07 Дек 2012

Лекция, прочитанная Е.С. Джаяпатакой Свами в День явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, 11 февраля 2004.

ШБ 1.3.20
аватаре шодашаме  пашйан брахма-друхо нрпан
трих-сапта-кртвах купито  них-кшатрам акарон махим

Перевод: 
В шестнадцатом воплощении Бога Господь [в образе Бхргупати] двадцать один раз уничтожил правителей [кшатриев], разгневавшись на них за неповиновение брахманам [интеллектуальному сословию].

Комментарий: Предполагается, что кшатрии, то есть административное сословие, правят планетой под руководством представителей интеллектуального сословия, которые дают им наставления в соответствии с  шастрами  - священными книгами. При исполнении своих обязанностей правители должны руководствоваться советами брахманов. Кшатриев (правителей) не подчиняющихся указаниям ученых и разумных брахманов, смещают силой, ставя на их место более достойных.

Так заканчивается перевод и комментарий Бхактиведанты Свами к 20 стиху 3 главы 1 Песни Шримад-Бхагаватам, которая называется «Кришна - источник всех воплощений».

Итак, есть два способа проповеди сознания Кришны. Парашурама избрал очень трудный способ. В то время кшатрии не следовали за брахманами, а презирали их. И Парашурама уничтожил кшатриев. А потом еще раз уничтожил. Он делал так 21 раз. Прабхупада рассказывал, что в то время кшатрии бежали из Индии на Север, на Запад и на Восток, и поэтому сейчас существуют индо-европейские языки, которые пришли из Индии. А не так, как говорят современные археологи, что все люди пришли из Европы. Нам известно, что все пришли из Индии и поэтому в разных странах языки так похожи.

Смысл в том, чтобы установить сознание Бога по всему миру и нормы жизни, опирающиеся на шастры. Однажды в Калькутте мы со Шрилой Прабхупадой проезжали мимо Законодательной Ассамблеи, это что-то типа правительства штата Бенгалия. Когда Прабхупада увидел это, я точно не помню, о чем мы до этого говорили, он сказал: «О, это Законодательная Ассамблея. Все депутаты и члены правительства должны быть разумным классом людей, они должны строго следовать нравственным нормам. Если они в разных религиях, это нормально. Но они должны строго следовать своим религиям. Вот такие люди должны быть в правительстве.» Желанием Прабхупады было, чтобы со временем миром стали управлять лидеры в сознании Кришны, руководимые сознающими Кришну брахманами. Но до этого нам еще далеко.

Когда мы беседовали с Гопалой Бхаттой прабху, он говорил о стратегическом планировании в ИСККОН. Один из приемов, которые вы можете использовать – это умение ставить цели. Прабхупада поставил перед нами высокую цель сделать весь мир сознающим Кришну. Я помню, как однажды он разговаривал с Бхактисварупой Дамодарой Махараджем, вдохновляя его попытаться заработать деньги для государства в сознании Кришны. Он говорил обо многих местах, и сказал сделать Маврикий страной в сознании Кришны. Я не знаю, какие еще места они обсуждали. Он определенно хотел, чтобы наша проповедь сознания Кришны была на высшем уровне. Однажды он сказал, не помню точно в Калькутте или в Маяпуре, что он мог бы завоевать весь мир за 18 дней, если бы его последователи в действительности следовали за ним. Почему же этого не было сделано? Потому что мы не настолько чистые его последователи, чтобы быть способными воплотить его мечты.

Мечтой Прабхупады было воплотить мечту Чайтаньи Махапрабху и Его Божественной Милости Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. У меня есть здесь лекция на день явления Его Божественной Милости Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, прочитанная Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 21 февраля 1976 года. Думаю, что было бы неплохо прочитать из нее небольшой отрывок. Нектар Прабхупады всегда несет очищающее воздействие. Прабхупада сказал:

«Сегодня благоприятный день явления нашего духовного учителя, Ом Вишнупады Парамахамсы Паривраджакачарьи Аштоттара-шата Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады. Миссия Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура… В отдельности от его жизни, мы особенно подчеркиваем важность его миссии. Это место, Маяпур, раньше называлось Мияпура. В основном, здесь жили мусульмане. Каким-то образом название из Маяпура превратилось в Мияпура. У людей все еще есть сомнения, где же место рождения Шри Чайтаньи Махапрабху. И Бхактивинода Тхакур предпринял поиски, чтобы найти настоящее место. Итак, под руководством Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа было установлено, что эта Йогапитха и есть место рождения Шри Чайтаньи Махапрабху. И Бхактивинода Тхакур захотел увеличить славу этого места, подобающую святому имени Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому он начал это движение развития Маяпура. Он не закончил это и передал Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру. И благодаря усилиям его и его учеников, это место постепенно развивается. И мы также пытаемся развивать это место. Поэтому мы назвали этот храм Маяпур Чандродая.»

