рая, ива - был подобен, дурджаяха - неодолимый, титикшая - терпением, дхаритри - земля, ива - как, дйяю - райские планеты, ива - как, адбхишта - выполняя желания, нринам - человеческого общества

Махараджа Притху был таким сильным и могущественным, что ослушаться его распоряжений было так же невозможно, как победить огонь. Сила его была столь велика, что его сравнивали с Индрой, владыкой рая, обладающим неодолимой мощью. Вместе с тем, Махараджа Притху был терпелив, как земля, и исполнял все желания своих подданных, как само небо.

Комментарий: Долг царя - защищать своих подданных и выполнять их желания, а подданные, в свою очередь, обязаны подчиняться законам государства. Махараджа Притху безупречно выполнял обязанности царя, и в то же время обладал таким могуществом, что ослушаться его приказа было так же невозможно, как остановить излучаемые огнем тепло и свет. Его сила и могущество были так велики, что его сравнивали с Индрой, царем небес. Современные ученые экспериментируют с ядерным оружием, а в прежние времена воины поражали врага с помощью брахмастры. Но ни брахмастры, ни любые другие виды ядерного оружия не идут ни в какое сравнение с молнией небесного царя. Одной молнией Индра способен разбить самые высокие горы. С другой стороны Махараджа Притху был терпелив, как сама Земля, и подобно льющимся с неба потокам дождя, исполнял все желания своих подданных. Без дождей обитатели этой планеты не смогли бы осуществить свои желания. В Бхагавад-гите сказано: "Парджаньят анна самбхава" - злаки растут только благодаря дождям, а без злаков никто из обитателей Земли не смог бы удовлетворить свои нужды. Поэтому непрерывно льющуюся с неба милость сравнивают с потоком дождя, льющегося с неба. Подобно дождю, милость Махараджи Притху лилась непрерывным потоком. Иными словами, Махараджа Притху был нежнее розы и суровей молнии. Так он правил своим царством.

Лекция:

Царь, или глава исполнительной власти в государстве должен одновременно быть могущественным и терпеливым. Теджасам - это значит, что он должен быть исполнен мощи, могущества. Кто-то сказал, что правительство - это орган, у которого есть монополия на насилие. Правительство должно быть сильным, и сила подразумевает, что вы должны быть готовы применить ее. Иначе говоря, правительство должно быть готово приложить сило против тех, кто нарушает закон. Винашая ча душкритам. Для того, чтобы обуздать тех, кто нарушает законы государства, которые в конечном счете представляют законы Бога, Притху Махараджа был подобно этому силен, силен, как огонь. Подобно царю Индре. Шрила Прабхупада говорит, что у Индры есть оружие в виде молнии. В Бхагавад-гите Кришна говорит, что из видов оружия Я есть молния. Среди видов оружия молния представляет Кришну. И эта молния является оружием Индры. Это значит, что никто не мог победить Господа Индру или Махараджу Притху. Вчера мы говорили об этом. Но при этом титикшая даритрива - хотя он могущественен, как огонь, он должен быть терпелив, как Земля. Мать-Земля терпелива. Ее сверлят, в нее выбрасывают мусор, но она все это спокойно терпит. Как мать, ребенок мочится на свою мать, но мать терпеливо сносит это. Титикшая даритрива. Таким образом, царь должен быть терпеливым также. Но это не значит, что он слабак или глупец, или что он готов терпеть все, что угодно. Он терпелив в тех случаях, когда терпение необходимо. Это также предписывается священными писаниями.

