07 Дек 2012

Шрила Джайадвайта Свами
Лекция по Шримад-Бхагаватам (4.22.  )
Москва, 11.09.1998
(перевод Вайдьянатхи прабху)

Ом Намо Бхагавате Васудевая...

Враджети

Эти - так, адат - принял, намадхеям - по имени, сомараджа - царь планеты Луна, ива - как, апара - с другой стороны, сурьяват - как Бог Солнца, висриджа - раздающий, гринан - взимающий, пратапан - сильный властью, ча - также, бхува - мира, васу - доход.

Махараджа Притху прославился также как Сомараджа, повелитель Луны, и был таким же могущественным и требовательным, как Бог Солнца, который обеспечивает планеты Вселенной теплом и светом и в то же время забирает у них воду.

Комментарий:

В этом стихе Махараджу Притху сравнивают с повелителями Луны и Солнца. Эти цари своим примером учат других тому, как править Вселенной в соответствии с желаниями Господа. Обеспечивая планеты Вселенной теплом и светом, Солнце в то же время испаряет с их поверхности воду. А Луна особенно радует людей ночью, и человек, который целый день трудился под палящим Солнцем, может насладиться прохладным лунным светом. Управляя царством, Махараджа Притху, подобно Богу Солнца, излучал тепло и свет, без которых невозможна жизнь. Он также взимал налоги, и отдавал такие строгие распоряжения своим подданным и министрам, что никто не смел ослушаться его приказов. С другой стороны он как лунный свет, радовал каждого. Обе планеты, Солнце и Луна, каждая по-своему, влияют на жизнь Вселенной, поддерживая установленный порядок, поэтому современным ученым и философам нужно узнать о совершенном замысле Верховного Господа, который стоит за всем, что происходит во Вселенной.

Лекция:

Здесь описано идеальное поведение царя, раджи. Царь должен представлять Верховную Личность Бога. В Бхагавад-гите Кришна говорит: "Среди людей Я - царь". И царь, Махараджа Притху, представлял Господа таким образом, как описано в этом стихе. С одной стороны он был подобен Солнцу, а с другой - Луне. В Бхагавад-гите вселенская форма Господа описывается как шашесурья нетрам. Это значит, что Солнце и Луна являются глазами Господа. И комментатор Баладев Видьябхушана объясняет, что с непреданными Господь подобен Солнцу, Он очень горяч и суров, а с преданными Он подобен Луне. Это Кришна. Кришна достаточно горяч, когда дело заходит о непреданных. Намам душкритино мудха... Кришна говорит: негодяи. А что касается преданных, то Кришна говорит патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактья праяччхати - можете дать Мне что-нибудь, и Я буду очень счастлив, Я приму это. Бхавами на чират партха - очень быстро Я спасу тебя из океана рождений и смертей. Мокша ишьями ма шучаха - Я освобожу тебя от материального существование, не беспокойся ни о чем. Это Кришна. Йе йатха мам прападьянте тамс татхаива... - Кришна отвечает взаимностью, Он говорит, если ты хочешь быть негодяем - принимай от Меня побои. Если хочешь быть преданным, то тогда принимай от меня освежающий свет луны. И царь подобен этому. Для тех, кто нарушает закон, они должны его бояться. Он должен быть таким могущественным и решительным, чтобы они боялись нарушить закон. Прабхупада приводил пример, что в минувшие времена в Джайпуре, в Раджастане, сам царь правил суд. И он был таким решительным, что если кого-то ловили на том, что он крал, то царь собственноручно отрубал ему руку, ладонь. В результате в Джайпуре никто не воровал. Потому что всем нужны их руки. Что-то могло лежать на обочине дороги, и утром, когда вы проходили мимо - вы видели это, вечером когда вы проходили мимо - то же самое добро лежало на том же месте. Люди знали: это не принадлежит мне. Я не могу украсть это, присвоить. Царь на месте. Это очень хорошо, потому что подданные такого царя чувствуют себя защищенными, в безопасности. Ашантасья кутах сукхам - без умиротворения могут ли люди быть счастливы?