Вы все знаете, что означает «Маяпур Чандродая»? «Удая» значит расти, а «Чандродая» значит «растущая луна Маяпура-дхамы». Маяпур Чандра, т.е. Господь Чайтанья, растет. Прабхупада продолжает:

«У нас большие планы по развитию славы этого места. К счастью, теперь у нас есть связи с другими странами, особенно с Америкой. Огромным желанием Бхактивиноды Тхакура было, чтобы американцы приехали сюда и развивали это место, и пели бы, и танцевали вместе с индийцами. Он, как и Чайтанья Махапрабху, мечтал, чтобы

притхивите ачхе йата нагаради грама
сарватра прачара хаибе мора нама

Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы все индийцы приняли участие.

вхарата бхумите манушйа-джанма хаила йара
джанма сартхака кари’ пара-упакара
[ЧЧ. Ади 9.41]

Это миссия Чайтаньи Махапрабху, пара-упакара. Пара-упакара – значит делать добро другим. Конечно, в мире многие люди делают добро другим, есть благотворительные общества, но, так или иначе… Почему так или иначе? Почти все они думают, что тело – это и есть мы сами, и делать что-то хорошее для тела – это и есть благотворительность. Но, на самом деле, это не благотворительность, так как с помощью Бхагавад-гиты мы ясно понимаем, антаванта име дехах нитйашйоктах шариринах. Тело – это антават. Анта значит, что ему придет конец. Каждый знает, что его тело не вечно, ему придет конец.»

Так говорил Шрила Прабхупада. В те дни наши фестивали проводили, в основном, американцы, так как их было большинство. Но теперь русских даже больше, чем американцев. В годы Советского Союза это было немыслимо. Прабхупада продолжает:

«Итак, отсюда Шри Чайтанья Махапрабху начал это движение, движение сознания Кришны, распространившееся по всей Индии. И Он хотел, чтобы притхивите ачхе йата нагаради грама, сколько бы ни было городов и деревень, это движение сознания Кришны должно там распространяться. Итак, теперь это движение сознания Кришны в ваших руках. В 1922 году Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур хотел, чтобы я делал что-то в этом направлении. Он хотел этого от всех своих учеников. Он особенно подчеркивал много раз: “Делай это. Все, что ты знаешь, постарайся распространять на английском языке”.

В 1933 году, когда он был на Радха-кунде, я был в Бомбее по делам моего бизнеса. Но я поехал повидаться с ним, а один мой друг захотел пожертвовать землю в Бомбее для Бомбейского Гаудия Матха. Это долгая история. Я хочу рассказать о миссии Бхактисиддханты Сарасвами Госвами. Как раз в то время там был один из моих духовных братьев. Он напомнил мне о пожертвовании моего друга, и Бхактисиддханта Сарасвами Тхакур Прабхупада немедленно взял эту землю. Он сказал, что “нет необходимости строить много храмов. Лучше мы будем печатать книги”. Он так сказал. Он сказал: “Мы открыли наш Гаудия-Матх в Ултаданге. Арендная плата была очень маленькая, и если мы могли собирать до 250 рупий, это было очень хорошо. Так продолжалось. Но когда Дж.Б.Датта пожертвовал нам мрамор тхакурабари, началось соревнование между учениками. Мне это не нравится. Я бы предпочел снять весь этот мрамор и продать и напечатать книги”.

Я осознал это. Особенно он говорил мне: “Если у тебя будут деньги, старайся печатать книги”. Итак, благодаря его благословению и вашему сотрудничеству, все идет удачно. Сейчас наши книги продаются по всему миру, и продажа эта успешна. И в этот особенный день явления Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура старайтесь помнить его слова. Он хотел, чтобы печаталось много книг о нашей философии, и они должны распространяться особенно среди англоговорящих людей, так как сейчас английский – это язык международного общения. Мы путешествуем по всему миру. И где бы мы ни говорили по-английски, нас понимают, за исключением нескольких мест. Итак, в этот особенный день явления Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура я особенно прошу моих учеников, сотрудничающих со мной, стараться печатать как можно больше книг и распространять их по всему миру. Это удовлетворит и Шри Чайтанью Махапрабху, и Бхактисиддханту Сарасвами Тхакура. Большое спасибо.»
Преданные: Джая Шрила Прабхупада! Ки джай!