Есть определенные виды граждан государства, которых нельзя наказывать. Детей нельзя наказывать. Женщин нельзя наказывать. Брахманов тоже нельзя наказывать. Вайшнавов нельзя наказывать, коров нельзя наказывать и стариков. Их нужно терпеть. Господь Кришна в случае с царем Нригой дает наставления сыновьям-кшатриям: "Даже если брахман оскорбит тебя - вы просто должны улыбнуться в ответ и терпеливо снести это оскорбление". Обычно, если кшатрия оскорбят - он сразу же готов сражаться. Но если брахманы оскорбят - то все в порядке. Брахманы занимают более высокое положение. Они считаются представителями Верховного Господа, поэтому их нужно терпеть. Детей нужно терпеть, потому что они не являются независимыми, самостоятельными. Если они делают что-то не то, какую-то шалость, то нужно наказать их родителей. Если ребенок врывается в чей-то дом и делает там что-то, то родителей нужно оштрафовать, они должны держать ребенка под присмотром. Но ребенка наказывать нельзя. Точно так же нельзя наказывать женщину, потому что женщина не должна быть самостоятельной, независимой. Она должна находиться под покровительством мужа, отца или сыновей. Поэтому, если она сделает что-то не то, то нужно говорить: "Твоя жена это сделала". За это отвечает муж. Но саму женщину наказывать нельзя. Это принципы религии и законы религии, и государство должно знать это. В наше время по-прежнему есть очень могущественные правительства, очень строгие. И это очень хорошо. Но они также должны знать, когда они не имеют права наказывать, когда они должны проявлять терпение.

Этот вопрос обсуждался в беседе между Ямадутами и Вишнудутами в случае с Аджамилой. Вишнудуты пришли для того, чтобы утащить Аджамилу с собой. Нет, это Ямадуты. Но Вишнудуты пришли и сказали: "Стоп!". "Почему мы должны прекратить это? Этот человек грешник и его должен наказать Ямарадж." "О, вы представляете собой Ямараджа, тогда вы должны объяснить нам законы религии. Вы говорите, что этого человека нужно наказать - докажите. Если вы представляете собой власть, если вы наказываете тех, кто нарушают законы - вы должны знать, что вы делаете". Ямадуты рассказали свою историю: "Он сделал это, это, это...". Но Вишнудуты привели более сильный аргумент: "Он повторяет святое имя Нараяны. Вы не можете прикоснуться к нему, потому что это законы религии. Он повторил святое имя Нараяны, не допустив оскорблений, поэтому он не подлежит вашей власти. Он избавлен от всех последствий своих грехов. В шастрах говорится, что если человек чисто произнесет один раз имя Господа, то он сможет избавиться от последствий большего количества грехов, чем он мог совершить." Такова сила святого имени Господа. Однако, это не значит, что мы можем продолжать грешить и при этом сознательно повторять Харе Кришна. Я нарушаю законы религии, но я преданный, я повторяю святое Имя, поэтому мне все сойдет с рук. Меня простят, Кришна спасет меня, потому что я повторяю Харе Кришна. Поэтому я одновременно могу кушать свой торт и владеть им. Это английское выражение. Я могу прогрессировать в Сознании Кришны и благодаря своему сознанию Кришны наслаждаться своими грехами. Социальное развитие. Нет, это образ мыслей грешника. Шрила Прабхупада говорит, что это самое тяжкое оскорбление. Намнат балат - опираясь, рассчитывая на могущество святого имени, мы сознательно грешим. Это значит, что мы используем Кришну или святое имя как инструмент своего наслаждения. Харе Кришна - это замечательная мантра, потому что повторяя Харе Кришна я могу наслаждаться различными грехами и при этом мне ничего за это не будет, какая замечательная мантра.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сравнивает это с человеком, который пользуется шалаграмма шилой для того, чтобы колоть орехи. Шалаграмма Шила - это воплощение Верховного Господа, но грешник думает: "Какой замечательный камень, я могу колоть им орехи и наслаждаться." Святое Имя Господа или Божество, олицетворение Господа, не могут считаться инструментом для нашего наслаждения. Мы не должны считать Господа своим слугой, наша обязанность - служить святому Имени Господа. Таково наше положение. Здесь говорится, что обязанность царя - защищать своих подданных и при этом исполнять их желания. Однако это не значит, что царь должен предоставлять своим подданным возможности для того, чтобы они грешили. У человека может быть множество противозаконных желаний, но это не значит, что царь должен думать: "О, я должен исполнять все эти желания, поэтому я должен сейчас открывать казино, бордели, публичные дома и пивные". Это четыре опоры греха. Употребление в пищу мяса, даже рыбы и яиц. Азартные игры, включая всевозможного рода спекулятивные предприятия, на которых можно потерять миллионы долларов. Различные одурманивающие средства, включая даже кофе, чай, сигареты. И незаконный секс, включая даже секс в браке ради чувственных наслаждений, без желания зачать хорошего ребенка. Это четыре вида греха. Шрила Прабхупада говорит в разделе, посвященном Кашьяпе и Дити, что незаконный секс в браке подобен проституции. Если инициатива исходит от мужчины, то это значит, что он пользуется своей женой как инструментом, машиной для чувственного наслаждения. У меня есть один духовный брат, и когда он женился, Шрила Прабхупада сам, по своей инициативе написал ему письмо и сказал: "Теперь ты женился, и ты не должен использовать, смотреть на свою жену как на машину для чувственных наслаждений." Дхарма-патни - жена является партнером, помогающим нам совершать религиозную деятельность для того, чтобы мы вместе прогрессировали в Сознании Кришны.