В царстве должен царить мир, и для этого должен быть могущественный царь. Там не должно быть ни гангстеров, ни преступников, ни тех, кто нарушает законы - все должны быть мирными. Сурьяват. С другой стороны, царь должен проявлять очень большое... очень милостивым по отношению к своим подданным, потому что он должен обеспечивать их всем необходимым. Он должен заботиться о том, чтобы в царстве была приятная атмосфера, чтобы были разбиты парки, вырыты озера, достаточное количество пищи, хорошие здания, квартиры, чистый воздух. И прежде всего - сознание Кришны. Должна быть ягья, жертвоприношение во имя удовлетворения Верховного Господа. И это жертвоприношения нужно исполнять таким образом, чтобы все могли принять в нем участие и получить благо от этого. В минувшие времена цари устраивали раджасуя-ягьи и другие ягьи, брахманы принимали в них участие, читая мантры и так далее, кшатрии принимали участие организуя все, приводя людей и необходимые ингредиенты для ягьи, вайшьи приносили зерно и гхи. Шудры также принимали участие в жертвоприношении, играя на музыкальных инструментах и помогая другим сословиям. И в конце жертвоприношения все получали что-то свое. Брахманам доставались коровы, украшенные попонами и золотом, им доставалось зерно и злаки, нужна жена - забирайте пожалуйста, кого хотите. Все, что нужно. И брахманы были очень счастливы. Кшатрии также получали вознаграждение. Вайшьи также были довольны. И шудры также получали что-то, чтобы быть довольными. Но не деньги. Потому что они шудры. Если дать шудрам деньги, то они сразу же растратят их на ненужные вещи. Их обманут или они деградируют с помощью этих денег.

В прошлом году я ехал на поезде в Индии и рядом со мной сидел один профессор. И она путешествовали в этом поезде по поручению правительства, в командировке. Где-то в Центральной Индии тогда случилось большое землятрясение, я забыл, где точно. У людей развалились дома, и люди оказались в очень печальном, плачевном положении. И Федеральное правительство выделило определенные деньги, чтобы каждая семья, которая пострадала от этого, получила что-то и могла починить свои дома и продолжать жить. Определенную сумму каждой семье. И этот бюджет был выделен из федерального бюджета, и он был передан правительству штата, а правительство штата выделило это местным властям. И эта женщина профессор, которая приехала, чтобы проверить, она удивилась, она сказала: все получили деньги. Я был в шоке. После того, как это все прошло по инстанциям, они получили деньги себе. И затем что произошло: в каждом из этих районов, где были разрушения, кто-то открыл вино-водочные магазины. И все эти магазины и забегаловки они процветали, а у людей к концу дня осталось столько же денег, сколько было до того. Потому что они шудры. Шудрам нужно предоставить жилье, они должны получать одежду, пищу и так далее - но не деньги. Их нельзя эксплуатировать. Нельзя сказать, что из-за того, что голова вам важна, вы будете плохо относиться к своим ногам. Однако вы не даете своим ногам, своим пяткам книгу чтобы читать. Шудрам обычно не дают денег, но им нужно, им дается, предоставляются различные удобства для того, чтобы они также были счастливы. В противном случае они поднимут революцию и свергнут правительство.

Когда в обществе отсутствуют квалифицированные брахманы, то высшие классы, сословия общества становятся очень жадными, потому что они не получают руководства от брахманов, и соответственно, они начинают эксплуатировать шудр. Правительственные чиновники эксплуатируют бизнесменов, бизнесмены вместе с правительственными чиновниками пытаются эксплуатировать рабочий класс, и в конце-концов всех это все так раздражает, что они начинают поднимать бунт и говорят, что нам ничего не нужно. Они свергают власть, страна погружается в хаос и в конце-концов воры и разбойники начинают торжествовать. И все погружается в хаос. Таким образом ответственный царь должен заботиться о том, чтобы все его подданные были довольны. Луна проливает свой свет не только на определенные избранные участки земли. Луна проливает свой свет повсюду. Точно также Движение Сознания Кришны должно проливать свой свет повсюду. Шрея означает высшее благо для всех живых существ. Не просто какое-то наслаждение, которое в конечном счете обернется страданием, но высшее благо, которое в конечном счете принесет высшее благо человеку. Счастье в этой жизни и освобождение в следующей. В Бхагавад-гите Господь говорит, что все пусть будут счастливы этим жертвоприношением, и в конце пусть все вернутся к Богу. Шрея кара - значит высшая благотворительная деятельность. Видья-вада дживанам - дать трансцендентное знание, духовное знание людям - это высшая благотворительность. Нет ничего более возвышенного и чистого, чем трансцендентное знание. Поэтому знание о сознании Кришны, о преданном служении, вайрагья видья ниджа бхакти йога - должно распространяться повсюду. Шрея коро эва. Эва означает безусловно. Шрея коро эва чандрика витаранам - подобно полной луне, Сознание Кришны нужно распространять как свет, исходящий из полной луны. Луна начинается с тоненького полумесяца и постепенно она растет, наполняется, пока не становится полной. И когда наступает полнолуние - это доставляет самое полное удовлетворение человеку. Люди, которые бродят ночью или рано утром в новолуние, ничего не видят. Но постепенно становится светлее, светлее, по мере того, как луна прибывает, и когда луна становится полной, то даже если все фонари отключены, можно видеть все без фонарей. И атмосфера, которую создает полная луна, исполнена блаженства. Прабхупада говорил, что в полнолуние люди часто отправляются на Тадж-Махал, залезают наверх и смотрят луну, отражающуюся в пруде - это очень красивое зрелище.