Итак, в дни явления предшествующих духовных учителей мы вспоминаем их миссию. А миссией Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура было, как объясняет Шрила Прабхупада, продолжение миссии Бхактивиноды Тхакура. Бхактивинода Тхакур развивал Маяпура Дхаму, распространял движение санкиртаны, печатал книги. И Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур делал все это, развивал Маяпура Дхаму – он пришел сюда и повторял 100 000 имен, иногда 2 300 000, он переводил книги Госвами, Кришнадасы Кавираджа, в основном на бенгали, распространял. Здесь он делал ежедневную газету «Гаудия Патрика», и он просил своих учеников ежедневно выходить и продавать ее. Люди удивлялись, как ему удается делать ежедневную газету, описывающую духовные темы. От отвечал: «Ну, этот материальный мир – это лишь эка-пада вибхути, 1/4 часть энергии, а мир духовный – это 3/4 энергии. Поэтому у нас в три раза больше тем, так что есть так много информации для публикации». Вот так.

Когда преданные распространяли немного книг, он был очень доволен. Можно видеть, как Шрила Прабхупада посвятил себя выполнению наставлений и миссии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Все, на что указывал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, этот приказ Прабхупада воспринимал, как цель своей жизни. Поэтому Прабхупада сначала поехал в англоговорящие страны. Конечно, он путешествовал по всему миру, по разным странам. Он выполнял наставление своего духовного учителя распространить движение сознания Кришны по всему миру. На самом деле, Шрила Прабхупада чуть ли не извинялся, когда вернулся в Индию. Он сказал: «В действительности, приказ моего гуру не в том, чтобы проповедовать здесь, в Индии. Я обязан проповедовать за океаном. Но как мы можем проповедовать по всему миру и рассказывать людям, как удивительна индийская культура, если Индия катится в ад? Поэтому мы должны делать что-то также и здесь, потому что никто больше это не делает. Это моя личная дополнительная жертва, мне это не поручали, но я вижу, что это необходимо».

Так Шрила Прабхупада организовал индийскую ятру. Сначала у него были только Маяпур, Вриндаван, Калькутта и Бомбей, но постепенно все распространилось по всей Индии. Прабхупада упомянул здесь о развитии Маяпура. Я слушал множество лекций, где Прабхупада говорил о том же самом: секрет успеха нашей духовной жизни в удовлетворении предыдущих ачарьев. Поэтому Прабхупада имел успех. Что бы он ни пытался осуществить, выполняя желания предыдущих ачарьев, это имело успех. Поэтому желание Шрилы Прабхупады развивать Маяпур очень важно, как подношение предыдущим ачарьям. Он делал это не ради удовлетворения своих собственных амбиций, а ради удовлетворения всех предыдущих ачарьев.

Когда Прабхупада впервые приехал сюда, он послал нас пригласить всех членов Гаудия Матх к нам на фестиваль Гаура-пурнима. Они все пришли сюда, и по просьбе Прабхупады была сделана эта знаменитая фотография. Для Маяпурского Проекта здесь был установлен изначальный Ананта-шеша. Была вырыта яма 3.5 метра. Прабхупада спустился туда…

Итак, когда здесь собрались его духовные братья и племянники, он обратился к ним: «Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур просил нас сотрудничать». Фактически, одним из последних приказов Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура было: «Вы все должны сотрудничать, вы должны проповедовать послание Рупы Госвами и Рагхунатхи, распространять послание шести Госвами и Чайтаньи Махапрабху».

Вот такое наставление… Конечно, вы знаете, что Гаудия Матх разделился. Здесь теперь так много храмов. И когда Прабхупада приехал, он обращался к каждому: «Наш гуру хотел, чтобы мы сотрудничали. А мы теперь каждый сам по себе. Я приехал, я проповедую по всему миру. Посмотрите, сколько у меня учеников из Америки и других стран. Теперь у меня есть деньги. Так давайте же сотрудничать! Я помогу вам закончить ваши недостроенные храмы и гостиницы. Я дам вам проповедников, чтобы они присоединились к вашим группам санкиртаны. Давайте объединимся.»