Материалист, оглядываясь вокруг, говорит, что все здесь предназначено для моего наслаждения, для моих чувственных удовольствий и для того, чтобы я эксплуатировал это. Ишваро хам агам бхоги сиддхо хам балаван сукхи - я наслаждаюсь, я владею всем, я буду наслаждаться всем этим. Бхоги - значит, что я наслаждаюсь этим. Сиддхо хам - это значит, что все то, что я делаю - это совершенно. Балаван сукхи - это значит, что я сильный и счастливый. Таким образом, иллюзия вводит в заблуждение человека. Это демонический образ жизни. Таким образом,  в обязанности царя не входит исполнение греховных желаний, которые могут быть у его подданных. В Америке был знаменитый преступник, мафиози, Алько Поне. Во времена сухого закона в Америке он был знаменитым гангстером в Чикаго. И у него была целая сеть подпольных винных магазинов, подпольных публичных домов, подпольных казино. С мясоедением ему не нужно было ничего делать, потому что это уже было разрешено, но все остальные он организовал. И все это сопровождалось обычными действиями, которые есть в преступном мире, убийствами и всем остальным. Полиция преследовала его, и в конце-концов они поймали его. Но он стал жаловаться: "Наше правительство очень плохое, они не ценят того, что я делаю. Почему они преследуют меня? Единственное, что я делал - попытался дать людям Чикаго, принести им удовольствие, чтобы они понаслаждались. Это все то, что хотели люди, и я просто исполнял их желания. Почему вы преследуете меня? Я святой." Это точка зрения демонов, или преступников, тех, кто нарушают законы Бога. Но те, кто поддерживают Бхагавата дхарму должны изгонять это. В этом также заключается защита подданных. Защищать неустойчивых подданных от влияния Кали.

Поэтому Махараджа Парикшит не сказал Кали: "О, ты хочешь ввести эти четыре вещи, некоторые из моих подданных хотят этого, поэтому - давай. О, у тебя есть хорошая статистика, 20 или 40% подданных нравится то, что ты предлагаешь, они хотят этим заниматься, хорошо. Мы пойдем на компромисс. Мы устроим двойной стандарт, твой стандарт, мой стандарт, и кто к кому присоединится. Здесь будут разные виды подданных: те, кто постороже к себе, те, кто послабже. И пусть каждый делает то, что хочет." Нет. Эй ты, убирайся, отсюда. О, сначала я тебя убью. Но если ты покорился мне, подчинился мне, то тогда убирайся отсюда. Хорошо, если тебе некуда отправиться, то тогда можешь отправиться туда, где есть эти 4 вещи: где есть незаконный секс, одурманивающие средства, употребление в пищу мяса и азартные игры. Но так как таких мест не будет, то тебе все равно некуда будет деться. В моем царстве такого не будет. Он будет терпеливо относиться к невинным людям, к людям, которых нельзя наказывать: к женщинам, брахманам, детям, старикам... Но он не позволит Кали распоясаться. Убирайся из моего царства. До тех пор, пока я правлю здесь - тебе нет здесь места.