Сознание Кришны подобно свету луны, потому что все страдают от жара повторяющихся рождений и смертей. Нароттама дас Тхакур говорит: самсаре вишанали - я день и ночь сжигаем ядом повторяющихся рождений и смертей. Мы находимся в этом палящем огне повторяющихся рождений и смертей, старости, рождения, болезней и смерти. Или как стих, который мы прочитали пару дней назад: "душпуренаналена ча" - пылающий огонь материальных желаний. Однако, Луна проливает свой охлаждающий свет на нас. И когда полная луна Движения сознания Кришны восходит на горизонте, то люди обретают счастье. Это обязанность царя, он должен быть достаточно могущественным, чтобы не было беспорядков, чтобы его подданные были защищены и все следовали законам, все организовано как следует. Но с другой стороны он должен предоставлять все возможности для духовного прогресса. Теджо нритир асорья - сорья значит сила, могущество, подобные Солнцу. В Бхагавад-гите говорится, что царь должен быть могущественным, бесстрашным, сильным и решительным. И с другой стороны - данам - он должен быть очень щедрым и великодушным. Солнце впитывает воду из океана, но в то же время оно проливает эту воду на Землю. Таким же образом царь должен взимать налоги и потом раздавать эти же налоги ради блага своих подданных, действуя под руководством благочестивых брахманов, которые знают, каким образом можно принести благо подданным царя. Царь должен слушаться указаний брахманов, а брахманы должны подчиняться священным писаниям. А мошенники и разбойники и негодяи должны получать наказание или должны быть изгнаны, высланы. Паритраная садхунам винашая ча душкритам. Со злодеями нужно поступать, как они того заслуживают, а преданных, садху, святых людей нужно защищать. Истинный закон религии - чистое преданное служение должен быть установлен в государстве. В этом цель движения санкиртаны Шри Чайтаньйи Махапрабху.

Харе Кришна.

Вопросы?

Боятся, что если они зададут вопросы, то будут наказаны.

Вопрос: Есть сравнение социального организма и тела человека. В теле человека все понятно, ноги обычно не очень хотят читать книги. Но в человеческом обществе все далеко не так благополучно, потому что все тут вверх ногами, вверх тормашками. Как это объяснить?

ДС Это норма Кали-Юги. Есть один афоризм, который употребляют в американской армии, он на достаточно непристойном языке звучит, но если перевести это на пристойный язык, что "все в порядке, повсюду одни беспорядки". Это ситуация Кали-Юги, повсюду одни беспорядки - значит все в норме. Но если Бхагавата-дхарма распространяется повсюду, то калау нашта дриша - тьма Кали-Юги может быть рассеяна с помощью света Шримад-Бхагаватам.

Вопрос: Шрила Прабхупада часто говорил, что если миром будет править праведный царь, то все будет процветать. А климат тоже улучшится? Потому что он говорит, что природа будет сотрудничать с ним.

ДС Да, даже климат улучшится. Сначала улучшится политический климат, потом финансовый климат, социальный климат и в конце-концов настоящий физический климат тоже улучшится. Полубоги будут сотрудничать. Когда постоянно совершается ягья, то тогда погода тоже приходит в норму. Люди постепенно начинают понимать, что природа является своего рода живым организмом. Если вы насилуете природу, то природа отвечает вам взаимностью. Чем больше вы стараетесь эксплуатировать природу, тем в большей степени вы страдаете от самой же природы. Люди пытаются эксплуатировать природу, строя заводы, фабрики, автомобили выпуская, и в конце-концов природа платит нам тем же самым - больше уже этим воздухом невозможно дышать. Люди эксплуатируют ее различными химическими веществами и в результате мы страдаем из-за того, что воду невозможно пить. Чем больше мы пытаемся эксплуатировать материальную природу, тем в меньшей степени природа сотрудничает с нами и в результате мы страдаем. Но чем в большей степени мы подчиняемся законам природы и стараемся сотрудничать с ней, тем в большей степени природа проливает на нас свою милость. Чем в большей степени мы сопротивляемся сильному государству, государственной власти, тем в большей степени государство пытается посадить вас в тюрьму и так далее. Но чем в большей степени мы сотрудничаем, тем больше блага мы получаем от государства. Но если власть правительства только жесткая, но не мудрая, то правительство такое только пытается эксплуатировать своих подданных как и все остальное в мире. Как, например, люди, крестьяне, люди, которые живут на селе, они по-своему сильны и жестки, но при этом они не мудры, поэтому они думают, что коровы предназначены для того, чтобы есть их, эксплуатировать и продавать. Если бы они были мудрыми, то они бы знали, что мы получим большее благо, если будем защищать коров.