Иногда люди говорят, что Прабхупада – выскочка, что он действовал сам по себе, но это очень оскорбительно, потому что он всегда старался сотрудничать с Гаудия Матхом. Когда ему было негде остановиться, они говорили ему: «Сделай свою собственную миссию». Я думаю, Акинчана Махараджа говорил ему нечто подобное, и многие говорили, так что, в конце концов, у него не было другого выбора.

Когда он с успехом вернулся сюда, первое, что он попытался сделать, это «давайте сотрудничать». Но они были не готовы. Ясно, что Шрила Прабхупада старался исполнить это наставление. И даже за семь дней до своего ухода он создал Благотворительный Фонд Бхактиведанты Свами, одной из целей которого является объединение семьи Сарасвата. Я – председатель этого общества. Один из наших проектов – это ежегодная Ратхаятра для Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и ежегодная вечерняя программа на Вьяса-пуджу. Это то немногое, что мы пытаемся делать. Также мы пытаемся создать Ассоциацию Сарасвата Гаудия Вайшнавов для ежегодных встреч и совместных проектов по защите Маяпур Дхамы и других. И если что-то становится возможным, то это благодаря мечте Прабхупады и благодаря его милости.

Итак, у Прабхупады был план, как сотрудничать. Ну, а если они не хотели сотрудничать, что же он мог поделать? Но он продолжал. И сейчас мы также должны защитить это движение, и в то же время мы, безусловно, готовы улучшать отношения и сотрудничать со всеми гаудия-вайшнавами, особенно с членами нашей семьи, потому что этого хотел Прабхупада.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур написал последнее письмо своим ученикам. У меня нет с собой копии, но я помню и могу пересказать. Он писал: сотрудничайте, проповедуйте, развивайте Маяпур дхаму, так как это место рождения Чайтаньи Махапрабху, и это очистит весь мир. Развивайте Навадвипа-дхама-парикраму, так как совершая парикраму, вы очищаете весь мир. Публикуйте и распространяйте вайшнавскую литературу и организуйте Нама-хатту, чтобы можно было занять людей, купивших книги. Затем вы сможете сделать их частью своей общины, превратить их в преданных и занять служением.

Он и не думал, что все будут жить в храме как отреченные санньяси. У него были матхи, у него было также много учеников-грихастх, поэтому он говорил, займите их в Нама-хаттах, в небольших группах и программах, и тогда они смогут помочь в развитии Маяпура, в парикрамах и книгах. И так далее снова. Так что община тоже занята в миссии. Вот таков был последний приказ его ученикам.

Меня всегда очень вдохновляло то, с какой решимостью Шрила Прабхупада посвящал себя выполнению приказов своего духовного учителя. Когда бы его ни спрашивали: «В чем секрет Вашего успеха?» – Прабхупада всегда отвечал: «Я просто старался выполнить наставления моего духовного учителя. Все случается по его благословению.» Это было отличительной чертой Шрилы Прабхупады.

Однажды я зашел к одному из его духовных братьев. Не хочу называть его имя. Он проповедовал нам: «Выполнение приказа вашего гуру не важно, важно просто делать то, что вы считаете правильным.» Тогда я сказал ему то, что говорил наш гуру: «Если вы не можете, по крайней мере, попытайтесь сделать что в ваших силах, чтобы выполнить приказ вашего гуру, а иначе лучше и не жить». Смысл всей нашей жизни – сделать все что в наших силах, чтобы хоть немного реализовать наставления нашего гуру. И когда я это сказал, он замахал на меня руками и выгнал из комнаты, сказав: «Убирайся! У тебя нет правильного понимания.» Но я думаю, что в этом отношении у меня правильное понимание.

На самом деле, Прабхупада хотел, чтобы мы посвятили себя выполнению его миссии. То, как Прабхупада выполнял миссию своего духовного учителя, может вдохновлять нас на выполнение нашей миссии, которая продолжает миссию нашего основателя-ачарьи. И мы рассчитываем на последующие поколения преданных. Среди членов ДжиБиСи есть некоторые ученики учеников Прабхупады. Мы, ученики, которых непосредственно инициировал Шрила Прабхупада, -– уже вымирающий вид. Поэтому мы должны создать эту культуру, нашу духовную корпоративную культуру. Мы посвятили себя выполнению приказа Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, вот такую духовную культуру мы создаем. Если каждый поддержит это, то мы полностью свяжемся с гуру-парампарой, так как его культура – это также выполнение желаний предыдущих ачарьев. Это означает, что мы получаем все полномочия, всю энергию, нисходящую от Кришны через гуру-парампару ко всем нам. ИСККОН получает полномочия через нашу связь. Прабхупада неоднократно говорил, что сознание Кришны нельзя распространить просто материальными методами. Надо получить полномочия:

кали-калера дхарма – (кришна)-нама-санкиртана
кришна-шакти вина нахи тара правартана

Дхарма кали-юги – это нама-санкиртана. И «кришна крипа бине», без милости Кришны, «нахи тара правартана», ее не распространить.