Поэтому Кали вступил в заговор для того, чтобы избавиться от царя, возпользовавшись возомнившим о себе невоспитанным сыном брахмана, Кали смог проникнуть в царство Парикшита. У маленького мальчика-брахмана было могущество, но у него не было опыта, не было воспитания, культуры. Как брахман, он должен был в первую очередь проявлять терпение, особенно по поводу какого-то очень ничтожного преступления. Но из-за того, что у него не было достаточного воспитания, из-за какого-то пустяка он проклял царя, который является самым важным человеком во всем царстве и защищает всех подданных. Государство может продолжать делать то, что оно делает, и дела там обстоят хорошо, когда брахманы сотрудничают с кшатриями. Если кшатрии не защищают царство, то брахманам трудно будет исполнять свои обязанности. Мальчик был таким глупым, что проклял царя. И когда отец узнал об этом, он был очень огорчен. "Ты проклял царя, и в отсутствие сильной царской власти что произойдет с царством? Преступники будут грабить граждан, в государстве наступит анархия, скупые, жадные министры будут обирать людей, и люди будут заниматься сексом как собаки и обезьяны". Без должного порядка в государстве люди будут заниматься сексом как собаки и обезьяны. Женщины будут развращены, начнут появляться нежелательные потомки. Дети, появившиеся в результате, как побочный продукт наслаждений их родителей - эти люди не смогут исполнять варнашрама-дхарму и весь мир превратится в ад. Таков был замысел Кали: найти небольшую трещинку в стене и воспользовавшись этим невоспитанным сыном брахмана, стащить могущественного царя, свергнуть. Так, чтобы людьми могли пользоваться, злоупотреблять, обманывать их и мошенничать. И эти 4 формы греховной деятельности стали бы основой человеческой деятельности. Одурманивающие средства, мясо, незаконный секс и азартные игры. И тогда Кали торжествует. Поэтому нужно изгнать из своей жизни эти 4 вещи. В Первой песни Шримад Бхагаватам говорится, что прежде всего брахманы, санньяси или вожди, люди, за которыми идут другие, должны быть полностью свободны от этих 4 вещей. Есть ли тут Первая песнь? Сейчас посмотрим, можно ли тут найти, в этом трудночитаемом издании...

Атха - поэтому, насевито - эти пять вещей должны быть изгнаны (незаконные сексуальные отношения, мясо, одурманивающие средства и накопление золота). Любой, кто хочет, чтобы жизнь его процветала и чтобы он развивался духовно, особенно (вишешита) в частности, прежде всего, такой человек, прежде всего - царь, раджа. Лока-пати, вождь или лидер, за которым идут люди, гуру, брахманы и санньяси. Что касается их - они никогда не должны соприкасаться с этими четырьмя опорами безбожия. Любой, кто хочет того, чтобы он духовно развивался, и прежде всего  брахманы, санньяси, цари - никогда не должны соприкасаться с этим. В Движении Сознания Кришны мы не можем идти на компромиссы. Шрила Прабхупада сказал Гирирадже Махараджу, что "мой гуру Махарадж никогда не шел на компромиссы, я никогда не иду на компромиссы, и вы, мои ученики, тоже никогда не должны идти на компромиссы." Это Движение предназначено для того, чтобы воспитать брахманов и лидеров Общества. Мы не можем идти на компромиссы в том, что касается этих четырех принципов. "Хорошо, три с половиной. Два с половиной. Ну хорошо, просто повторяйте Харе Кришна." Нет. Мы не должны позволять этому, чтобы движение Сознания Кришны осквернялось. Мы должны неукоснительно следовать этим принципам, этим законам религиозной жизни, и повторять 16 кругов Харе Кришна мантры каждый день. Мы должны следовать всем этим принципам сознания Кришны, которые объясняются в книгах, таких, как "Нектар преданности", и таким образом избавиться от влияния Кали. Кали юга - калау саттва харау - уничтожает все хорошие качества людей. Прабхупада использует это слово: она уничтожает, или приводит к деградации. Разъедает. Саттва харау - значит, она забирает, отбирает все хорошие качества.

Но Шрила Прабхупада использует очень подходящее английское слово "дитиререйт", что значит разъедает. Постепенно разъедает эти качества, съедает. Подобно ржавчине, которая постепенно уничтожает железо до тех пор, пока все не распадется на куски. Поэтому мы не должны позволять, чтобы влияние века Кали разъедало нашу духовную жизнь. Мы должны бороться с Кали очень сильно. Можно повесить объявление на своих воротах: "Кали-юге вход воспрещен. Только сознание Кришны." Харе Кришна. Повторяйте Харе Кришна, будьте счастливы. Кали-юге вход воспрещен. На Кубе и в других местах, там есть такой лозунг: "Янки, убирайтесь домой". Вы можете написать это, поставить это на своих воротах: "Кали, убирайся домой. Это не твой дом, потому что тут не позволено употребление в пищу мяса, одурманивающих средств, незаконного секса и азартных игр. Твой дом не тут, уходи отсюда. Кали, иди домой."