ДС Здесь задается вопрос относительно ситуации в ББТ, это не относится непосредственно к теме лекции по Шримад-Бхагаватам, поэтому сегодня вечером мы проведем Ишта-Гоштхи в 6 часов, и этот вопрос можно оставить до тех пор.

Вопрос: В писаниях сказано, что чистое преданное служение не может осквернить материальная природа. Поясните, пожалуйста.

Вайдьянатх: Тут что-то с согласованием не так, кто не может кого осквернить?  Материальная природа не может осквернить преданное служение, или преданное служение не может осквернить материальную природу?

ДС По определению. Нечто чистое не может быть осквернено, поэтому по определению. Нечто чистое не может быть осквернено, если оно осквернено, то оно не чистое. Есть вещь, которая называется смешанным преданным служением. Оно осквернено. Это преданное служение, но оно смешано с чем-то оскверняющим, таким, как влияние тамо-гуны, раджа-гуны. Или оно осквернено какими-нибудь умственными... философскими рассуждениями или материальной деятельностью. Аньябхилашита шуньям гьяна кармади анавритам. Но когда преданное служение свободно от всякого осквернения - оно называется чистым преданным служением.

Вопрос: В предыдущем комментарии говорится, что царь должен удовлетворять чувства своих подданных и в то же время вести их к освобождению. Это само по себе подразумевает только путь правритти-марга и для пути нивритти-марга не остается места, потому что путь нивритти-марга подразумевает отречение от чувственных наслаждений.

ДС Нет. Если человек хочет быть йогом, он не может есть, сколько влезет. Но также он не может голодать. Он должен есть, если вы не едите, то как вы можете заниматься йогой? Вы умрете. Точно также на чати свапна шиласья - мы не должны спать, как медведи, но это также не значит, что мы должны не спать и бодрствовать всю ночь. Это означает - юкта хара вихарасья - это означает, что человек может избавиться от всех страданий. Каким образом? Регламентировав свою жизнь, упорядочив ее. Юкта хара означает, что ваша еда регламентирована, ваш сон регламентирован, что чувственные наслаждения регламентированы. Однажды я спросил Шрилу Прабхупаду: "Я проповедую студентам, и студентов очень трудно убедить, чтобы они отказались от наслаждений." Прабхупада сказал: "Мы не запрещаем чувственные наслаждения, мы их регламентируем. Мы не говорим, не ешьте. Ешьте. Кришна-прасад. Мы не говорим, не спите. Спите. Для того, чтобы поддерживать себя в состоянии служить Кришне. Чувствам нужно что-то, поэтому дайте им то, что им нужно. Но не превращайтесь в хрюшку." Если мы просто будем кормить свои чувства, насыщать свои чувства - то это занятие свиньи. Но если мы удовлетворены, удовлетворяя свои потребности, элементарные потребности - это занятие человека, это долг человека. Однажды я был в Тирупати и разговаривал с человеком, который, практически, отвечает за этот храм, организует весь этот храм. Те, кто были в Тирупати, знают, что это самый большой храм в Индии. Огромная территория, огромные владения. Шрила Прабхупада говорил, что мы должны учиться искусству управления и менеджмента у администрации храма в Тирупати. Практически, невозможно поверить, что вы в Индии находитесь - так хорошо там все организовано. Те, кто были в других районах Индии, понимают, что я имею в виду. Еще относительно недавно это был достаточно неизвестный храм, и за несколько десятилетий он превратился в самый большой и самый знаменитый, и я поговорил с человеком, который стоял за всем этим. Они все очень здорово организовали для пилигримов, для паломников, где они могут останавливаться, где они едят и так далее, все там есть, что необходимо. И этот джентельмен, чьего имени я не помню, сказал, что наш принцип, на котором мы действуем, заключается в том, что все то, что нужно людям - должно быть бесплатно дано. Удобства предоставляются за себестоимость. А роскошь не позволяется вообще. Такой же принцип у нас, в общем. Те, кто остаются брахмачари, им даются элементарные... удовлетворяются их как бы элементарные потребности. Те, кто хотят жить более удобной жизнью - им предоставляется возможность жить семейной жизнью. А те, кто хотят чувственных наслаждений и роскоши - пожалуйста, присоединитесь к кармическому миру.