Итак¸ мы зависим от милости Кришны, нисходящей через нашего духовного учителя, через Шрилу Прабхупаду, и сегодня, вспоминая Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, мы нуждаемся в его милости, чтобы быть способными выполнить наставления Шрилы Прабхупады. Прабхупада однажды сказал мне: «Духовный дедушка более милостив, чем духовный отец. Отцу приходится иногда наказывать детей, дисциплинировать их, но, как ты знаешь, дедушка с любовью и нежностью дает детям сладости и игрушки, у него другая роль. И я знаю, что все вы здесь из-за моего духовного учителя, и он очень милостив ко всем вам.»

Живя здесь в Маяпуре, мы часто слышали рассказы разных людей о Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуре. Однажды у меня был помощник. Прабхупада разговаривал с ним. Его звали Чаку Шейх, он был мусульманином, жившим в одной из деревень Маяпура. Он рассказывал мне, что когда ему было 6-9 лет, он часто видел Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура. И, как он рассказывал, все дети в деревне, были поражены при его виде. Он был так высок. Он носил только уттарию, фартук санньяси, типа того, что мы сейчас носим. Чаку Шейх рассказывал, что руки Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура достигали колен, он был аджану-ламбхита, как Господь Чайтанья. У него были три линии на талии и три линии на шее, три-рекха. И дети просто смотрели на него в изумлении.

И что же он делал? У него был полный пакет махапрасадных сладостей, и он раздавал их деревенской детворе, и они сбегались к нему и получали он него сладости. Он был очень популярен. Когда бы он ни проходил через деревню, дети бежали за ним, ожидая сладости. Он построил такие хорошие отношения, что мусульманские лидеры пожертвовали ему сотни акров земли. Весь его ашрам построен на земле, которую деревенские жители Маяпура пожертвовали ему из чувства уважения, потому что «он – садху». Тогда индусско-мусульманские отношения были теплыми, до того, как пришла вся эта политика, разделение Индии.

Мы, конечно, знаем, что он был симха-гуру, он был очень тяжел. В проповеди он был очень активен, и он решительно распространял сознание Кришны. В те дни широко распространилась одна миссия, и он активно проповедовал против нее, но после его ухода это заглохло. И он активно проповедовал против кастовых госвами, которые монополизировали вайшнавизм. Он давал упанаяну и второе посвящение вайшнавам, рожденным в других варнах. Он давал им яджнопавиту, священный шнур, против чего протестовали кастовые брахманы. Сейчас уже с ними нет такого спора. Он все основывал на философии, что если кто-то вайшнав, то, согласно шастрам, он также и брахман.

Во многих случаях он активно устанавливал революционные методы практики сознания Кришны в современную эпоху. С одной стороны, он был крайне аскетичный садху, который повторял 300 000 имен на Радха-кунде, но, когда он был на приеме у царя Трипуры, он надевал шафрановый китель летом или пальто зимой, большой тюрбан и кожаные туфли, чтобы предстать перед ориентированными на Британию членами царской семьи и местными лидерами.

О Кришне рассказывают:

Игры Господа Чайтаньи

Бхакти Чайтанья Свами. Июнь 2004, Чч. Антйа 8.32 Красноярск.

Я надеюсь, у всех вас дела идут...

Радха пранама

Радха расешвари рамйа   рама ча параматманах
Расодбхави кришна-канта  ...

Шри Радха-прартхана

Шри Витхалачарйи
1
крипайати йади радха бадхиташеша-бадха
ким апарам вашиштам пушти-мариада-йорме

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Имена Господа

Ведическая культура

Лекция Вадьянатхи прабху, Москва, 18.09.1998

Шримад-Бхагаватам 4.23.4

татра апи адабья ньяма

Шри Нитйанандаштака

Шрилы Вриндавана даса Тхакура

Вриндаван дас Тхакур был сыном Нараяни деви, племянницы Шриваса...