Вопросы?

Вопрос: В чем разница между функциями брахманов и функциями лидеров общества?

ДС В движении Сознания Кришны лидерами должны быть брахманы или даже те, кто превосходит брахманов, они должны быть вайшнавами. Они должны быть чистыми вайшнавами. Ради поддержания практической деятельности некоторые берут на себя и исполняют обязанности организаторов, другие преподают, учат, третьи издают книги, четвертые поклоняются Божествам, кто-то пишет картины... Но они прежде всего должны быть вайшнавами. Разумеется те, кто возглавляет какую-то организационную деятельность, должны быть сильными и искусными, умелыми, должны быть щедрыми, они должны знать, как можно защищать членов общества. Другие могут заниматься тем, чтобы распространять книги, переводить, редактировать. Есть разные виды деятельности. Иногда они перекрываются. Но все они должны превосходить брахманов. Брахманы - это по-прежнему материальная категория. Но вайшнавы лучше.

Вопрос: В Падма-пуране говорится, что Господь приказал Его Светлости Шиве отвлечь от Него, Верховного Господа, человечество. Личность Бога необходимо было скрыть, чтобы поощрить людей к умножению потомства. Почему необходимо было скрывать Господа с целью умножения потомства?

ДС: Это философия майавады. Господу Шиве дали эту миссию, распространить философию майавады. Таким образом увеличится население и Кали-юга будет прогрессировать. Как это связано? Связь такова: Личность Бога - это Кришна. И Кришна всепривликающ. У него есть Имя, форма, качества, развлечения. Он исполнен трансцендентных качеств, которые могут привлечь любого. Майавада асач шастрам - майавада - это философия, которая противоречит принципам шастр и пытается заслонить личность Бога чем-то безличным и выдать это безличное за Абсолютную истину. "Все пустота, нет ничего реального, все пустота, нет ничего реального, все иллюзия, все пустота, все иллюзия." Это буддистская философия. Скрытый вариант этой буддистской философии - философия майавады или имперсонализма. "Есть только некое Единое целое - разнообразие это иллюзия, есть только Единство - разнообразие иллюзия, есть только Единство - разнообразие иллюзия. Если вы не сливаетесь, если вы не хотите совершить духовное самоубийство, то вы в майе." Это то, что философия майавады выдает за истину. На самом деле, кто может следовать этой философии, практически, никто. Пытаться сосредоточить свой ум на этом безличном Абсолюте - это всего лишь неприятности на неприятности, одни лишь неприятности и беспокойства. Это все равно что попытаться забраться вверх по вертикальной стеклянной стене. Там не за что зацепиться. Нет имени - имя это майа, нет качеств - качества это майа, нет развлечений, лил - это майа. Никто на это не способен на самом деле. И все думают: о, ужас какой, нет, лучше я вернусь обратно в материальную жизнь, по крайней мере там забавно. Под вывеской духовного развития они устраивают это шоу, но на самом деле они подталкивают людей к деградации. И что это значит? В конечном счете это сводится вот к этим четырем вещам: мясу, к азартным играм, одурманивающим веществам и сексу. Незаконный секс означает нежелательное население, нежелательное население означает, что весь мир идет в ад. И помимо Шанкары с его очень строгой и очень чистой философией майавады, есть еще "популярная" философия майавады. В 60-х годах у Битлов была очень популярная песня: "Тут нет ничего реального, поэтому не нужно ни о чем беспокоиться." Как Шрила Прабхупада говорит: "Они говорят, что весь мир - иллюзия, но при этом они очень искусно наслаждаются этой иллюзией." Нет ничего реального, поэтому курите гашиш, занимайтесь сексом, это все равно все нереально. Такова психология.

Вопрос: Шрила Прабхупада пишет, что там были проститутки в ведическое время, и люди, которые употребляли интоксикации, но с другой стороны, Махараджа Парикшит обещал, что в его царстве не будет мест для Кали, но это же тоже ведическое царство, и там должны быть такие исключения?