Вопрос. Каковы последствия такого преданного служения, которое смешано, например, с тамо-гуной?

ДС Гнев, глупость, страдания, которые приносит нам наша тамасическая природа. Вы получаете благо, которое вам приносит преданное служение, как таковое, но вы получаете также несчастья и страдания, которые приносит влияние этой гуны. Может быть, несколько в меньшей степени, потому что они смешаны с преданным служением. Под влиянием гуны невежества вы ленивы, вы часто не знаете, что делать, попадаете в заблуждение, но тем не менее, у вас есть какое-то желание служить Кришне, и таким образом получается эта смесь. Но когда это чистое преданное служение - вы получаете полное благо. В Третьей Песне Господь Капиладева объясняет это более подробно. Мне нужно посмотреть этот раздел. Он более точно описывает плоды смешанного преданного служения.

Вопрос: Есть ли где-нибудь в ведической литературе описания Юга-аватар в Сатья-Югу и Трета-Югу? Нам не очень много известно о них, почему они не так известны и не так важны, например, Господь Рамачандра очень известен, а как в Сатья-Югу и Трета-Югу?

ДС Да, о них говорится в 11 Песне Шримад-Бхагаватам. Сатья-Юга аватара, Трета-Юга аватара. Двапара-Юга аватара и Кали-Юга аватара. Там описаны характеристики этих аватар, но не очень подробно. В конце-концов, мы с вами в Кали-Юге. Но коротко они описаны. Вы получили короткий ответ. Другие вопросы?

Вопрос: Как избавиться от эгоизма, говорится, что для этого нужно распространять движение Господа Чайтаньйи, но ничего не получается, потому что эгоизм-то все равно есть.

ДС Проблема наша заключается в том, что мы всего лишь относительно эгоистичны, а нам нужно стать "абсолютными эгоистами". Если вы серьезно хотите стать эгоистом, то вы должны обрести сознание Кришны. На те видух свартха гатим хи вишнум. Люди не знают, в чем заключается их истинная свартха, их истинная... их собственный интерес, в чем их интерес, что принесет им благо. Если бы человек обладал истинным знанием, он бы понимал, что истинная цель нашего эгоизма, нашего блага для нас самих - это Вишну. Люди глупые, они думают, что их эгоизм должен заключаться в том, чтобы приобрести дачу или какую-нибудь уродливую жену... если они бы были настоящими эгоистами, они бы хотели оказаться на Ваикунтхе и пребывать в этой атмосфере Ваикунтхи и общаться с Самим Богом. Вместо того, чтобы обрести большое, сильное, гниющее механическое тело, они бы хотели обрести тело, которое создано из вечности, знания и блаженства. Поэтому люди толком не знают, как стать эгоистами. Они не знают, что такое эго на самом деле. Для того, чтобы быть эгоистом, нужно, между прочим, знать, что такое эго, что такое "Я". Они хотят действовать ради собственного блага, но так как они не знают, кто они такие, они действуют ради блага вот этого вот... вот этой вот оболочки, которую либо зароют в землю, либо сожгут в огне, либо отдадут стервятникам на растерзание. Так как они не знают сва-артха, истинное благо, истинный интерес для самого себя, они работают ради бахир-артхи, внешнего интереса, того, что не относится к ним самим. Они действуют ради блага внешнего материального тела. Поэтому будьте эгоистами, но настоящими эгоистами. Для этого нужно понять индивидуальное эго в отношении к высшему эго, к высшей душе.

Спасибо большое, слава Шриле Прабхупаде.

Джайадвайта Махарадж ки-джай!

О Кришне рассказывают:

Вриндадевйаштака

8  молитв-прославлений  Туласи

1
гангея  чампея  тадид  вининди
рочих праваха снапитайма вринде

Шри нама киртан

Пение святых имен
(из «Гитавали»)

яшомати-нандана    любимый сын матери Яшоды

Как очистить свое сердце

Бхакти Чайтанья Свами, Чч, Мадхйа, 19.159 Июнь 2004

Сегодня вечером мы поговорим с вами об...

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Имена Господа

Ограниченность собственного опыта

Бхакти Чайтанья Свами, ШБЗ.9.20, 22.05.05, Красноярск.

йо 'видйайанупахато 'пи дашардха-врттйа...

Восемь игр Шри Чайтаньи в течение суток

Вишванатха Чакраварти Тхакур написал на санскрите песню “Восемь игр Шри Чайтаньи в течение...