ДС Скажите об этом Махарадже Парикшиту, что у него в царстве все это должно было быть.

Вопрос: Вы сказали, что Кали нашел определенную трещину и проник таким образом в царство Махараджи Парикшита, иногда мы видим, что такие же вещи происходят в ИСККОН, но с другой стороны мы знаем, что все происходит по воле Господа, даже травинка не шелохнется без Его воли. Как понимать все это?

ДС Это очень глубокий философский вопрос. Потому что Кришна каждым Своим действием достигает очень много целей. Он дает наставления, он поправляет Своих преданных, Он очищает, Он наказывает, если хочет - Он одновременно делает очень много всего. И нам очень трудно понять, каким образом действует Кришна, Его планы. Поэтому когда быка избивали, Махараджа Парикшит спросил: "Почему это происходит, кто сделал это с тобой, кто избил тебя?" И бык стал давать самые разнообразные объяснения. Кто-то может сказать, что причина в этом, другие говорят, что причина в этом, кто-то посмотрит на это с другой точки зрения. И в конце-концов он никого не обвинил, потому что будучи воплощением религии, он знал, что все происходит, в конечном счете, по воле Кришны. И что Господь обладает этой мистической силой. До какой-то степени мы можем понять, что и почему происходит, но мы никогда не сможем понять полностью и до конца, что делает Кришна. Но при этом мы уверены в одном: что бы ни делал Кришна - все к лучшему.

Вопрос: В этой части, где это описание про быка, даются различные объяснения, но Шрила Прабхупада говорит, что указать на того, кто это сделал означает взять на себя его карму, его реакции за то, что он делал. Как это можно понять?

ДС Потому что в конечном счете это означает забвение Кришны. Это значит ограниченная, материальная точка зрения. Это он виноват! Но в конечном счете все это делается по воле Кришны. С материальной точки зрения, да, это из-за него, это из-за него, это из-за этого парня, но олицетворение религии, бык смотрел на все это с очень высокой точки зрения и видел во всем этом руку Кришны. В материальном мире... материальный мир состоит из преступников. И все обвиняют друг друга: "Ты виноват, нет, ты виноват." Алко Поне обвиняет государство: "Вы не хотите, чтобы люди наслаждались и получали удовольствие." А правительство обвиняет еще кого-то. Тем временем правительственные чиновники набивают свои карманы, а подданные обманывают государство. И всегда виноват кто-то другой. Даже американский президент, которого уличили в неблаговидном поступке, он сейчас обвиняет человека, который производил расследование. Поэтому человек должен думать: "Если я страдаю, то я страдаю из-за своих грехов, по своей вине. Я получаю всего лишь часть этого, мне положено больше."

Вопрос: Вы упомянули, что Шрила Прабхупада никогда не шел на компромисс, но вместо 64 кругов он сделал скидку и дал нам только 16 кругов.

ДС Это так. Это так.
Джаяпатака Махарадж говорит, что из его общения с Гаудия вайшнавами, с Гаудия-матхом он знает, что у Бхактисиддханты Сарасвати был в обществе двойной стандарт: для проповедников 16 кругов, и для тех, кто... для пуджари и других 64 круга.

ДС Шрила Прабхупада знал, как приспособить все это. Кто-то может привести тогда этот довод: "Шрила Прабхупада знал, как приспособить это - мы тоже можем приспособить." Однако, если мы будем пользоваться этим аргументом, мы, практически все что угодно можем оправдать. Ничто не есть отклонение, ничто не есть неподчинение указанию основателя-ачарьи. Ничто не является изменением, как таковым, хотя Шрила Прабхупада говорил: "Ничего не меняйте, не меняйте, не меняйте..." Все является лишь небольшим приспособлением к месту, времени и обстоятельствам, чтобы все смогли быть счастливыми в Сознании Кришны. С помощью этого аргумента можно оправдать три-с-половиной регулирующих принципа, вместо четырех, и будет очень много людей, которые будут очень счастливы этому. Они скажут: "О, слава Богу. Больше мне не нужно притворяться. О, я такое облегчение чувствую. О, я теперь нахожусь в мире с самим собой. Мне сознание Кришны гораздо больше нравится теперь." Тогда нам понадобится приспособить это еще к месту, времени и обстоятельствам, и еще немножечко приспособить, и можно сократить и до трех регулирующих принципов, то тогда все эти отдельные голоса сольются в сильный хор: "Слава Богу! Мне гораздо лучше стало! Я свободен! Больше мне не нужно притворяться! Я люблю Сознание Кришны!" Затем два, один. Этого не нужно делать.

Вопрос: Каково место женщины в Обществе Сознания Кришны, если она желает исполнять все 4 регулирующих принципа, но муж, от которого она зависит материально, не желает принимать 4-й принцип. Как изменить сознание мужа, надо ли женщине делать выбор между мужем и сознанием Кришны? Или на каком-то этапе возможен компромисс?

ДС В Шримад-Бхагаватам говорится, что женщина должна следовать желаниям, воле своего мужа, который не является падшим. Жена не обязана заниматься незаконным сексом для того, чтобы удовлетворить своего мужа. Умный муж для того, чтобы убедить свою жену, приводит различные аргументы: "Для того, чтобы сохранить нашу семью, ты должна сделать это, для того, чтобы сделать меня счастливым, ты должна сделать это, ради Кришны ты должна сделать это..." Но она не обязана это делать. Прабхупада сказал, что вы не должны смотреть на жену как на машину для своих наслаждений. Он сказал другому преданному: "Я заберу у тебя свою дочь." Мы не одобряем разводы, но если есть какие-то отклонения, то муж и жена могут жить раздельно.

Вопрос: Говорится, чтобы змею выманить, нужно дать ей молоко, и Кришна сделал то же самое, чтобы выманить змея Калию из Ямуны, Он Сам туда прыгнул. Являлось ли это компромиссом, было ли это компромиссом?

ДС Вы имеете в виду наш принцип, что нельзя употреблять мясо, но Кришна дал Себя, чтобы Калия Его съел, это компромисс? Он выгнал Калию, изгнал, никаких компромиссов. В Ямуне не должно быть змей. Калия, убирайся, или ты получишь удар молнии к себе в голову. Калия, убирайся, Агхасура, Путана, Тринаварта, Камса. Всем демонам нет места. Винашая ча душкритам. Паритраная садхунам. Садху защищены, демонам нет места.

Вопрос: Мог ли Кришна выгнать Калию, не прыгая к нему?

ДС Кришна все что угодно мог сделать. Он мог приказать Гаруде, чтобы Гаруда его унес. Хотя это в данном случае было трудно из-за проклятия. Кришна может делать все, что угодно. Но Кришне нравится плавать в воде и играть в Ямуне. Он каждый день купался в Ямуне, но обычно там не было никаких змей, и было скучно купаться. А тут у Него было большое развлечение. Ему нравилось драться. Кришне нравится танцевать, но обычно Он танцует с гопи, танцует на земле. Это один танец. А тут у Него появилась новая возможность: "Дай-ка я потанцую на головах этого змея, посмотрим, что выйдет." И на людей это произвело очень большое впечатление: "Как здорово, он танцует почти как в Большом театре." Кришна - самый лучший балерун. Он может танцевать в любом стиле: может танцевать с гопи, может танцевать на Калие. Паритраная садхунам винашая ча душкритам.

Спасибо большое.Слава Шриле Прабхупаде!

О Кришне рассказывают:

Шри Шри Радха-крипа-катакша става раджа

Молитва, произнесенная Господом Шивой в беседе с Гаури в Урдхвамнайа-тантре.
Будучи величайшим...

Шри Йугалаштака

Мадхавендры Пури Госвами

Перед Своим появлением Господь Чайтанья послал Своих вечных спутников,...

Поклоны Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде

ШРИЛА ПРАБХУПАДА ПРАНАТИ
нама ом вишну-падайа
кришна-прештхайа бху-тале
шримате-бхактиведанта-

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Имена Господа

Духовный путь жизни

Симхагрива дас, 2008

Путь духовной жизни не такой простой, как кажется на первый взгляд. Вообще...

День явления Господа Нрисимхадевы

Бхакти Чайтанья Свами, Явление Господа Нрисимхадевы, 23.05.05, Красноярск.

ом намо бхагавате...